Управление себестоимостью продукции (на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу.

Оглавление

Введение 4
1 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости 7
1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость 10
1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 22
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 25
2.1 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25
2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 32
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 49
3 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 54
3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54
3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65
3.3 Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67
Заключение 75
Список литературы 79
Приложение 84

Файлы: 1 файл

лучшая курсовая!!!.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

Из данных Таблицы 2.6 выявим влияние  факторов на изменение себестоимости консервной продукции:

      объем консервной продукции:

17 967 020,38 – 16 849 685,91 = 1 117 334,47 (руб.)

Следовательно,  из-за увеличения объема выпуска консервной продукции в 2002 г., себестоимость увеличилась на 1 117 334,47 руб. Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2001 г. по 2002 г. по пяти консервам вырос на 6,63% или на 142 600 банок (См. Таблицу 2.2).

      структура товарной продукции:

18 412 615,64 – 17 967 020,38 = 445 595,26 (руб.)

Изменение структуры выпуска консервной продукции в 2002 г. повлияло на увеличение себестоимости почти на пятьсот тысяч рублей. В таблице 2.1 указано, что выпуск консервной продукции переориентировался с сельди натуральной, где ее доля занимала 54,41% в общем объеме выпуска консервного цеха в 2001 году и 9,92% в 2002 году, на сельдь с добавлением масла (См. Приложение 3 и 4). Себестоимость  сельди натуральной меньше, чем сельди с добавлением масла, из этого следует, что, в результате увеличения доли более затратоемкого изделия, общая сумма затрат в составе себестоимости возросла.

      себестоимость единицы продукции:

15 847 691,44 – 18 412 615,64 =   -2 564 924,20 (руб.)

Благодаря снижению себестоимости единицы продукции, рыбокомбинат добился высоких результатов в снижении расходов на выпуск консервной продукции на два с половиной миллиона рублей. Можно смело заметить, что это благоприятно сказалось на возможности увеличения конечного финансового результата предприятия.

Сумма факторных оценок составила:

(1 117 334,47 + 445 595,26 + (-2 564 924,20)) = -1 001 994,47 (руб.)

Данный результат говорит о том, что в целом за 2002 г. рыбокомбинат уменьшил себестоимость консервной продукции на один миллион рублей по сравнению с 2001 г. или на 5,94%. Это вызвано тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дешевое сырье, что позволило снизить так резко себестоимость единицы  продукции. Качество выпускаемой продукции при этом не изменилось, так как было закупленное соответствующее сырье по более низкой цене у других поставщиков. За качеством консервной продукции следит мастер-технолог, а так же специализированная лаборатория, находящееся на территории рыбокомбината и выдающая сертификаты соответствия.

Далее проведем факторный анализ на основе четырехфакторной модели:

С = ВпxДixРемкxЦi;

Конечно, существуют и другие факторы, влияющие на себестоимость продукции, но чаще всего в экономическом анализе используют трех или четырехфакторную модель. Можно разбить факторы на внутренние и внешние, то есть факторы, которые зависят от работы предприятия и которые не зависят от предприятия (экономическое положение страны, денежно-кредитная политика государства, уровень занятости, инфляция, уровень развития технологий страны, климатические условия, изменения на фондовых рынках и т.д.).

Определение влияния факторов на изменение себестоимости консервной продукции:

1. С0 = ВП0xДi0xРемк0xЦi0

2. С1скор= ВП1xДi0xРемк0xЦi0

3. С2скор= ВП1xДi1xРемк0xЦi0

4. С3скор= ВП1xДi1xРемк1xЦi0

5. С1= ВП1xДi1xРемк1xЦi1

Влияние факторов на себестоимость:

1.      объема товарной продукции: ∆С∆ВП = С1скор - С0

2.      структуры товарной продукции: ∆С∆Дi = С2скор - С1скор

3.  ресурсоемкости: ∆С∆Цi = С3скор - С2скор

4.  цен на ресурсы: ∆С∆Ремк = С1 – С3скор

Таблица 2.7 - Расчет полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной продукции и фактической себестоимости единицы продукции в сопоставимых (базисных) ценах

Виды продукции

Объем товарной продукции фактический при фактической структуре, ед.

( гр. 4 табл. 2.3)

Себестоимость единицы продукции фактическая, руб.

(гр. 7 табл. 2.3)

Индекс цен на ресурсы

Себестоимость единицы продукции фактическая в базисных ценах, руб.

Себестоимость скорректированная, руб.

1

2

3

4

5 = 3:4

6 = 2x5

1. Камбала натур. 1/250

195 456,00

6,64

0,92

7,22

1410682,43

2. Сельдь натур. 1/250

369 704,00

7,05

0,95

7,42

2743592,84

3. Сельдь оригин. 1/250

315 776,00

7,61

1,03

7,39

2333063,46

4. Сельдь натур. с д.м.

1 311 628,00

6,68

0,9

7,42

9735194,49

5. Сельдь в т/с 1/250

100 480,00

7,75

0,95

8,16

819705,26

Итого

-

-

-

-

17042238,49

 

Таблица 2.8 – Схема проведения расчетов для нахождения влияния факторов на полную себестоимость продукции

Показатели

Сумма, руб.

Факторы изменения затрат

объем выпуска продукции

структура выпуска продукции

ресурсо-емкость

цены на ресурсы

 

1

2

3

4

5

6

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре и базисной себестоимости единицы продукции

17 967 020,38

ВП1

Дi0

Ремк0

Цi0

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции

18 412 615,64

ВП1

Дi1

Ремк0

Цi0

 

Окончание таблицы 2.8

1

2

3

4

5

6

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме, фактической структуре товарной продукции, фактической себестоимости единицы продукции и базисных ценах на ресурсы

17 042 238,49

ВП1

Дi1

Ремк0

Цi1

Себестоимость фактическая

15 847 691,44

ВП1

Дi1

Ремк1

Цi0

 

Используя таблицу 2.8 определим как два фактора входящих в себестоимость единицы продукции повлияли на полную себестоимость:

      ресурсоемкость (внутренний фактор):

17 042 238,49 - 18 412 615,64 = - 1 370 377,15 (руб.)

      цена на ресурсы (внешний фактор):

15 847 691,44 - 17 042 238,49 = - 1 194 547,05 (руб.)

Таким образом, рыбокомбинат в 2002 году сумел снизить себестоимость не только за счет внешнего (независимого) фактора цены на ресурсы, но и за счет улучшения более экономной, налаженной работой на предприятии, то есть внутреннего фактора.  Это произошло за счет снижения отходов, повышения производительности труда. Ресурсоемкость способствовала снижению себестоимости почти также как и цены на ресурсы даже более значительно.

Для определения влияния каждого вида затрат на формирование себестоимости единицы продукции и динамику изменения их уровня, целесообразно подразделить их на переменные и постоянные. Влияние факторов первого порядка на изменения уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:

Сi = Ai/VBПi + Bi, где

Сi  - себестоимость i продукции 

Ai – сумма постоянных затрат на единицу i продукции

VBПi – объем выпуска i продукции

Bi – уровень переменных затрат на единицу i продукции

По данной модели можно сделать вывод, что с увеличением объема выпуска снижается уровень постоянных затрат, а  уровень переменных затрат остается неизменным. С помощью этой модели проведем анализ по выбранной консервной продукции, определим факторы первого порядка, влияющие на уровень себестоимости каждого консервного продукта.

 

Таблица 3.1 – Исходные данные для факторного анализа себестоимости «Камбала натуральная»

Показатель

На 2001 г

На 2002 г

Отклонение

Объем производства, банки, туб.

127,26

139,61

12,35

Сумма постоянных затрат на продукции, руб.

258 830,84

270 684,22

11 853,38

Сумма переменных затрат на 1 туб продукции, руб.

9 202,69

7 354,46

-1 848,23

Себестоимость банки, руб.

8,03

6,64

-1,39

Информация о работе Управление себестоимостью продукции (на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат»)