Внешнее управление как процедура банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть процедуру внешнего управления. Выявить проблемы и возможные меры по их решению.
Объект исследования: внешнее управление.
Предмет работы – внешнее управление как процедура банкротства
Задачи:
1) Рассмотреть порядок и правовые последствия введения внешнего управления;
2) Рассмотреть особенности правового положения внешнего управляющего.
3) Рассмотреть особенности внешнего управления как процедуры банкротства
4) Выявить проблемы правоприменительной практики.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Введение внешнего управления 4
1.1. Порядок и последствия введения внешнего управления 4
1.2. Правовое положение внешнего управляющего 8
Глава 2. Характеристика процедуры внешнего управления 10
2.1. План внешнего управления 10
2.2. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов 12
2.3. Осуществление расчетов с кредиторами во время внешнего управления 19
2.4. Отчет внешнего управляющего 21
Глава 3 Проблемы и совершенствование законодательства 21
3.1. Проблемы при отказе от договоров должника 21
3.2. Утверждение плана внешнего управления 31
Заключение 33
Список источников 36

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Удовлетворяя  заявление должника, суд руководствовался следующими положениями.

     В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве  внешнее управление- процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Согласно п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. При этом в силу п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Согласно п. 2 указанной статьи в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных п. 1 данной статьи: приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработанной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам; не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени).

     В соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве  в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. При этом требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

     Вышеизложенное  свидетельствует о том, что в  зависимости от времени возникновения  обязательств и их характера требования по ним могут быть заявлены либо в деле о банкротстве должника, и тогда заявитель является лицом, участвующим в деле о банкротстве, либо требования заявляются в общеисковом порядке, и заявитель не является лицом, участвующим в деле о банкротстве.

     Таким образом, в соответствии со ст. 38, 45, 109, 113 Налогового кодекса РФ, ст. 94, 95 Закона о банкротстве, п. 36 Постановления  Пленума ВАС РФ N 51 от 28 февраля 2001 г. обязательства должника по налогам и сборам, штрафным санкциям, пени за период с 1 января 2004 г. по 28 января 2004 г. возникли до введения процедуры внешнего управления, и они могут быть взысканы исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве в рамках рассмотрения дела о банкротстве.

     С учетом изложенного  можно сделать вывод о том, что в результате установления моратория  в течение внешнего управления предприятие  может функционировать, не выплачивая своих долгов, т.е. получая длительную отсрочку исполнения обязательств, что в целом направлено на защиту интересов должника.

2.3. Осуществление расчетов с кредиторами во время внешнего управления

     Установление размера  требований кредиторов

     Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

     Кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить внешнему управляющему расходы на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований.

     Внешний управляющий в течение пяти дней с даты получения требований кредитора  и возмещения расходов на уведомление  кредиторов о предъявлении таких  требований обязан уведомить кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, о получении требований кредитора и предоставить указанным лицам возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.12

     В течение пяти дней с даты направления уведомлений внешний управляющий представляет в арбитражный суд доказательства уведомления кредиторов о получении таких требований.

     Возражения  относительно требований кредиторов могут  быть предъявлены в арбитражный  суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты направления внешним управляющим кредиторам уведомлений о получении требований кредитора.

     При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет  обоснованность соответствующих требований кредиторов и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.

     Требования  кредиторов, по которым не поступили  возражения, при наличии доказательств  уведомления кредиторов о получении  таких требований рассматриваются  арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве.

     При отказе кредитора, предъявившего требование, от возмещения расходов на уведомление  кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, арбитражный  суд возвращает указанное требование, о чем выносит соответствующее  определение.

     Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

     Определение о включении или об отказе во включении  требований кредиторов в реестр требований кредиторов направляется арбитражным судом внешнему управляющему или реестродержателю и заявителю.

     В случае признания арбитражным судом  причин незаявления требования в  ходе наблюдения уважительными арбитражный  суд в определении о включении  требования кредитора в реестр требований кредиторов вправе возложить на должника обязанность по возмещению расходов кредитора на уведомление кредиторов о предъявлении таких требований.

     Требования  кредиторов, предусмотренные настоящей  статьей, рассматриваются судьей арбитражного суда в течение тридцати дней с даты истечения срока предъявления возражений.

2.4. Отчет внешнего управляющего

     По результатам  проведения внешнего управления внешний  управляющий обязан представить  на рассмотрение собрания кредиторов отчет. Собрание кредиторов созывается не позднее чем за месяц до даты истечения установленного срока внешнего управления. Внешний управляющий обязан предоставить кредиторам возможность предварительного ознакомления с отчетом не менее чем за 45 дней до истечения установленного срока внешнего управления или не менее чем за 10 дней до установленной даты созыва собрания кредиторов.

     Представление отчета - обязанность внешнего управляющего; эта обязанность возникает по наступлении одного из следующих  обстоятельств:

     - окончание срока  внешнего управления;

     - возникновение оснований  для досрочного прекращения внешнего  управления (восстановление платежеспособности  должника либо невозможность  восстановления в течение срока  внешнего управления);

     - требование лиц,  имеющих право на созыв собрания  кредиторов (комитета кредиторов; кредиторов с не менее чем 10% реестровой суммой требований; 1/3 от общего количества кредиторов; подробнее об этом см. ст. 14 Закона и коммент. к ней);

     - накопление денежных средств,  достаточных для удовлетворения  всех реестровых требований, в частности, это может произойти в соответствии с п. 5 ст. 115 Закона при продаже акций нового ОАО, возникшего в результате замещения активов должника.

     Управляющий составляет отчет, который должен быть представлен  на рассмотрение собрания кредиторов и утверждение арбитражного суда. Содержание отчета определяется п. 3 статьи 117 Закона «О банкротстве»: баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о движении денежных средств; сведения о прибылях и убытках; информация о денежных и иных средствах должника, которые могут быть использованы для удовлетворения требований кредиторов (речь идет как о конкурсных (реестровых) кредиторах, так и о кредиторах, которые еще не заявили свои требования; о кредиторах, срок исполнения требований которых еще не наступил; о текущих кредиторах); расшифровка нереализованной дебиторской задолженности; информация о нереализованных правах требования должника; сведения об удовлетворенных требованиях конкурсных кредиторов, включенных в реестр; сведения о возможности (или невозможности) погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

     Реестр требований кредиторов с отметками об их удовлетворении прилагается к отчету.

     Отчет управляющего должен содержать его мнение относительно дальнейшей судьбы должника: о необходимости прекратить внешнее управление и перейти к расчетам с кредиторами (платежеспособность должника восстановлена); о продлении срока внешнего управления (восстановление платежеспособности возможно, но в течение более длительного времени - при этом должны соблюдаться максимальные сроки внешнего управления в соответствии со ст. 93, 108 Закона); о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех реестровых требований; о необходимости признания должника банкротом и открытии конкурсного производства (в связи с невозможностью восстановления платежеспособности).

     Рассмотрение  кредиторами и утверждение судом  отчета управляющего осуществляется по правилам ст. 118, 119 Закона.

 

Глава 3 Проблемы и совершенствование законодательства

3.1. Проблемы при отказе от договоров должника

     Один  из элементов реализации сделкоспособности  внешнего управляющего - возможность  заявлять отказ от исполнения некоторых  сделок должника. Не выделяя категорию  сделкоспособности управляющего, ученые, как правило, говорят о праве внешнего управляющего заявить отказ от сделок.

     Представляется, что данный отказ должен быть квалифицирован как односторонняя сделка управляющего, которая действительна лишь при  условии выполнения определенных требований, предъявляемых к сроку заявления  отказа, к состоянию исполнения сделки, к последствиям исполнения сделки13.

     Несоответствие  требованиям законодательства любого из этих условий может повлечь  признание отказа от договора должника недействительным.

     Первое  условие, при соблюдении которого отказ внешнего управляющего от договоров должника будет легитимным, касается срока заявления отказа. Логично предположить, что, с одной стороны, данный срок должен позволить управляющему изучить документы должника, с другой - этот срок нельзя затягивать, чтобы не дестабилизировать экономическое положение контрагента.

     В настоящее время в п. 1 ст. 102 Закона «О банкротстве» установлен трехмесячный срок, в течение которого управляющий  может отказаться от договоров, причем срок этот исчисляется с даты введения внешнего управления.

     «Анализ практики показывает, что трехмесячного  срока недостаточно в следующих  ситуациях:

     1) должник является крупным юридическим  лицом, имеющим десятки тысяч  контрагентов;

     2) арбитражный управляющий был  назначен по истечении некоторого  времени после введения внешнего управления (в частности, речь может идти о втором управляющем, назначенном взамен отстраненного)»14.

     Представляется, что в описанных ситуациях  целесообразно ставить вопрос об увеличении рассматриваемого трехмесячного  срока. Согласно существующей регламентации это невозможно, что в ряде случаев крайне негативно сказывается на практике. Если внешний управляющий не успеет заявить отказ от сделки, которая должнику не выгодна, то эту сделку необходимо будет исполнить; более того, контрагент по такой сделке приобретет статус текущего, что, безусловно, невыгодно не только самому должнику, но и остальным кредиторам.

Информация о работе Внешнее управление как процедура банкротства