Лекции по "Возрастной анатомии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций

Краткое описание

Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Оглавление

1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_vozrastnoy_anatomii_i_fiziologii.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.

2. Онтогенез.

3. Закономерности роста  и развития.

4. Комплексная диагностика  уровня функционального развития  ребенка.

5. Понятие о нейрогуморальной  регуляции функций организма.

6. Анатомия и физиология  нервной системы.

7. Координационная деятельность  нервной системы.

8. Анатомия и физиология  эндокринной системы.

9. Скелет человека.

10. Мышечная система.

11. Физическое развитие.

12. Профилактика нарушений  опорно-двигательного аппарата у детей.

13. Общие вопросы анатомии  и физиологии сенсорных систем.

14. Зрительная сенсорная  система.

15. Слуховая сенсорная  система.

16. Профилактика нарушений  слуха и зрения.

17. Обмен веществ и  энергии. Внутренняя среда организма.  Кровь.

18. Кровообращение.

19. Дыхание.

20. Пищеварение.

21. Выделение. Кожа.

22. Репродуктивная система  организма.

23. Психофизиологические  аспекты поведения ребенка.

24.Коммуникативное поведение.

25. индивидуально-типологические  особенности ребенка.

26. Психофизиология познавательных процессов.

 

 

 

 

 

1.Предмет и  методы Возрастной анатомии и  физиологии.  Организм и его  свойства.

 

Возрастная  анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.

 Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.

Предметом изучения  возрастной анатомии и  физиологии  является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:

- изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

- выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

-определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

- установление закономерностей индивидуального развития.

Возрастная анатомия и физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и, широко использует данные из многих других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т.д.

В то же время  открываемые возрастной физиологией  закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.

Подходы применяемые в исследованиях по анатомии: 1 – систематический (описательный метод) 2 – функциональный (учитывает функции органов) 3 – индивидуальный (учитываются индивидуальные особенности организма) 4 – анатомический (каждый орган по отдельности и организм в целом) 5 – причинный.

Методы анатомии: макроскопические (изучение органов или систем, видимые глазом) и микроскопические (изучение внутреннего строения органов при помощи микроскопов).

Методы анатомии: наблюдение и осмотр организма; вскрытие; заморозка и распил; наливки; рентгеновский; эндоскопический; экспериментальный.

Для возрастной физиологии важнейшая задача – изучение динамики и закономерностей изменений  физиологических функций в процессе индивидуального развития. Ответы на самые разнообразные частные  вопросы, возникающие по ходу такого изучения, дают два метода организации исследования, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но оба широко применяются в физиологии развития. Это методы поперечного (кроссекционального) и продольного (лонгитудинального) исследований.

Антропометрия – это измерение морфологических характеристик тела, что позволяет количественно описать его строение

Физиологические методы позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Для этого используются различные приборы, позволяющие количественно регистрировать сами физиологические процессы, либо те или иные их физические проявления (например, электрические потенциалы, вырабатываемые клетками организма в процессе их функционирования)

Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма.

Естественный эксперимент. Физиология развития имеет дело с постоянно изменяющимся организмом ребенка, подвергающимся целому ряду воздействий, изоляция от которых невозможна.

Моделирование экспериментальное  и математическое. Естественный эксперимент не способен обеспечить решение всех задач, возникающих в процессе изучения физиологических закономерностей роста и развития. В связи с этим экспериментатор вынужден использовать различного рода модели. Например, изучение закономерностей ростовых процессов у лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. В частности, анализ возрастных преобразований на тканевом и клеточном уровне проводится почти исключительно на экспериментальных моделях с использованием лабораторных животных.

 

Организм  человека является целостной, сложной, динамической системой, которая выполняет разнообразные функции. Он включает в себя иерархически организованные подсистемы и системы, которые объединены общностью строения и выполняемой функции: клетки, ткани, органы, системы органов.

Клетка — структурная и функциональная единица человеческого организма.

Изучение строения, функций клеток, их взаимодействий, между собой —  основа к пониманию такого сложного организма, как человек. Клетки активно  реагируют на раздражение, выполняют  функции роста и размножения, способны к самовоспроизведению, регенерации и приспособлению, к окружающей среде. В клетках происходит обмен веществ и энергий.

В организме взрослого человека насчитывается около 200 видов клеток, которые отличаются по размерам, форме, особенностями организации, функциями.

По форме своего строения, клетки различаются на: цилиндрической и кубической формы (в эпителиальных тканях), диско-образные (эритроциты), шаровидные (яйцеклетки), удлиненные и веретенообразные (мускульные), звездообразные (нервные), амебовидные (лейкоциты — не имеют постоянной формы).

Размеры и масса  клеток разнообразны. Размеры клеток организма человека колеблются от 3—4 мкм (некоторые формы лейкоцитов) до 150 см (нервная клетка вместе с отростком). Масса клеток колеблется от 10—7 до 10—5 г

Организм человека — это целостная система, которая владеет свойствами: обменом веществ и энергии, раздражимостью, гомеостазом, саморегуляцией, саморепродукцией, адаптацией, ростом и развитием.

Обмен веществ и  энергии — это главное условие  и признак жизни. В организме человека, в его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и сложные химические соединения. Обмен веществ заключается в поступлении из внешней среды веществ, усвоении их, использовании организмом и выделении продуктов распада. Для построения новых клеток организма, работы органов, нужна энергия. Человек получает ее в процессе обмена веществ. Источником энергии, необходимой для жизни, являются питательные вещества, которые поступают в организм с пищей.

Раздражимость — способность  клеток отвечать на раздражение путем перехода из состояния физиологичного покоя в состояние активной деятельности.

Саморепродукция —  способность к самовозобновлению, или размножению.

На уровне организма  этот процесс имеет прерывный характер, потому что только спустя некоторое время взрослый организм способен производить новый — молодой.

Самовоспроизведение на молекулярном и клеточном уровнях происходит непрерывно. Это предопределено тем, которые разрушаются и распадаются на органические молекулы, органеллы клеток и целые клетки. Например, период полураспада некоторых белков печени — несколько минут, отдельные клетки крови живут лишь 0,5 час., клетки пищеварительного тракта — около суток. При таких условиях жизни организма возможно лишь в случае, когда будет такое же быстрое возобновление разрушенных структур

 

2. Онтогенез.

Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом.

В онтогенезе различают 3 периода:

1. Предэмбриональный — развитие половых клеток (гаметогенез);

2. Перинатальный — от оплодотворения к рождению;

3. Постнатальный — развитие после рождения человека и до его смерти.

В предэмбриональном и постнатальном развитии человека, важную роль играет половая система.

 К мужской половой системе принадлежат мужские половые железы — семенники (яички), придатки яичек, семявыводящие пути и семенной мешочек, простата, внешние половые органы.

Женская половая система образует половые клетки, продуцирует половые гормоны, а также обеспечивает внутриутробное развитие плода и секрецию молока. К женской половой системе принадлежат яичники, яйцеводы (маточные трубы), матка, влагалище и внешние половые органы.

Предэмбрионный период развития организма происходит в  половых железах. В половых железах образуются половые клетки и половые гормоны, которые регулируют гаметогенез и другие половые функции. Мужские половые клетки — сперматозоиды развиваются в мужских половых железах — семенниках (яичках), а женские яйцеклетки — в женских половых железах — яичниках. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а процесс образования яйцеклеток — овогенез.

Развитие нового организма  начинается с момента оплодотворения — слияние мужской и женской  половых клеток. В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период называют эмбрионным (зародышевым), а организм будущего человека — эмбрион (зародыш). С 9-й недели, когда начинают определяться основные человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодотворным.

Перинатальный период длится от оплодотворения до рождения ребенка. В нем выделяют 4 периода.

1. Оплодотворение. Происходит в верхней части яйцевода после овуляции.

 В процессе оплодотворения  различают два этапа: проникновение  сперматозоида через оболочки  яйцеклетки; слияние ядер половых клеток. В оплодотворенной яйцеклетке происходит слияние ядер и образуется одноклеточный зародыш — зигота с диплоидным набором хромосом.

2. Деление — это многоразовые митотичные деления зиготы на дочерние клетки — бластомеры. В результате разделения зиготы образуется многоклеточный зародыш — бластула с полостью в середине (бластоциста). Стенки этого зародыша образованы клетками — бластомерами двух видов: светлых мелких и темных больших. Светлые мелкие образуют оболочку бластулы — трофобласт, темные большие бластомеры скапливаются на одном из полюсов бластоцисты под трофобластом и образуют эмбриобласт или зародышевый узелок.

3. Гаструляция — это период развития, когда образуются зародышевые листки, осевые и около зародышевые органы. Проходит в две фазы:

1) с образованием гаструлы  — двухслойной стенки зародыша (7-14 суток)

2) с образованием поздней  гаструлы — трехслойной стенки  зародыша (на 15 день берем.)

4. Гисто  и органогенез — образование тканей из зародышевых слоев стенки и образования органов.

Плацента — это комплекс, структур хориона плода и слизистой оболочки матки, который обеспечивает постоянную связь между организмом матери и плода. Кровь в плаценте течет медленно, что способствует лучшему обмену между кровью, которая течет в сосудах ворсинок, то есть кровью зародыша, и кровью матери. Плацента соединяется с зародышем с помощью пуповины — соединительно-тканевого канатика, в котором проходят сосуды: пуповинная вена и две пуповинных артерии.

Нормальное перинатальное  развитие длится 9 месяцев. За это время из оплодотворенной яйцеклетки микроскопических размеров развивается ребенок массой 3кг и больше и ростом 50—52см.

После рождения ребенка  начинается постнатальный период развития человека. В своем развитии организм человека проходит три этапа:

 Эволюционный этап, который характеризуется преимуществом размножения клеток над их разрушением. Длится от момента рождения ребенка до 21 года. Показатели физического развития (рост, масса, размеры отдельных частей тела) в разные периоды эволюционного этапа изменяются по-разному. В возрасте 1—3 года, 5—7 лет, 12—15 лет, наблюдается усиленный рост ребенка, а между этими периодами развитие тканей, органов и в целом организма.

Стабильный  этап, который характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток, сохранением массы и размеров тела и отдельных его частей.

Инволюционный этап, который характеризуется преимуществом разрушительных процессов над образовательными, а потому наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.

 

 

 

3. Закономерности  роста и развития.

Информация о работе Лекции по "Возрастной анатомии"