Лекции по "Возрастной анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций

Краткое описание

Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Оглавление

1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_vozrastnoy_anatomii_i_fiziologii.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Поэтому при оценке адаптивных перестроек, происходящих в системах жизнеобеспечения подростков (в особенности  девочек), необходимо принимать во внимание и интенсивность андрогенной  функции. Расстройства гормональной функции, связанные с физическим перенапряжением, феноменологически проявляющиеся в увеличенном выведении андрогенов с мочой, должны служить сигналом для уменьшения нагрузки или изменения ее качественного состава.

 

 

 

12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

Нарушения опорно-двигательного  аппарата

Осанка. Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Правильная осанка характеризуется нормальным положением позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположением плеч и лопаток, прямым держанием головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положение центра тяжести.

Ряд причин – нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного  аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки – приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения. Эти нарушения в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов, ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность, а у подростков и взрослых – производительность труда.

Образование и закрепление  двигательных навыков, формирующих  осанку детей, происходит постепенно и  длительно. Предпосылками нарушения  осанки может стать то, что ребенка  рано усаживают, неправильно носят  на руках, преждевременно начинают учить ходить, во время прогулок постоянно держат за руку.

В дошкольные годы нарушению  осанки способствуют уплощение стоп, неправильная поза во время рисования, выполнения работ на земельном участке  с использованием инвентаря, не отвечающего своими размерами возрастным особенностям детей. С самого начала обучения в школе к этим отрицательным моментам могут присоединиться и другие: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанной с вынужденной рабочей позой, ношение в одной руке тяжелого портфеля.

Нарушениям осанки и  искривлениям позвоночника может способствовать неправильная организация ночного  сна детей и подростков: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие  подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвоночника. Отрицательно сказывается на состоянии осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами.

Воспитывается и закрепляется у школьников навык правильной осанки, если одновременно с общеукрепляющими организм оздоровительными мерами учащиеся ежедневно выполняют разнообразные  физические упражнения, а учебные  и внеучебные занятия проходят в школе и во внешкольных учреждениях в условиях, отвечающих требованиям гигиены.

Плоскостопие. Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, называется плоскостопием. Это довольно частое нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Оно сопровождается жалобами детей и подростков на боль в ногах при ходьбе, быструю утомляемость, особенно во время длительных прогулок, экскурсий и походов.

Плоскостопие чаще бывает приобретенным и значительно реже – врожденным. Приобретенное плоскостопие может быть статическим, травматическим и паралитическим. Статическое плоскостопие развивается у детей постепенно в результате несоответствия нагрузки на связки, мышцы и кости гигиеническим требованиям. Часто причиной развития у детей статического плоскостопия является рахит. Травматическое плоскостопие развивается после повреждения стопы, голеностопного сустава, лодыжек. Паралитическое плоскостопие наблюдается в связи с заболеваниями нервной системы, чаще всего это последствие детского паралича.

Профилактика плоскостопия зависит от воспитания правильной походки. Необходимо, чтобы носки при ходьбе и стоянии смотрели прямо вперед, нагрузка приходилась на пятку, первый и пятый пальцы, а внутренний свод не опускался. Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой поверхности. При ходьбе полезно периодически поджимать и расслаблять пальцы. Положительное влияние на укрепление свода стопы оказывают игры в волейбол, футбол.

Большое значение имеет  ношение обуви, отвечающей гигиеническим  требованиям. Она должна точно соответствовать  длине и ширине стопы, иметь широкий  носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий  каблук 1,5-2,0 см и эластичную подошву. Девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках (4-5 см), чтобы не нарушалась осанка, не происходило искривление позвоночника и смещение позвонков, изменение правильного положения таза и его размеров.

Всестороннее физическое воспитание детей и подростков, выполнение общеразвивающих и специальных физических упражнений ежедневно дома, на уроках – основа профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, укрепления здоровья.

 

 

 

 

 

 

13. Общие вопросы  анатомии и физиологии сенсорных  систем.

Строение, свойства, значения сенсорных систем

Мозг человека постоянно получает информацию об изменениях внешней и  внутренней среды. Эта информация воспринимается, передается в соответствующие зоны коры большого мозга, анализируется  особенными сенсорными (чувствительными) системами, которые еще называют анализаторами.

Строение  анализатора:

— периферическая часть — рецепторы;

— проводниковая часть — нервы, которые отходят от рецепторов;

— центральная часть — соответствующие  чувствительные зоны коры полушарий  большого мозга.

Рецепторы — чувствительные нервные структуры, которые превращают разные виды энергии (световую, механическую, тепловую и другие) в нервный импульс.

В зависимости от расположения различают  экстероцепторы, интероцепторы (см. тема «Нервная система»). По морфологическим особенностям их разделяют, на: первично-чувствительные и вторично-чувствительные.

Первично-чувствительные рецепторы  — это простое чувствительное нервное окончание биполярного  нейрона, по центральному отростку которого, возбуждение передается на высший уровень чуткой системы. Эти клетки одновременно являются и рецепторными, и чувствительными, нейронами II порядка. Рецепторные образования обонятельного, кожного и двигательного анализатора, принадлежат к первичным рецепторам.

Вторично-чувствительные рецепторы — это специализированные рецепторные клетки, которые воспринимают раздражение и передают возбуждения на нейроны II порядка. К вторично-чувствительным рецепторам принадлежат вкусовые, слуховые, зрительные, вестибулярные рецепторы.

В зависимости от специфичности действия раздражителей, рецепторы разделяют:

1. мономодальные — приспособленные к действию одного раздражителя (рецепторы сетчатки глаза — к действию света);

2. полимодальные — могут воспринимать раздражителей разной природы (рецепторные образования кожи воспринимают температуру, механические раздражители).

Рецепторы различают:

1. контактные — если раздражитель вызывает возбуждение рецепторных образований при непосредственном прикосновении с ними (рецепторы кожи);

2. дистанционные — если владеют способностью переходить в состояние возбуждения при действии раздражителей, расположенных на определенном расстоянии.

В зависимости от характера действия раздражителей, к которым рецептор владеет выборочной чувствительностью, различают: фоторецепторы, терморецепторы, барорецепторы, механорецепторы, хеморецепторы

Нервные импульсы, которые возникают  в рецепторах через цепь нейронов, которая состоит из трех клеток, поступают к большим полушариям головного мозга. Первая клетка —  чувствительная, расположенная за пределами ЦНС в межпозвонковых спинномозговых узлах и узлах черепно-мозговых нервов. Второй нейрон находится в вытянутом или среднем мозге, третий нейрон — в зрительном горбе.

Анализ информации осуществляется во всех звеньях анализатора — от рецептора к центральной части. Этот анализ сводится в первую очередь к ограничению избыточной информации, выделения существенных признаков раздражителя.

Процесс превращения энергии раздражителя в информацию заключается в его  кодировке, то есть переводе на «язык», который был бы понятным для всех нервных клеток. Этот процесс начинается в рецепторах генерацией потенциала действия, то есть нервного импульса. Специфичность раздражения передается в виде групп или залпов импульсов, которые отличаются количеством импульсов, частотой, длительностью, интервалами, между ними. «Языком» мозга является частотный код. Превращение информации, то есть перевод ее из одной частотной характеристики в другую, проходит на каждом уровне анализаторной системы путем изменения кода — перекодирования. В высшие отделы нервной системы информация поступает по многим каналам, которые функционируют параллельно, но об одном и том же. В высших отделах происходит перекрытие кодов. Восприятие одних и тех же явлений окружающего мира разными рецепторами и даже разными чуткими системами и перекрытие кода составляет основу многогранности отражения явлений нервной системой.

Высший анализ информации проходит в чувствительных участках коры полушарий  головного мозга. Различают 3 группы чувствительных полей: первичные, вторичные, третичные.

Первичные поля — это ядерные зоны анализаторов. Они осуществляют анализ отдельных раздражителей, информация о которых поступает от соответствующих рецепторов.

Вторичные поля — это периферические зоны анализаторов, расположенные рядом с первичными полями. Они получают информацию от первичных полей и осуществляют более сложный ее анализ. Здесь проходит осознание световых, звуковых и других сигналов. При повреждении вторичных полей, сохраняется способность выделять предметы, слышать звуки, но человек их не узнает, не различает их значения.

Третичные поля или зоны перекрытия анализаторов. Эти поля расположены в задней половине коры полушарий большого мозга, на границе теменных, височных, затылочного и лобного участка. Здесь проходит процесс высшего синтеза и анализа. С развитием третичных полей у человека проявились функции вещания, мышления (внутренний язык возможен лишь, когда будут одновременно действовать более чуткие системы). Если у новорожденного ребенка недостаточно развитые третичные поля, человек не развивается как личность, не может овладеть языком, овладеть самыми простыми движениями.

Общие свойства анализаторов

1. Для каждого анализатора характерно  наличие рецепторного поля (участок  поверхности, которая воспринимает раздражение, в которой разветвлено афферентное волокно одной нервной клетки).

Соотношение в коре больших полушарий  большого мозга между рецепторными полями и определенными участками  коры определяется порядком их проекции «точка в точку». Да, каждый участок сетчатки глаза, который воспринимает изображение, передает свои сигналы определенному участку зрительной области коры. Все участки коркового центра напоминают экран, который отображает расположение рецепторов на периферии. Такая упорядоченность представительства рецепторных полей позволяет мозгу получать объективную информацию о состоянии пространства.

2. Высокая чувствительность анализаторов  к адекватному раздражителю. Чтобы  возникло возбуждение рецепторов  глаза достаточно энергии 1—2  квантов света. Чувствительность некоторых органов ограничена, потому что иначе мозг был бы перегружен информацией. несущественной для человека. Мы не чувствуем влияния, ионизирующего излучения, радиоактивного, а лишь его последствия — ухудшение состояния здоровья.

3. Торможение. Торможение в рецепторных  образованиях органов чувств, способствует  периферическому анализу раздражений.  Да, в зрительном анализаторе  оно обеспечивает контрастность  изображения путем подчеркивания  линий и контуров предметов.

4. Адаптация — способность сенсорных систем приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. При высокой интенсивности раздражителя чувствительность организма к нему снижается и наоборот.

Анализаторы под воздействием длительных упражнений способны повышать свои возможности, то есть «тренироваться». Таким образом, тренируется слух у музыкантов, ощущение вкуса и запахов у специалистов — дегустаторов.

Деятельность анализаторов объединяется мозгом, потому в случае нарушения  одного анализатора его функция  замещается другими анализаторами. Да, с помощью слуха, прикосновению  можно создать представление (зрительное) о форме, общем виде предметов.

На базе информации от сенсорных систем у человека формируются субъективные ощущения, впечатления, сознание, приобретается опыт, развивается ум. Сенсорные системы обеспечивают взаимодействие организма с окружающей средой.

У человека различают 5 основных сенсорных систем: зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, касательная или кожной чувствительности.

Особенности сенсорной  функции у детей и подростков

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные  поведенческие акты и психические  процессы зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация, как самых примитивных функций человеческого организма, так и высших психических процессов.

Информация о работе Лекции по "Возрастной анатомии"