Лекции по "Возрастной анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций

Краткое описание

Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Оглавление

1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_vozrastnoy_anatomii_i_fiziologii.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Наследственность и  развитие организма

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости  от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы  внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.). К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры  окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что  в пределах одного теплокровного  вида размер тела подвида обычно увеличивается  с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут  выступать по отношению к растущему  организму как симбионты –  бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и  как следствие – отставание в  физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того, большинство  отечественных физиологов склонны  считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета как  в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие  социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста

 

 

 

5. Понятие о  нейрогуморальной регуляции функций организма.

 

Организм человека работает, как  единое целое, благодаря механизмам регуляции физиологических функций: гуморальному, нервному.

Гуморальный механизм регуляции (от лат. humor — влага) осуществляется с помощью химических веществ, которые образуются в процессе обмена веществ, в клетках, разносятся кровью по всему организму и влияют на деятельность клеток, тканей и органов. Некоторые из них владеют высокой биологической активностью — гормоны. В очень малых концентрациях они способны вызывать значительные изменения функций отдельных органов и организма в целом.

Гормоны – специфические, физиологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции

Гуморальная регуляция характеризуется  тем, что вещество, которое не имеет  определенного " адресата" (химическое вещество действует на все клетки, но чувствительными к нему будут  те, в которых есть соответствующий  рецептор), медленно действует, длительное время влияет на организм.

Нервная регуляция — более совершенная, обеспечивается деятельностью нервной системы, которая объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. ЦНС достаточно тонко и точно воспринимая изменения окружающего и внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивает развитие и приспособление организма к переменчивым условиям существования.

Нервная и гуморальная  регуляция тесно взаимосвязана между собой. Гормоны влияют на состояние нервной системы. Образование и выделение гормонов контролирует нервная система. Нервные структуры чрезвычайно быстро воспринимают мельчайшие изменения физико-химических параметров внешней и внутренней среды и соответственно реагируют на них с помощью химических факторов регуляции. Нервная и гуморальные механизмы регуляции действуют взаимно согласованно, и образуют единственную нейрогуморальную регуляцию, которая создает условия для взаимодействия всех систем организма, связывает их в единое целое и обеспечивает взаимодействие организма со средой

 

 

 

6. Анатомия  и физиология нервной системы.

 

Развитие ребенка – это в  первую очередь результат развития его нервной системы. Чтобы понять процессы роста и развития ребенка, правильно организовать учебно-воспитанный процесс, в школе, необходимо знать строение и функции нервной системы, особенности ее развития.

Значение  нервной системы

— регулирует и координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого;

— осуществляет связь  между организмом и окружающей средой, обеспечивая наиболее эффективное  приспособление его к изменениям окружающей среды;

— является материальной основой психической деятельности человека.

Нервная система выполняет функции  восприятия раздражений окружающей и внутренней среды, их анализа и  организации, соответствующих ответных реакций, на эти раздражители. Соответствующая  реакция осуществляется в форме  рефлекторных изменений деятельности отдельных структур организма (физиологичных функций) и изменений поведения всего организма. Поведение является высшей формой приспособления организма к окружающей среде.

Структурно  нервную систему разделяют на следующие отделы, — центральный и периферический.

Центральную нервную систему (ЦНС) образуют головной мозг и спинной. Она состоит из белого и серого вещества. Серое вещество образовано скоплением тел нейронов, а белое — их отростками.

Периферическая нервная система образована:

— нервами, которые отходят от головного и спинного мозга (12 пар — черепно-мозговые нервы и 31 пара — спинномозговые);

— нервными узлами —  скоплениями нервных клеток вне  спинного и головного мозга.

Функционально, нервную систему разделяют на:

1. соматическую (анимальную) — обеспечивает чувствительность тела, иннервирует скелетные мышцы, анализаторы;

2. вегетативную (автономную) — регулирует деятельность внутренних органов и вегетативных функций организма (обмен веществ, дыхание, выделение, и другие), иннервирует внутренние органы, железы, кровеносные сосуды. Ее разделяют на две части, которые действуют противоположно: симпатическую и парасимпатическую.

Как в центральном, так и в  периферическом отделах НС, содержатся элементы соматической и вегетативной ее частей, благодаря чему достигается единство всей НС.

Развитие нервной  системы ребенка — это постоянный процесс, который начинается еще в зародышевом периоде и длится в течение всего детства и юношества.

Нервная система начинает формироваться  на третьей неделе эмбрионального развития из дорсальной части внешнего зародышевого листка (эктодермы). Проходит стадии: нервной пластинки; желобка с поднятыми краями; замкнутой нервной трубки, по краям которой формируется глиальные пластинки; из нижнего отдела нервной трубки образуется спинной мозг, а из передней — головной.

Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглий.

Нейрон — нервная клетка с отростками, структурная и функциональная единица нервной системы.

В нейроне выделяют тело и отростки. Есть два вида отростков нейронов:

1. Аксон — это длинный отросток нейрона, проводит нервный импульс от тела нервной клетки к другим нейронам или рабочим органам. В клетке бывает он всегда один, заканчивается разветвлениями (нервными окончаниями) — терминалиями на другом нейроне или структуре рабочего органа. От аксона отходят отдельные отростки — коллатерали;

2. Дендриты — короткие отростки нейрона, которые сильно ветвятся, проводят нервный импульс к телу клеток. Имеют боковые выросты (шипики), которые увеличивают их поверхность и являются местами контактов с другими нейронами. У нейрона бывает один или несколько дендритов.

По количеству отростков  нейроны разделяют на:

- униполярные — с одним отростком — аксоном (нейробласти, которые встречаются лишь в эмбрионном периоде)

- биполярные — с двумя отростками — дендритом и аксоном (в сетчатке глаза и спиральном ганглии внутреннего уха);

- псевдо-униполярные — от тела отходит один отросток, который Т – подобен, ветвится на дендрит и аксон (нейроны спинномозговых узлов);

- мульти-полярные — имеют много дендритов и один аксон (наиболее распространена группа нейронов. Например, нейроны двигательных ядер спинного мозга).

По функциональным значениям нейроны разделяют:

рецепторные (афферентные, чувствительные) воспринимают раздражения и трансформируют их в нервные импульсы, передают нервные импульсы к ЦНС;

ассоциативные (вставные, промежуточные) передают импульсы от одного нейрона к другому;

эффекторные (эфферентные, двигательные) передают нервные импульсы от ЦНС к рабочим органам (мышцам, железам).

Афферентные нейроны принадлежат к псевдо-униполярным, их тела лежат в спинномозговых узлах. Отросток, который отходит от тела, Т-подобен делится на 2 ветви, одна из которых идет к ЦНС и выполняет функцию аксона, а другая подходит к рецепторам и выполняет функцию дендрита.

Большинство эфферентных и вставных нейронов принадлежат к мульти-полярным. Мульти-полярные вставные нейроны расположены в задних рогах спинного мозга, и в других отделах ЦНС. Эфферентные нейроны расположены в основном в передних рогах спинного мозга.

Нейроглия обеспечивает функционирование нейронов. Осуществляет опорную, трофическую, секреторную и защитную функции. Она представлена клетками разной формы, которые сопровождают нейроны. С возрастом количество нейронов уменьшается, а нейроглиальных клеток — увеличивается.

В нейроглии выделяют клетки макроглии (глиоциты) и микроглии (глиальные макрофаги).

К макроглиям принадлежат:

1) эпендимоциты, которые образуют плотный слой клеток и выстилающих спинномозговой канал и желудочки головного мозга. Выполняют секреторную функцию — принимают участие в образовании спинномозговой жидкости;

2) астроциты — небольшие клетки звездчатой формы с многочисленными отростками. Формируют опорный аппарат центральной нервной системы;

3) олигодендроциты —  небольшие клетки с короткими очень тонкими отростками. Окружают тела нейронов и их отростки, принимают участие в образовании нервных волокон, формируя их оболочки. Функции разнообразны — трофическая, изоляционная. Клетки микроглии — это мелкие клетки, которые выполняют функции глиальных макрофагов, благодаря своей способности к передвижению

Низшая и  высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека 

Информация о работе Лекции по "Возрастной анатомии"