Лекции по "Возрастной анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций

Краткое описание

Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Оглавление

1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_vozrastnoy_anatomii_i_fiziologii.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

 

После рождения ребенка начинается постнатальный период развития человека. В своем развитии организм человека проходит три этапа.

Эволюционный этап, который  характеризуется преимуществом размножения клеток над их разрушением. Длится от момента рождения ребенка до 21 года. Показатели физического развития (рост, масса, размеры отдельных частей тела) в разные периоды эволюционного этапа изменяются по-разному. В возрасте 1—3 года, 5—7 лет, 12—15 лет, наблюдается усиленный рост ребенка, а между этими периодами развитие тканей, органов и в целом организма.

Стабильный этап, который характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток, сохранением массы и размеров тела и отдельных его частей.

 Инволюционный этап, который характеризуется преимуществом разрушительных процессов над образовательными, а потому наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.

К закономерностям развития и роста детей принадлежат:

1. Постепенность и необратимость. Человек в своем развитии проходит ряд этапов — друг за другом, во второй раз повториться они не могут.

2. Надежность биологической системы — такой уровень регуляции процессов в организме, когда обеспечивается оптимальный ход с его экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, которая гарантирует приспособление к новым условиям, и с быстрым возвращением к начальному состоянию.

3. Неравномерность и непрерывность роста и развития. Жизнь ребенка — это непрерывный процесс развития. Первые шаги и последующее совершенствование двигательной функции, первые слова ребенка и развитие языковой функции, превращения ребенка, в подростка в период полового созревания, развитие центральной нервной системы, осложнения рефлекторной деятельности, — это примеры изменений в организме ребенка.

Характерной особенностью процесса роста  детского организма является его  неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста изменяются некоторым его замедлением. Наибольшей интенсивностью рост ребенка отмечается в первый год жизни и в период полового созревания. Начальный рост (рост при рождении) удваивается до 5 лет и утраивается до 15 лет. В младшем школьном возрасте длина тела увеличивается на 4—5см, а в период полового созревания на 6—8 см в год. От периода рождения и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

Пропорции тела с возрастом тоже очень изменяются. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. К началу полового созревания, половая разница в пропорциях тела отсутствует, а в период полового созревания, у юношей конечности становятся более длинные, туловище более коротким и таз уже, чем у девушек. Различают три периода отличий пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния.  Если к началу периода полового созревания общий рост увеличивается за счет роста ног, то в период полового созревания — за счет роста туловища.

В период полового созревания происходит не только интенсивный рост, но и формирование вторичных половых признаков.

Неравномерность в процессах развития отдельных систем организма прослеживается не только сопоставлением темпов их роста. Отдельные части физиологичных  систем созревают неравномерно. Например, нервная система функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами и в разные сроки.  Центростремительная часть нервной системы достаточно зрела уже при рождении, окончательно созревает в 6—7 лет. А центробежная часть, окончательно созревает лишь в 23—25 лет.

Неравномерность роста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а  замедление роста в следующие  годы предопределено активными процессами дифференцирования клеток, тканей, органов.

Развитие ведет к морфологическим  и функциональным изменениям, а рост — к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба процесса тесно  взаимосвязанные, но периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами интенсивного дифференцирования. Усиленное дифференцирование предопределяет замедление роста. Например, масса головного и спинного мозга в основном нарастает до 8—10 лет, почти достигая массы этих органов взрослого, а функциональное усовершенствование нервной системы происходит еще в течение длительного времени. Созревание двигательного анализатора наступает в 13—14 лет, а вместе с тем в 15—18 лет происходит последующий интенсивный рост и дифференциация мускульной ткани.

Неравномерность развития, гетерохрония — дает возможность обеспечить ускоренный выборочный рост и дифференциацию тем структурам и их функциям, которые в первую очередь необходимы организму на данном этапе онтогенеза. П.К.Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное дозревание функциональных систем). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, изменяются, обеспечивая организму приспособления в разные периоды онтогенетического развития. Структуры, которые к моменту рождения должны составлять функциональную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Например, мышца около рта иннервируются ускоренно и задолго до того, как будут иннервированы другие мышцы лица. Ускоренное развитие испытывает не только мышца около рта, но и другие мышцы и те структуры центральной нервной системы, которые обеспечивают акт сосания. Из всех нервов руки в первую очередь и полнее всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц — сгибания пальцев, которые принимают участие в исполнении хватающего рефлекса. Такое выборочное и ускоренное развитие морфологических образований, которые составляют полноценную функциональную систему, которая обеспечивает новорожденному выживание, получило название системогенеза.

4. Акселерация — ускорение развития. Она характеризуется:

а) увеличением длины тела и массы новорожденных (за последние 30—40 лет на 0,5—1см и 100—150г);

б) увеличение роста, массы (других параметров тела) детей и подростков всех возрастных групп. Современный 9-и летний ребенок имеет рост и массу 10-и летнего ребенка 1940 года;

в) более раннее изменение детских пропорций тела взрослыми;

г) более раннее прорезывание и замена молочных зубов постоянными (на 1—2 году);

д)ускоренное окостенение скелета, в частности мелких костей запястья (на 1—2 году), и более раннее завершение роста. В 18 в., у мужчин рост длился до 26 лет, в 1940 г. — до 21г, а в 1960 г — до 18—19л.;

е) более раннее появление (на 1—2 мес.) первых половых признаков (у девушек в 8—9 лет, у ребят — в 10 лет), более быстрое завершение этого периода.

Настоящая акселерация характеризуется  ускорением физического развития и  полового созревания. Специальными исследованиями установлено, что акселерации физического  развития не всегда отвечает высокий  уровень психического развития, работоспособности и социальной зрелости. Поэтому, учителя должны изучать индивидуальные особенности развития каждого ученика и соответственно выбирать формы и методы воспитания.

Акселерацию объясняют действием  комплекса факторов, которые еще  до конца не изучены. В частности, улучшением общих условий жизни, питания, медицинского обслуживания, урбанизацией и интенсификацией темпов современной жизни

 

 

 

4. Комплексная  диагностика уровня функционального  развития ребенка.

Характеристика  постнатального периода развития

С момента рождения ребенка и  до смерти в организме человека отмечаются специфические особенности строения, биохимических процессов, функций, в организме в целом и отдельных  его систем, которые изменяются в  разные периоды жизни. Эти изменения  предопределены наследственными факторами, определяя до некоторой степени этапы развития и роста.

Однако решающее значение для выявления  этих наследственных факторов, формирования возрастных особенностей, имеют учеба  и воспитание, питание и гигиенические  условия жизни, общения ребенка, с людьми, которые окружают его, физическая активность и другие факторы, которые составляют сущность социальной жизни человека.

Таким образом, рост и развитие организма  зависят как от биологических (генетических), так и от социальных (образ жизни, характер питания), факторов. Изучение закономерностей роста и развития детей и подростков позволило жизненный цикл человека к достижению зрелого возраста разделить на возрастные периоды, которые характеризуются специфическими анатомическими и функциональными особенностями. Четко очерченных пределов между этими периодами нет и они несколько условны.

 Однако выделение таких периодов  необходимо, потому что дети одного  и того же календарного (паспортного), но разного биологического возраста (возраст развития), по-разному реагируют на физические нагрузки.

Критерии такой  периодизации включают в себя комплекс признаков, которые расцениваются, как показатели биологического возраста:

Размеры тела и органов, масса

1) размеры тела и  органов, масса;

2) «скелетная зрелость»  — окостенение скелета;

3) «зубная зрелость»  — прорезывание молочных и  постоянных зубов;

4) степень развития  вторичных половых признаков;

5) мускульная сила;

6) развитие желез внутренней  секреции.

Выделяют  такие периоды:

— новорожденный — 1—10 дней;

— грудной — до 1 года;

— раннего детства  — от 1 до 4 лет;

— первого детства  — с 4 до 7 лет;

— второго детства  — с 8 до 11лет у девочек, и до 12 лет — у мальчиков;

— подростковый — с 13 до 16 лет — у мальчиков, с 12 до 15 лет — у девочек — период полового созревания;

— юношеский возраст  — с17 до 21 года — у мальчиков, с 16 до 20 лет — у девушек.

Зрелый возраст — с 22 лет до 60 — у мужчин, с 21 до 55 лет —  у женщин; преклонный возраст —  с61 до 74 лет — у мужчин, с 56 до 74 лет — у женщин; старческий возраст — с 75 до 90 лет; долгожители — свыше 90 лет.

В процессе индивидуального  развития существуют критические периоды, которые характеризуются повышенной чувствительностью организма, который  развивается, к факторам внешней  и внутренней среды.

Выделяют такие критические периоды развития (сенситивные):

1) предэмбрионный;

2) оплодотворение;

3) вживление зародыша (4—8 неделя, время эмбриогенеза);

4) формирование зачатков  осевых органов — хорды, нервной  трубки, первичной кишки и плаценты (3—8 неделя развития);

5) стадия усиленного  развития головного мозга (20—24 неделю перинатального периода  развития);

6) момент рождения  ребенка и период новорожденности;

7) период раннего и  первого детства (2—7 лет), когда  заканчивается формирование взаимосвязей между органами и системами органов;

8) подростковый возраст  (период полового созревания —  у мальчиков с 3 до 16 лет, девочек,  — с 12 до 15 лет).

При действии неблагоприятных факторов окружающей среды может наблюдаться  ретардация — замедленное развитие.

Понятие о показателях физического  развития ребенка

Важным показателем здоровья ребенка  является его физическое развитие. Для изучения физического развития применяют антропометрические методы исследования, которые позволяют  определить количественные и качественные показатели развития, разработать стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и региона обитания:

соматометрические — измерение роста, массы, окружности грудной клетки;

соматоскопические — определение развития скелета, формы позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, развития мускулатуры и подкожно жировой клетчатки, степени полового развития, появления и изменения зубов;

физиометрические — определение жизненной емкости легких, силы кисти рук, частоты дыхания и сердечных сокращений, артериального давления, и другие.

Измерение роста ребенка, который  стоит, позволяет сделать вывод  о развитии ее костного аппарата, который  сидит — о возрастных изменениях пропорций тела. Измерение массы  тела ребенка свидетельствует о развитии его мускульной системы, его возраста. Измерения объема грудной клетки и ее подвижности при вдохе свидетельствуют о степени развития дыхательных мышц ребенка.

Оценку физического развития проводят с помощью стандартных методов, которые предусматривают сравнение полученных результатов с данными, приведенными в таблицах, с учетом возраста и пола. На основании анализа полученных результатов, делают вывод о физическом развитии.

Переход в школах на учебу с 6 лет

В связи с переходом в школах на учебу с 6 лет, особенно важное, значение приобретает проблема школьной зрелости. Под школьной зрелостью понимают, ту степень морфофункционального развития ребенка, которая является достаточной для осуществления сложного комплекса реакций, направленных на обеспечение здоровья в условиях повышенных требований к организму, связанных с систематическими занятиями, изменением режима дня, и тому подобное. О школьной зрелости делают вывод на основе антропометрических показателей функционального состояния разных систем организма, по уровню умственной работоспособности, развитию языка, моторики, произвольного внимания, и тому подобное. Используют чаще всего тест Керна в модификации Ирасека. Он заключается в том, что детям предлагают выполнить 3 задания: нарисовать человека, скопировать фразу из 3 коротких слов и изобразить 10 точек, расположенных в форме пятиугольника, за каждое задание выставляется оценка.

Наивысшая — 1 балл, наихудшая — 5 баллов. У зрелых детей общая оценка составляет 3—5 баллов, незрелых, — 10 и больше. Незрелые дети тяжелее адаптируются к школьным условиям: у них низшая умственная работоспособность, быстро наступает усталость, более длительный адаптационный период. Качество обучения зависит от учителя, от его выбора в осуществлении индивидуального подхода в учебно-воспитательном процесс

Информация о работе Лекции по "Возрастной анатомии"