Шпаргалка по "Анализу финансовой деятельности предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности. Его предмет, задачи и принципы.
2. Традиционные методы обработки информации. Показатели, используемые в сравнительном анализе
3. Методика факторного анализа. Виды факторных моделей. Интегральный метод факторного анализа.
...
13. Методика анализа прибыли.
16. Методика анализа финансовой устойчивости.

Файлы: 1 файл

афхд шпоры.docx

— 77.18 Кб (Скачать)

В общем виде алгоритм сравнительной  рейтинговой оценки финансового  состояния предприятия может  быть представлен в виде последовательности следующих действий.

1. Исходные данные представляются  в виде матрицы (a), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3 … n), а по столбцам – номера предприятий (j = 1, 2, 3 … m).

2. По каждому показателю находится  максимальное значение и заносится  в столбец условного эталонного  предприятия (m + 1).

 

3. Исходные показатели матрицы  стандартизируются в отношении  соответствующего показателя эталонного  предприятия по формуле:

где xij – стандартизированные показатели финансового состояния i-го предприятия.

4. Для каждого анализируемого  предприятия значение его рейтинговой  оценки определяется по формуле:

где Rj – рейтинговая оценка для j-го предприятия; x1j, x2j, ..., xnj – стандартизированные показатели j-го анализируемого предприятия.

5. Предприятия ранжируются в  порядке убывания рейтинговой  оценки.

Наивысший рейтинг имеет предприятие  с минимальным значением сравнительной  оценки, полученной по формуле расчета  рейтинговой оценки Rj. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и предприятий не накладывается.

Изложенный алгоритм получения  рейтинговой оценки финансового  состояния предприятия может  использоваться для сравнения предприятий  на дату составления баланса (по данным на конец периода) или в динамике.

В первом случае исходные показатели, рассчитываются по данным баланса и  финансовой отчетности на конец периода. Соответственно, и рейтинг предприятия  определяется на конец года.

Во втором случае исходные показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста: данные на конец периода делятся  на значение соответствующего показателя на начало периода либо среднее значение показателя отчетного периода делится на среднее значение соответствующего показателя предыдущего периода (или другой базы сравнения). Таким образом, получаем не только оценку текущего финансового состояния предприятия на определенную дату, но и оценку его усилий и возможностей по изменению этого состояния в динамике, на перспективу. Такая оценка служит надежным измерителем роста конкурентоспособности предприятия в данной отрасли деятельности. Она также определяет более эффективный уровень использования производственных и финансовых ресурсов.

Предлагаемая методика рейтинговой  оценки финансового состояния и  деловой активности предприятия  обладает следующими достоинствами:

данная методика базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как финансовое состояние предприятия;

рейтинговая оценка финансового состояния  предприятия осуществляется на основе данных публичной отчетности предприятия. Для ее получения используются важнейшие  показатели финансового состояния, применяемые на практике в рыночной экономике;

рейтинговая оценка является сравнительной. Она учитывает реальные достижения всех конкурентов;

для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной  оценки производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, прошедшей  широкую апробацию на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Методика анализа финансовой  устойчивости.

Анализ финансовой устойчивости на определенную дату позволяет установить, насколько рационально предприятие управляет собственными и заемными средствами в течение периода, предшествующего этой дате. Финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта – это такое состояние его денежных ресурсов, которое обеспечивает развитие предприятия преимущественно за счет собственных средств при сохранении платежеспособности и кредитоспособности при минимальном уровне предпринимательского риска.

На  финансовую устойчивость предприятия  влияет множество факторов:

- положение  предприятия на товарном и  финансовом рынках;

- выпуск  и реализация конкурентоспособной  и пользующейся спросом   продукции;

- его  рейтинг в деловом сотрудничестве  с партнерами;

- степень  зависимости от внешних кредиторов  и инвесторов;

- наличие  неплатежеспособных дебиторов;

- величина  и структура издержек производства, их соотношение с денежными  доходами;

- размер  оплаченного уставного капитала;

- эффективность  коммерческих и финансовых операций;

- состояние  имущественного потенциала, включая  соотношение между внеоборотными и оборотными активами и др.

Для оценки финансовой устойчивости предприятия используются абсолютные и относительные показатели. По абсолютным показателям определяется тип финансового состояния предприятия и разрабатываются рекомендации по повышению его финансовой устойчивости.

Для детального отражения разных видов  источников (собственных средств, краткосрочных  кредитов и займов) в формировании запасов используется система показателей.

1. Наличие  собственных оборотных средств  на конец расчетного периода  устанавливается по формуле: 

СОС = СК – ВОА,      

где  СОС – собственные оборотные  средства (чистый оборотный капитал) на конец периода; СК – собственный  капитал (III раздел пассива баланса);   ВОА – внеоборотные активы (I раздел актива).

2. Наличие   собственных и долгосрочных заемных  источников финансирования запасов  (СДИ) определяется по формуле: 

СДИ = СОС + ДКЗ,

где  ДКЗ – долгосрочные кредиты и  займы ( IV раздел пассива).

3. Общая  величина основных источников  формирования запасов (ОИЗ):

ОИЗ = СДИ + ККЗ,

где ККЗ – краткосрочные кредиты  и займы (V раздел пассива).

Анализ финансовой устойчивости предприятия  можно проводить с помощью  системы как абсолютных, так и  относительных показателей.

Возможно выделение четырех  типов финансовой устойчивости:

S(x) = (+; +; +) - абсолютная финансовая устойчивость;

S(x) = (-; +; +) - нормальная финансовая устойчивость;

S(x) = (-; -; +) - неустойчивое финансовое состояние;

S(x) = (-; -; -) - кризисное финансовое (на грани банкротства).

Относительные показатели финансовой устойчивости характеризуют  степень зависимости предприятия  от внешних инвесторов и кредиторов.

Финансовая  устойчивость предприятия характеризуется  состоянием собственных и заемных  средств и оценивается с помощью  системы финансовых коэффициентов. Информационной базой для их расчета  являются статьи актива и пассива  бухгалтерского баланса.

Оценка  финансовой устойчивости предприятия  проводится с помощью достаточно большого количества финансовых коэффициентов.

1. Коэффициент  автономии (Кфн)- показывает долю собственного капитала в валюте баланса, рассчитывается по формуле:

Кавт = СК / ВБ, 

где  СК – собственный капитал, ВБ – валюта баланса

2. Коэффициент  задолженности (КЗ ) – характеризует соотношение между заемными и собственными средствами :  КЗ = ЗК / СК

где ЗК – заемный капитал; СК- собственный капитал

3. Коэффициент  самофинансирования (КСФ) - характеризует соотношение между собственными и заемными средствами:

КСФ = СК / ЗК

4. Коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами (КО) – показывает долю собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) в оборотных активах: КО  = СОС / ОА,

где СОС – собственные оборотные  средства; ОА – оборотные активы.

5. Коэффициент  маневренности (КМ) – характеризует долю собственных оборотных средств в  собственном капитале: КМ= СОС / СК

6. Коэффициент  финансовой напряженности (КФ.НАПР.) – показывает долю заемных средств в валюте баланса заемщика: КФ.НАПР .= ЗК / ВБ,  

где ЗК – заемный капитал, ВБ – валюта баланса заемщика.

7. Коэффициент  соотношения мобильных и иммобилизованных  активов (КС) – показывает, сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов: КС.= ОА / ВОА,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Методика анализа прибыли.

Факторный анализ прибыли

Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия осуществляется с помощью разных методов, в том  числе:

1) с помощью горизонтального  анализа отслеживаются изменения  каждого показателя за отчетный  период по сравнению с базисным  периодом;

2) с помощью вертикального (структурного) анализа определяется изменение  соответствующих статей бухгалтерской  отчетности;

3) с помощью трендового анализа  определяется динамика изменения  показателей за ряд периодов;

4) с помощью факторного анализа  определяется влияние отдельных  факторов на показатели финансовых  результатов.

Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с анализа  ее динамики как в целом, так и в разрезе элементов, формирующих ее структуру. При этом учитываются факторы, оказавшие влияние на величину прибыли. Различают внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести:

1) социально-экономическое положение;

2) природно-климатические условия;

3) уровень цен на сырье, материалы,  электроэнергию;

4) тарифы на транспортные перевозки;

5) регулирование внешнеэкономической  деятельности.

К внутренним факторам можно отнести:

1) номенклатуру реализованной продукции;

2) объем выручки от реализации;

3) структуру себестоимости реализованной  продукции;

4) размеры операционных и внереализационных расходов.

Факторы первой группы оказывают влияние  на величину прибыли до налогообложения, факторы второй группы — на величину валовой прибыли. Формирование чистой прибыли отчетного периода отражает отчет о прибылях и убытках, представленный в таблице.

Главным показателем прибыли от реализации (продаж) является валовая  прибыль, которая формируется под  влиянием следующих факторов:

1) выручки от реализации в  натуральном выражении (тонны,  штуки, л, м2 л и т.д.);

2) себестоимости реализованной  продукции;

3) цены реализации (продажи);

4) изменения в ассортименте реализованной  продукции.

Валовая прибыль = объем реализ. продукции в нат выр-и (цена реализации единицы продукции - себестоимость единицы продукции) = выручка от реализации продукции - себестоимость реализованной продукции.

1. Влияние изменения выручки  от реализации за отчетный  период на валовую прибыль  предприятия рассчитывается как  разница между валовой прибылью  отчетного и базисного года (валовая  прибыль отчетного периода определяется  как валовая прибыль базисного  периода, пересчитанная на индекс  изменения выручки от реализации):

Δ валовой прибыли = валовая прибыль  отчетного периода - валовая прибыль  базисного периода = валовая прибыль  базисного периода • индекс изменения  выручки от реализации - валовая  прибыль базисного периода = валовая  прибыль базисного периода (индекс изменения выручки от реализации - 1).

Индекс изменения выручки от реализации -выручка от реализации в базисных ценах отчетного периода / выручка от реализации в базисном периоде.

2. Влияние изменения себестоимости  реализованной продукции за отчетный период на валовую прибыль предприятия рассчитывается как разница между себестоимостью отчетного периода в фактических и базисных ценах:

Факторный анализ валовой прибыли  Δ валовой прибыли = себестоимость  в фактических затратах отчетного  периода - себестоимость в базисных затратах отчетного периода.

В результате роста себестоимости  продукции валовая прибыль от реализации снижается!

3. Влияние изменения цены реализации  на валовую прибыль предприятия  рассчитывается как разница между  выручкой от реализации в фактических  ценах и выручкой от реализации  в базисных ценах отчетного периода:

Δ валовой прибыли = выручка от реализации в фактических ценах отчетного  периода - выручка от реализации в  базисных ценах отчетного периода.

4. Влияние изменения ассортимента  реализованной продукции на валовую прибыль предприятия рассчитывается в том случае, если существуют различия в уровне рентабельности отдельных видов продукции, и определяется следующим способом:

Δ валовой прибыли = валовая прибыль  в базисных ценах за отчетный период -- валовая прибыль базисного периода  х индекс изменения выручки от реализации = (валовая прибыль в базисных ценах за отчетный период / выручка от реализации в базисных ценах за отчетный период - валовая прибыль базисного периода / выручка от реализации базисного периода) х выручка от реализации в базисных ценах за отчетный период.

Кроме перечисленных факторов, на показатель валовой прибыли воздействуют и другие факторы, в том числе нарушение производственной и технологической дисциплины. Результаты проведенного факторного анализа целесообразно обобщить в отдельной аналитической таблице.


Информация о работе Шпаргалка по "Анализу финансовой деятельности предприятия"