Лекции по "Возрастной анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций

Краткое описание

Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Оглавление

1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_vozrastnoy_anatomii_i_fiziologii.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Снижение  уровней шума и его неблагоприятного воздействия на учащихся достигается  проведением ряда мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных. Например, участок учебных заведений ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее 1,2 м. Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты двери. Если они плохо закрыты, то звукоизоляция снижается на 5-7 дБ. Большое значение в снижении шума имеет гигиенически правильное размещение помещений в здании учебного заведения. Мастерские, гимнастические залы размещаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или в пристройке. Восстановлению функционального состояния слуховой сенсорной системы и сдвигов в других системах организма детей и подростков способствуют небольшие перерывы в тихих комнатах.

 

 

15-1.   Возрастные  особенности других сенсорных  систем

Вестибулярная сенсорная система играет важную роль в регуляции положения тела в пространстве и его движений. Развитие вестибулярного аппарата у детей и подростков в настоящее время мало изучено. Существуют данные о том, что ребенок рождается с достаточно зрелыми подкорковыми отделами вестибулярного анализатора.

Проприоцептивная сенсорная система также участвует в регуляции положения тела в пространстве и обеспечивает координацию абсолютно всех движений человека – от локомоторных до сложнейших трудовых и спортивных двигательных навыков. В процессе онтогенеза формирование проприорецепции начинается с 1-3 месяцев внутриутробного развития. К моменту рождения проприорецепторы и корковые отделы достигают высокой степени зрелости и способны к выполнению своих функций. Особенно интенсивно идет совершенствование всех отделов двигательного анализатора до 6-7 лет. С 3 до 7-8 лет быстро нарастает чувствительность проприорецепции, идет созревание подкорковых отделов двигательного анализатора и его корковых зон. Формирование проприорецепторов, расположенных в суставах и связках, заканчивается к 13-14 годам, а проприорецепторов мышц – к 12-15 годам. К этому возрасту, они уже практически не отличаются от таковых у взрослого человека.

Под соматосенсорной системой понимают совокупность рецепторных образований, обеспечивающих температурные, тактильные и болевые ощущения. Температурные рецепторы играют важную роль в сохранении постоянства температуры тела. Экспериментально показано, что чувствительность температурных рецепторов на первых этапах постнатального развития ниже, чем у взрослых. Тактильные рецепторы обеспечивают восприятие механических воздействий, чувство давления, прикосновения и вибрации. Чувствительность этих рецепторов у детей ниже, чем у взрослых. Уменьшение порогов восприятия происходит до 18-20 лет. Боль воспринимается специальными рецепторами, представляющими собой свободные нервные окончания. Болевые рецепторы у новорожденных детей имеют более низкую чувствительность, чем у взрослых. Особенно быстро, возрастает болевая чувствительность с 5 до 6-7 лет.

Периферическая  часть вкусовой сенсорной системы – вкусовые рецепторы расположены в основном на кончике, корне и по краям языка. Новорожденный ребенок уже обладает способностью дифференцировать горькое, соленое, кислое и сладкое, хотя чувствительность вкусовых рецепторов невысока, к 6 годам она приближается к уровню взрослого.

Периферическая  часть обонятельной сенсорной системы – обонятельные рецепторы располагаются в верхней части носовой полости и занимают не более 5 см2. У детей обонятельный анализатор начинает функционировать уже в первые дни после рождения. С возрастом чувствительность обонятельного анализатора нарастает особенно интенсивно до 5-6 лет, а затем постоянно снижается.

 

 

 

 

16. Профилактика  нарушений слуха и зрения.

 

Нарушение слуха у детей, как правило, приводит к отставанию в умственном развитии. Речь плохо слышащего становится монотонной, малоразборчивой, невнятной — ведь она развивается на основе слуха. Нарушается произношение. Формируются нежелательные черты характера: чрезмерная застенчивость, робость, легкая заторможенность, переживания по поводу дефекта.

Плохо слышащий не может быть ни музыкантом, ни машинистом, ни шофером, ни артистом, ни летчиком, ни пограничником, ни связистом. Ему трудно общаться с  людьми, он как бы отгораживается от коллектива, становится менее уверенным в себе, а если тугоухость прогрессирует, ему все труднее бывает участвовать в общем разговоре.

Ясно, что если у ребенка  нарушается слух, нужно как можно  раньше лечить его. Но что значит —  хорошо слышит? Проверить это можно и дома, предварительно, конечно.

Слух считается нормальным, если ребенок на расстоянии 6 метров слышит шепот, причем то одно, то другое ухо попеременно должно быть закрыто  и ребенок не должен видеть лица шепчущего, чтобы не «читать с губ». Конечно, внимательные родители способны достаточно рано обнаружить неполадки. Прежде чем идти к врачу, важно вспомнить, не болел ли кто в семье туберкулезом, не болела ли мать до рождения ребенка гриппом, воспалением легких, желтухой, токсоплазмозом, диабетом, не отмечалось ли у нее почечных приступов, авитаминоза, не были ли застужены уши в младенчестве? К нарушению слуха может привести воспаление среднего уха, особенно гнойное; развивается оно нередко после гриппа, кори, скарлатины, удара по уху, падения с высоты и т. д.

В некоторых случаях при  воспалении среднего уха, особенно если воспалительный процесс распространяется на мозг, врач советует дать согласие на разрез барабанной перепонки (создать условия для оттока гноя наружу). Возражения родителей или близких ребенка, возникающие иногда, ничем не обоснованы, так как это вмешательство не портит слуха, а между тем нагноение может привести к резкой и необратимой его потере.

Вероятно, каждый замечал, что  даже при легком насморке слух ухудшается, слышимый звук кажется более слабым. Это объясняется нарушением проходимости слуховой трубы. Конечно, лечить больное  ухо, исправлять слух будут врачи, но предупредить глухоту, научить детей профилактическим правилам — дело родителей.

Прежде всего, нельзя, что называется, играть с ушами. Маленькие дети всовывают в уши себе и другим различные мелкие предметы: бусинки, пуговки, горох, вишневые косточки, камешки, зерна. Все это попадает на стол врача не так уж редко, к сожалению. Опасно ковырять в ушах шпильками, спичками, спицами, грифелями и другими предметами.  
 В школе и дома никакие конфликты не должны разрешаться при помощи ушной раковины, этой удобной рукоятки: надрывы ушной раковины, ушибы и переломы ушного хряща ведут к глухоте, уродству.

Нельзя без конца удалять  ушную серу, защищающую ухо от неблагоприятных  воздействий внешней среды, заливать водой при умывании. При купании надо помнить об ушах, беречь их и не стесняться этого. От лихого прыжка в воду, если он неправильно выполнен, может повредиться барабанная перепонка, нельзя подставлять ухо под удар волны, после плавания обязательно надо вытрясти воду из уха, ведь холодная вода, попавшая в ухо, может вызвать и головокружение, и воспалительный процесс, причем подобный эффект морской воды сказывается более пагубно, чем речной,— соль остается надолго в ухе и притягивает к себе влагу. Поэтому если уши не совсем здоровы, нужно или не купаться, или заткнуть их ватой, пропитанной вазелиновым маслом или воском.

Самая, пожалуй, важная и действенная  мера предосторожности — ограждать  ухо от излишнего шума. Резкий звук, подобно яркому свету, способен вызвать  боль и даже кровоизлияние в ухо, что также может вести к глухоте, хотя и быстропроходящей. Если родители защищают уши младенца от резких звуков — громких звонков, погремушек, хлопания, то детей постарше уже надо приучить к культуре, чтобы они не «запускали» магнитофон на полную мощность, уменьшали звук телевизоров, приемника, привыкали не кричать на улице, не считали шум непременным признаком веселья.

У детей быстрее, чем у  взрослых, утомляется слух. Шум голосов, как, впрочем, и всякий другой шум, резко  притупляет слух. Медики во всем мире озабочены проблемой шума в городах. Выясняются допустимые пределы, нормы, инженеры изобретают противошумные устройства. Но без помощи самих «пациентов», хорошо представляющих себе значение для их здоровья хорошего слуха, без умения беречь слух усилия не будут действенными. Поэтому научитесь беречь слух и уши.

Профилактика  зрительных расстройств 

В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические  взгляды на причину нарушения  зрения в дошкольном возрасте. Изучению этиологии зрительных расстройств и особенно формированию близорукости у детей на протяжении многих лет уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

В последние годы в генезе близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится  зрительной работе, связанной с напряжением  аккомодационного аппарата глаза. По мнению проф. Э. С. Аветисова и других авторов, у части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации. Это в большой степени определяется еще недостаточным развитием в этом возрасте циллиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации. В силу этого детям нередко трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерная. 
 В подтверждение этой теории в настоящее время уже накоплено много фактов. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий в школе не наступает. И, наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще (до 20%) развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.

Показательны  и результаты исследования зрения слабослышащих  детей дошкольного возраста. По данным, лишь 30% обследованных детей имели нормальную остроту зрения. Относительное число слабослышащих близоруких детей оказалось значительно выше по сравнению с нормально слышащими детьми. Это объясняется особенно высокой зрительной нагрузкой у слабослышащих детей, так как они обучаются по слухозрительной методике, основанной на чтении с губ. Хронометражные наблюдения показали, что во время занятий по развитию речи и формированию понятий 80,2% времени проходит с активным участием зрения.

Приведенные данные указывают на большое значение правильной организации занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте. 
 
Правила чтения

  • Нельзя читать лежа.
  • Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
  • Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
  • Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.
  • Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.  
  • Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Упражнения  для снятия усталости глаз

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
  • Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
  • Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.
  • Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).
  • Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
  • Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
  • Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

 

 

17. Обмен веществ  и энергии. Внутренняя среда  организма. Кровь.

 

Обмен веществ и энергии - это совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в живых организмах, а также обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обмен веществ у живых организмов заключается в поступлении из внешней среды различных веществ, в превращении и использовании их в процессах жизнедеятельности и в выделении образующихся продуктов распада в окружающую среду.

Все происходящие в организме  преобразования вещества и энергии  объединены общим названием - метаболизм (обмен веществ). На клеточном уровне эти преобразования осуществляются через сложные последовательности реакций, называемые путями метаболизма, и могут включать тысячи разнообразных реакций. Эти реакции протекают не хаотически, а в строго определенной последовательности и регулируются множеством генетических и химических механизмов. Метаболизм можно разделить на два взаимосвязанных, но разнонаправленных процесса: анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).

Анаболизм - это совокупность процессов биосинтеза органических веществ (компонентов клетки и других структур органов и тканей). Он обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а также накопление энергии (синтез макроэргов). Анаболизм заключается в химической модификации и перестройке поступающих с пищей молекул в другие более сложные биологические молекулы. Например, включение аминокислот в синтезируемые клеткой белки в соответствии с инструкцией, содержащейся в генетическом материале данной клетки.

Информация о работе Лекции по "Возрастной анатомии"