Лекции по "Возрастной анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций

Краткое описание

Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Оглавление

1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_vozrastnoy_anatomii_i_fiziologii.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Среди сенсорных систем организма различают вкусовую, слуховую, зрительную, вестибулярную, обонятельную и соматосенсорную системы. Рецепторы последней расположены в коже и воспринимают прикосновения, вибрацию, тепло, холод, боль. Выделяют также проприоцептивную систему, куда относятся проприорецепторы, воспринимающие движения в суставах и мышцах. Изучение интерорецепторов, расположенных во всех внутренних органах, путей проведения и переработки, поступающих от них сигналов дало основание говорить о висцеральной сенсорной системе, которая воспринимает различные изменения во внутренней среде организма.

Различные сенсорные  системы начинают функционировать  в разные сроки онтогенеза. Вестибулярный  анализатор как филогенетически  наиболее древний созревает еще  во внутриутробном периоде. Рефлекторные акты, связанные с активностью  этого анализатора (при повороте тела изменение положения конечностей), отмечаются у плодов и недоношенных детей. Также рано созревает кожный анализатор. Первые реакции на раздражение кожи отмечены у эмбриона в 7,5 недели. Уже на 3-м месяце жизни ребенка параметры кожной чувствительности практически соответствуют таковым взрослого.

Адекватные реакции  на раздражения вкусового анализатора  наблюдаются с 9-10-го дня жизни. Дифференцировка  основных пищевых веществ формируется  лишь на 3-4-м месяце жизни. До 6-летнего  возраста чувствительность к вкусовым раздражителям повышается и в школьном возрасте не отличается от чувствительности взрослого. Обонятельный анализатор функционирует с момента рождения ребенка, а дифференцировка запахов отмечается на 4-м месяце жизни.

Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств. Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора – сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и, следовательно, развитие проводящего отдела анализатора. Позже других корковые звенья органов чувств. Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.

При изучении движения глаз ребенка установлено, что он способен воспринимать элементы предъявляемых изображений с момента рождения. Считают, что отдельные элементы изображения в младенческом возрасте отождествляются с целостным предметом. Об этом свидетельствуют данные, показавшие, что младенцы, у которых вырабатывался условный рефлекс на целостную геометрическую фигуру, реагировали также на ее компоненты, предъявляемые в отдельности, и только с 16 недель ребенок воспринимал целостную фигуру, которая становилась стимулом условной реакции.

По мере созревания корковых нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным, совершенствуется процесс опознания сложных стимулов. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией. Известно, что если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно.

Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском  возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и  в другие возрастные периоды, поскольку  в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают  в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным таковым взрослого к 11-12 годам.

Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.

 

 

 

 

 

 

14. Зрительная  сенсорная система.

Зрительный анализатор: строение, возрастные особенности

Важную роль в познавательной деятельности человека играет зрительный анализатор. Больше 90% информации, которая поступает  в мозг, дает зрительный анализатор. С деятельностью зрительного анализатора связано определение формы предметов, их величины, расстояния предметов, от глаза, их подвижности, цвете.

Строение  зрительного анализатора

— глаз: фоторецепторы в сетчатке;

— зрительный нерв: вторая пара черепно-мозговых нервов (чувствительные нервы);

— зрительная зона коры полушарий  головного мозга: затылочная зона.

Орган зрения (глаз) расположен в глазнице черепа. Глаз состоит из: —глазного яблока;  — дополнительных органов глаза (глазных мышц, век, слезного аппарата).

Строение  глазного яблока:

— внешняя толстая, плотная оболочка. Ее передний отдел занимает 1/5 поверхности глазного яблока, образованный прозрачной, выпуклой спереди роговицей, которая не имеет кровеносных сосудов и владеет высокими преломляющими свойствами. Задний отдел внешней оболочки — склера (белковая оболочка) образованная плотной волокнистой соединительной тканью;

— средняя сосудистая оболочка включает собственно сосудистую оболочку, ресничное тело, радужную оболочку. Собственно сосудистая оболочка тонкая, содержит кровеносные сосуды. В центре радужной оболочки, находится отверстие — зрачок, через которое лучи, света попадают на внутреннюю оболочку. В соединительно-тканевой основе радужной оболочки содержатся сосуды, гладкие мускульные волокна и пигментные клетки. В зависимости от количества и глубины залегания пигмента цвет радужки разный. Цветом радужки определяется цвет глаз. Пучки гладких и блестящих мускульных волокон образуют мышцу, которая суживает или расширяет зрачок. Величина зрачка изменяется, потому в глаз может проникнуть большее или более малое количество света. Ресничное тело расположено впереди собственно сосудистой оболочки, большая его часть состоит из ресничной мышцы;

— за зрачком расположен хрусталик (двояковыпуклая линза) — прозрачное тело, которое находится в тонкостенной капсуле и соединяется ресничными волокнами с ресничным телом и ресничной мышцей. При сокращении ресничной мышцы изменяется натяжение ресничных волокон, регулируется кривизна хрусталика, изменяется его преломляющая сила;

— между роговицей и радужкой, между радужкой и хрусталиком находятся небольшие полости — передняя и задняя камеры глаза, в которых содержится водянистая жидкость. Она обеспечивает питательными веществами роговицу и хрусталик, которые не имеют кровеносных сосудов. Полость глаза сзади хрусталика заполнена прозрачным веществом — стекловидным телом,

- внутренняя оболочка (сетчатка). Она построена из двух листков: внешнего пигментного и внутреннего светочувствительного. Внешний листок состоит из слоя пигментных клеток, которые содержат черный пигмент, — фуксин, что поглощает свет и препятствует отражению и рассеиванию изображения. Это обеспечивает четкое зрительное восприятие. Внутренний листок сетчатки состоит из 3 отделов клеток:  1. внешнего, который прилегает к пигментному слою, — фоторецепторный; 2.  средний — ассоциативный; 3. внутренний — ганглиозный.

Фоторецепторный слой сетчатки состоит из нейросенсорных клеток — палочек и колбочек. Во внешних сегментах палочек содержится фотопигмент, зрительный пурпур, а в колбочках — йодопсин. Палочкоподобные клетки реагируют на световые лучи всего спектра (от 400 до 800нм), а колбочки — лишь на определенную длину волны: одни чувствительные до 430нм (синие колбочки), другие до 535нм (зеленые), третьи — до575нм (красные). Именно модальность трех типов этих клеток, которые воспринимают синие, зеленые, красные цвета предопределяет цветное зрение. В сетчатке глаза приблизительно 7млн. колбочек и 130 млн. палочек. Чувствительность палочкоподобных клеток в 1000 раз больше, чем колбочек. Они возбуждаются даже при плохом освещении — ночью и в сумерках. Палочки воспринимают информацию о форме и освещенности предметов, а колбочки — о цвете. Превращение энергии света в нервный импульс происходит в результате химических реакций, которые происходят в палочках и колбочках. Родопсин и йодопсин распадаются на более простые химические вещества, которые влекут возникновение в светочувствительных клетках потенциала действия, — нервного импульса. При прекращении действия света эти зрительные пигменты возобновляются.

Центральные отростки (аксоны) палочек и колбочек передают зрительные импульсы биполярным клеткам ассоциативного слоя сетчатки, которые контактируют с ганглиозными клетками внутреннего слоя. Ганглиозный слой образован большими нейроцитами, аксоны которых образуют зрительный нерв.

В месте выхода зрительного нерва из глазного яблока, на сетчатке отсутствуют светочувствительные клетки — слепое пятно. В центральной части сетчатки расположено больше всего светочувствительных клеток — желтое пятно (место наилучшего виденья).

Световые лучи, которые поступают в глаз, прежде, чем они попадают на сетчатку, проходят через несколько преломляющих сред, которые образуют оптическую систему глаза.

Оптическая  система глаза:  1. роговица; 2. водянистая жидкость передней и задней камер; 3. хрусталик; 4. стекловидное тело.

Их общая преломляющая сила глаза  составляет 60—70 диоптрий (1 диоптрия —  это преломляющая сила линзы с  фокусным расстоянием 1м). Изображение  на сетчатке глаза выходит уменьшенным  и обратным. Мы видим предметы не в перевернутом, а в их естественном виде благодаря жизненному опыту и взаимодействию анализаторов.

Глаз владеет способностью приспосабливаться к четкому виденью предметов, которые расположены от него на разном расстоянии, — аккомодацией. Аккомодация осуществляется путем изменения кривизны хрусталика. При рассматривании близких предметов ресничная мышца сокращается, и хрусталик благодаря своей эластичности становится более выпуклым, увеличивается его преломляющая сила и изображение фокусируется на сетчатке. При рассматривании предметов на далеком расстоянии, напряжение ресничной мышцы уменьшается, ресничное тело натягивается, и капсула хрусталика предопределяет сдавливание хрусталика, его преломляющая сила уменьшается.

Глазное яблоко преломляет параллельные лучи света, фокусирует их на сетчатке. Сокращение ресничной мышцы начинается тогда, когда предмет приближается на расстояние 65 см, а максимум бывает при его размещении на расстоянии 7—14 см от глаза. Наименьшее расстояние, при котором предмет воспринимается глазом четко, называется ближайшей точкой ясного виденья. С возрастом эластичность хрусталика уменьшается и эта точка отдаляется. В 10 лет ближайшая точка ясного виденья находится на расстоянии меньше 7см, в 20 лет — 8,3см, в 40 лет — 17см, в 50 лет — 50см. На близком расстоянии человек перестает различать мелкие предметы. Это явление носит название дальнозоркости. Дальнозоркий глаз имеет относительно слабую преломляющую способность. В таком глазе изображение отдаленных предметов возникает за сетчаткой. Для коррекции нарушения зрения используют очки с двояковыпуклой линзой, которая увеличивает преломление лучей. В близоруком глазе изображение отдаленных предметов возникает перед сетчаткой. Это может быть предопределено удлинением оси глаза или перенапряжением ресничной мышцы. Близорукий глаз хорошо видит только расположенные, близко предметы. Для коррекции нарушения зрения назначают очки с рассеянными двояковогнутыми линзами.

Правый и левый зрительные нервы, которые отходят от глазного яблока на нижней поверхности мозга образуют частичное перекрещивание, что обеспечивает бинокулярное зрения. Работая вместе, объединяя зрительную информацию, оба глаза обеспечивают стереоскопичное зрение, которое позволяет получить более точное представление о форме, объеме, глубине расположения предметов. От зрительного перекрещивания волокна идут к подкорковым центрам зрения (верхние горбы покрышки среднего мозга). В этих центрах от волокон ганглиозных клеток сетчатки импульс передается нейронам, чьи отростки идут к корковому центру зрения — в кору затылочной части, где происходит высший анализ зрительной информации.

Возрастные  особенности: Развитие зрительного анализатора начинается на третьей неделе эмбрионального развития и к моменту рождения ребенка зрительный анализатор в основном морфологически сформирован. Однако совершенствование его структуры происходит и после рождения, и завершается в школьные годы. У новорожденных детей форма глаза более шаровидная, диаметр глазного яблока составляет 16мм. Интенсивнее всего глазное яблоко растет до 5 лет, менее интенсивно до 12 лет. Диаметр у взрослых людей составляет 24мм. У детей склера более тонка и более эластична, роговица относительно толстая. Это способствует легкой деформации глаза. У новорожденных детей и детей дошкольного возраста хрусталик более выпуклой формы и более эластичный, реснитчатое тело слабо развитое. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. Однако у части детей шаровидная форма глаз может стать продленной. Изображения предметов перестают совпадать с сетчаткой, глаза становятся близорукие. Иногда встречается у новорожденных неодинаковая кривизна роговицы или хрусталика в разных меридианах, в результате чего изображение на сетчатке искажается (невозможность восхождения всех лучей в одной точке — фокусе) — астигматизм. Встречается нарушение прозрачности хрусталика — катаракта.

Возрастные особенности  зрительной сенсорной системы

После рождения органы зрения человека претерпевают значительные морфофункциональные  изменения. Например, длина глазного яблока у новорожденного составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г, к 20 годам эти цифры увеличиваются до 23 мм и 8,0 г. В процессе развития меняется и цвет глаз. У новорожденных в первые годы жизни радужка содержит мало пигментов и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется только к 10-12 годам.

Развитие зрительной сенсорной  системы также идет от периферии  к центру. Миелинизация зрительных нервных путей заканчивается  к 3-4 месяцам жизни. Причем развитие сенсорных и моторных функций  зрения идет синхронно. В первые дни  после рождения движения глаз независимы друг от друга, и соответственно механизмы координации и способность фиксировать взглядом предмет, несовершенны и формируются в возрасте от 5 дней до 3-5 месяцев. Функциональное созревание зрительных зон коры головного мозга по некоторым данным происходит уже к рождению ребенка, по другим – несколько позже.

Информация о работе Лекции по "Возрастной анатомии"