Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:57, курс лекций
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.
1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь.
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.
1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
2. Онтогенез.
3. Закономерности роста и развития.
4. Комплексная диагностика
уровня функционального
5. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций организма.
6. Анатомия и физиология нервной системы.
7. Координационная деятельность нервной системы.
8. Анатомия и физиология эндокринной системы.
9. Скелет человека.
10. Мышечная система.
11. Физическое развитие.
12. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
13. Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем.
14. Зрительная сенсорная система.
15. Слуховая сенсорная система.
16. Профилактика нарушений слуха и зрения.
17. Обмен веществ и
энергии. Внутренняя среда
18. Кровообращение.
19. Дыхание.
20. Пищеварение.
21. Выделение. Кожа.
22. Репродуктивная система организма.
23. Психофизиологические аспекты поведения ребенка.
24.Коммуникативное поведение.
25. индивидуально-типологические особенности ребенка.
26. Психофизиология познавательных процессов.
1.Предмет и методы Возрастной анатомии и физиологии. Организм и его свойства.
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма, в целом, в процессе его роста и развития, специфику этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.
Методы анатомии: макроскопические (изучение органов или систем, видимые глазом) и микроскопические (изучение внутреннего строения органов при помощи микроскопов).
Методы анатомии: наблюдение и осмотр организма; вскрытие; заморозка и распил; наливки; рентгеновский; эндоскопический; экспериментальный.
Для возрастной физиологии
важнейшая задача – изучение динамики
и закономерностей изменений
физиологических функций в
Антропометрия – это измерение морфологических характеристик тела, что позволяет количественно описать его строение
Физиологические методы позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Для этого используются различные приборы, позволяющие количественно регистрировать сами физиологические процессы, либо те или иные их физические проявления (например, электрические потенциалы, вырабатываемые клетками организма в процессе их функционирования)
Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма.
Естественный эксперимент. Физиология развития имеет дело с постоянно изменяющимся организмом ребенка, подвергающимся целому ряду воздействий, изоляция от которых невозможна.
Моделирование экспериментальное и математическое. Естественный эксперимент не способен обеспечить решение всех задач, возникающих в процессе изучения физиологических закономерностей роста и развития. В связи с этим экспериментатор вынужден использовать различного рода модели. Например, изучение закономерностей ростовых процессов у лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. В частности, анализ возрастных преобразований на тканевом и клеточном уровне проводится почти исключительно на экспериментальных моделях с использованием лабораторных животных.
Организм человека является целостной, сложной, динамической системой, которая выполняет разнообразные функции. Он включает в себя иерархически организованные подсистемы и системы, которые объединены общностью строения и выполняемой функции: клетки, ткани, органы, системы органов.
Клетка — структурная и функциональная единица человеческого организма.
Изучение строения, функций клеток, их взаимодействий, между собой — основа к пониманию такого сложного организма, как человек. Клетки активно реагируют на раздражение, выполняют функции роста и размножения, способны к самовоспроизведению, регенерации и приспособлению, к окружающей среде. В клетках происходит обмен веществ и энергий.
В организме взрослого человека насчитывается около 200 видов клеток, которые отличаются по размерам, форме, особенностями организации, функциями.
По форме своего строения, клетки различаются на: цилиндрической и кубической формы (в эпителиальных тканях), диско-образные (эритроциты), шаровидные (яйцеклетки), удлиненные и веретенообразные (мускульные), звездообразные (нервные), амебовидные (лейкоциты — не имеют постоянной формы).
Размеры и масса клеток разнообразны. Размеры клеток организма человека колеблются от 3—4 мкм (некоторые формы лейкоцитов) до 150 см (нервная клетка вместе с отростком). Масса клеток колеблется от 10—7 до 10—5 г
Организм человека — это целостная система, которая владеет свойствами: обменом веществ и энергии, раздражимостью, гомеостазом, саморегуляцией, саморепродукцией, адаптацией, ростом и развитием.
Обмен веществ и энергии — это главное условие и признак жизни. В организме человека, в его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные структуры и сложные химические соединения. Обмен веществ заключается в поступлении из внешней среды веществ, усвоении их, использовании организмом и выделении продуктов распада. Для построения новых клеток организма, работы органов, нужна энергия. Человек получает ее в процессе обмена веществ. Источником энергии, необходимой для жизни, являются питательные вещества, которые поступают в организм с пищей.
Раздражимость — способность клеток отвечать на раздражение путем перехода из состояния физиологичного покоя в состояние активной деятельности.
Саморепродукция —
способность к
На уровне организма этот процесс имеет прерывный характер, потому что только спустя некоторое время взрослый организм способен производить новый — молодой.
Самовоспроизведение на молекулярном и клеточном уровнях происходит непрерывно. Это предопределено тем, которые разрушаются и распадаются на органические молекулы, органеллы клеток и целые клетки. Например, период полураспада некоторых белков печени — несколько минут, отдельные клетки крови живут лишь 0,5 час., клетки пищеварительного тракта — около суток. При таких условиях жизни организма возможно лишь в случае, когда будет такое же быстрое возобновление разрушенных структур
2. Онтогенез.
Индивидуальное развитие организма человека называют онтогенезом.
В онтогенезе различают 3 периода:
1. Предэмбриональный — развитие половых клеток (гаметогенез);
2. Перинатальный — от оплодотворения к рождению;
3. Постнатальный — развитие после рождения человека и до его смерти.
В предэмбриональном и постнатальном развитии человека, важную роль играет половая система.
К мужской половой системе принадлежат мужские половые железы — семенники (яички), придатки яичек, семявыводящие пути и семенной мешочек, простата, внешние половые органы.
Женская половая система образует половые клетки, продуцирует половые гормоны, а также обеспечивает внутриутробное развитие плода и секрецию молока. К женской половой системе принадлежат яичники, яйцеводы (маточные трубы), матка, влагалище и внешние половые органы.
Предэмбрионный период развития организма происходит в половых железах. В половых железах образуются половые клетки и половые гормоны, которые регулируют гаметогенез и другие половые функции. Мужские половые клетки — сперматозоиды развиваются в мужских половых железах — семенниках (яичках), а женские яйцеклетки — в женских половых железах — яичниках. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а процесс образования яйцеклеток — овогенез.
Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения — слияние мужской и женской половых клеток. В течение первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период называют эмбрионным (зародышевым), а организм будущего человека — эмбрион (зародыш). С 9-й недели, когда начинают определяться основные человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодотворным.
Перинатальный период длится от оплодотворения до рождения ребенка. В нем выделяют 4 периода.
1. Оплодотворение. Происходит в верхней части яйцевода после овуляции.
В процессе оплодотворения
различают два этапа:
2. Деление — это многоразовые митотичные деления зиготы на дочерние клетки — бластомеры. В результате разделения зиготы образуется многоклеточный зародыш — бластула с полостью в середине (бластоциста). Стенки этого зародыша образованы клетками — бластомерами двух видов: светлых мелких и темных больших. Светлые мелкие образуют оболочку бластулы — трофобласт, темные большие бластомеры скапливаются на одном из полюсов бластоцисты под трофобластом и образуют эмбриобласт или зародышевый узелок.
3. Гаструляция — это период развития, когда образуются зародышевые листки, осевые и около зародышевые органы. Проходит в две фазы:
1) с образованием гаструлы — двухслойной стенки зародыша (7-14 суток)
2) с образованием поздней гаструлы — трехслойной стенки зародыша (на 15 день берем.)
4. Гисто и органогенез — образование тканей из зародышевых слоев стенки и образования органов.
Плацента — это комплекс, структур хориона плода и слизистой оболочки матки, который обеспечивает постоянную связь между организмом матери и плода. Кровь в плаценте течет медленно, что способствует лучшему обмену между кровью, которая течет в сосудах ворсинок, то есть кровью зародыша, и кровью матери. Плацента соединяется с зародышем с помощью пуповины — соединительно-тканевого канатика, в котором проходят сосуды: пуповинная вена и две пуповинных артерии.
Нормальное перинатальное развитие длится 9 месяцев. За это время из оплодотворенной яйцеклетки микроскопических размеров развивается ребенок массой 3кг и больше и ростом 50—52см.
После рождения ребенка начинается постнатальный период развития человека. В своем развитии организм человека проходит три этапа:
Эволюционный этап, который характеризуется преимуществом размножения клеток над их разрушением. Длится от момента рождения ребенка до 21 года. Показатели физического развития (рост, масса, размеры отдельных частей тела) в разные периоды эволюционного этапа изменяются по-разному. В возрасте 1—3 года, 5—7 лет, 12—15 лет, наблюдается усиленный рост ребенка, а между этими периодами развитие тканей, органов и в целом организма.
Стабильный этап, который характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток, сохранением массы и размеров тела и отдельных его частей.
Инволюционный этап, который характеризуется преимуществом разрушительных процессов над образовательными, а потому наблюдается уменьшение массы тела и его размеров. На этом этапе происходит старение организма.
3. Закономерности роста и развития.