Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.
1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.
Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.
Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.
Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.
Однако развитие ребенка и реализация
генетической программы происходит
в конкретных условиях внешней среды.
Факторы внешней среды в
Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.). К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.
При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).
Правило Бергмана утверждает, что
в пределах одного теплокровного
вида размер тела подвида обычно увеличивается
с уменьшением температуры
Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.
Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.
Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.
Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.
Таким образом, только рациональная
программа физического
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
Организм человека работает, как
единое целое, благодаря механизмам
регуляции физиологических
Гуморальный механизм регуляции (от лат. humor — влага) осуществляется с помощью химических веществ, которые образуются в процессе обмена веществ, в клетках, разносятся кровью по всему организму и влияют на деятельность клеток, тканей и органов. Некоторые из них владеют высокой биологической активностью — гормоны. В очень малых концентрациях они способны вызывать значительные изменения функций отдельных органов и организма в целом.
Гормоны – специфические, физиологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции
Гуморальная регуляция характеризуется тем, что вещество, которое не имеет определенного " адресата" (химическое вещество действует на все клетки, но чувствительными к нему будут те, в которых есть соответствующий рецептор), медленно действует, длительное время влияет на организм.
Нервная регуляция — более совершенная, обеспечивается деятельностью нервной системы, которая объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет и регулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой. ЦНС достаточно тонко и точно воспринимая изменения окружающего и внутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивает развитие и приспособление организма к переменчивым условиям существования.
Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязана между собой. Гормоны влияют на состояние нервной системы. Образование и выделение гормонов контролирует нервная система. Нервные структуры чрезвычайно быстро воспринимают мельчайшие изменения физико-химических параметров внешней и внутренней среды и соответственно реагируют на них с помощью химических факторов регуляции. Нервная и гуморальные механизмы регуляции действуют взаимно согласованно, и образуют единственную нейрогуморальную регуляцию, которая создает условия для взаимодействия всех систем организма, связывает их в единое целое и обеспечивает взаимодействие организма со средой
6. Анатомия и физиология нервной системы.
Развитие ребенка – это в первую очередь результат развития его нервной системы. Чтобы понять процессы роста и развития ребенка, правильно организовать учебно-воспитанный процесс, в школе, необходимо знать строение и функции нервной системы, особенности ее развития.
Значение нервной системы
— регулирует и координирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого;
— осуществляет связь между организмом и окружающей средой, обеспечивая наиболее эффективное приспособление его к изменениям окружающей среды;
— является материальной
основой психической
Нервная система выполняет функции восприятия раздражений окружающей и внутренней среды, их анализа и организации, соответствующих ответных реакций, на эти раздражители. Соответствующая реакция осуществляется в форме рефлекторных изменений деятельности отдельных структур организма (физиологичных функций) и изменений поведения всего организма. Поведение является высшей формой приспособления организма к окружающей среде.
Структурно нервную систему разделяют на следующие отделы, — центральный и периферический.
Центральную нервную систему (ЦНС) образуют головной мозг и спинной. Она состоит из белого и серого вещества. Серое вещество образовано скоплением тел нейронов, а белое — их отростками.
Периферическая нервная система образована:
— нервами, которые отходят от головного и спинного мозга (12 пар — черепно-мозговые нервы и 31 пара — спинномозговые);
— нервными узлами — скоплениями нервных клеток вне спинного и головного мозга.
Функционально, нервную систему разделяют на:
1. соматическую (анимальную) — обеспечивает чувствительность тела, иннервирует скелетные мышцы, анализаторы;
2. вегетативную (автономную) — регулирует деятельность внутренних органов и вегетативных функций организма (обмен веществ, дыхание, выделение, и другие), иннервирует внутренние органы, железы, кровеносные сосуды. Ее разделяют на две части, которые действуют противоположно: симпатическую и парасимпатическую.
Как в центральном, так и в периферическом отделах НС, содержатся элементы соматической и вегетативной ее частей, благодаря чему достигается единство всей НС.
Развитие нервной системы ребенка — это постоянный процесс, который начинается еще в зародышевом периоде и длится в течение всего детства и юношества.
Нервная система начинает формироваться на третьей неделе эмбрионального развития из дорсальной части внешнего зародышевого листка (эктодермы). Проходит стадии: нервной пластинки; желобка с поднятыми краями; замкнутой нервной трубки, по краям которой формируется глиальные пластинки; из нижнего отдела нервной трубки образуется спинной мозг, а из передней — головной.
Нервная ткань состоит из нейронов и нейроглий.
Нейрон — нервная клетка с отростками, структурная и функциональная единица нервной системы.
В нейроне выделяют тело и отростки. Есть два вида отростков нейронов:
1. Аксон — это длинный отросток нейрона, проводит нервный импульс от тела нервной клетки к другим нейронам или рабочим органам. В клетке бывает он всегда один, заканчивается разветвлениями (нервными окончаниями) — терминалиями на другом нейроне или структуре рабочего органа. От аксона отходят отдельные отростки — коллатерали;
2. Дендриты — короткие отростки нейрона, которые сильно ветвятся, проводят нервный импульс к телу клеток. Имеют боковые выросты (шипики), которые увеличивают их поверхность и являются местами контактов с другими нейронами. У нейрона бывает один или несколько дендритов.
По количеству отростков нейроны разделяют на:
- униполярные — с одним отростком — аксоном (нейробласти, которые встречаются лишь в эмбрионном периоде)
- биполярные — с двумя отростками — дендритом и аксоном (в сетчатке глаза и спиральном ганглии внутреннего уха);
- псевдо-униполярные — от тела отходит один отросток, который Т – подобен, ветвится на дендрит и аксон (нейроны спинномозговых узлов);
- мульти-полярные — имеют много дендритов и один аксон (наиболее распространена группа нейронов. Например, нейроны двигательных ядер спинного мозга).
По функциональным значениям нейроны разделяют:
рецепторные (афферентные, чувствительные) воспринимают раздражения и трансформируют их в нервные импульсы, передают нервные импульсы к ЦНС;
ассоциативные (вставные, промежуточные) передают импульсы от одного нейрона к другому;
эффекторные (эфферентные, двигательные) передают нервные импульсы от ЦНС к рабочим органам (мышцам, железам).
Афферентные нейроны принадлежат к псевдо-униполярным, их тела лежат в спинномозговых узлах. Отросток, который отходит от тела, Т-подобен делится на 2 ветви, одна из которых идет к ЦНС и выполняет функцию аксона, а другая подходит к рецепторам и выполняет функцию дендрита.
Большинство эфферентных и вставных нейронов принадлежат к мульти-полярным. Мульти-полярные вставные нейроны расположены в задних рогах спинного мозга, и в других отделах ЦНС. Эфферентные нейроны расположены в основном в передних рогах спинного мозга.
Нейроглия обеспечивает функционирование нейронов. Осуществляет опорную, трофическую, секреторную и защитную функции. Она представлена клетками разной формы, которые сопровождают нейроны. С возрастом количество нейронов уменьшается, а нейроглиальных клеток — увеличивается.
В нейроглии выделяют клетки макроглии (глиоциты) и микроглии (глиальные макрофаги).
К макроглиям принадлежат:
1) эпендимоциты, которые образуют плотный слой клеток и выстилающих спинномозговой канал и желудочки головного мозга. Выполняют секреторную функцию — принимают участие в образовании спинномозговой жидкости;
2) астроциты — небольшие клетки звездчатой формы с многочисленными отростками. Формируют опорный аппарат центральной нервной системы;
3) олигодендроциты — небольшие клетки с короткими очень тонкими отростками. Окружают тела нейронов и их отростки, принимают участие в образовании нервных волокон, формируя их оболочки. Функции разнообразны — трофическая, изоляционная. Клетки микроглии — это мелкие клетки, которые выполняют функции глиальных макрофагов, благодаря своей способности к передвижению
Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека