Шпаргалка по "Анализу финансовой деятельности предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:41, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности. Его предмет, задачи и принципы.
2. Традиционные методы обработки информации. Показатели, используемые в сравнительном анализе
3. Методика факторного анализа. Виды факторных моделей. Интегральный метод факторного анализа.
...
13. Методика анализа прибыли.
16. Методика анализа финансовой устойчивости.

Файлы: 1 файл

афхд шпоры.docx

— 77.18 Кб (Скачать)

 

 

 

15.Методика анализа ликвидности и платежеспособности предприятия.

Ликвидность предприятия – способность  превращать свои активы в деньги для  совершения всех необходимых платежей по мере наступления их срока. Ликвидность  баланса определяется как степень  покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность активов – величина, обратная времени превращения активов  в денежные средства.

Из всех перечисленных видов  ликвидности легче всего поддается  расчету, а значит, и анализу ликвидность  баланса. Ее анализ начинается с того, что все активы и пассивы предприятия  делят на четыре группы (активы –  в зависимости от скорости превращения  в денежные средства; пассивы –  в зависимости от срочности оплаты).

Абсолютные показатели ликвидности

Абсолютно ликвидным будет считаться баланс, для которого выполняется следующие соотношения:

АI ≥ ПI

АII ≥ ПII

АIII ≥ ПIII

АIV ≤ ПIV

Если любой из неравенств имеет  знак противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, то ликвидность баланса отличается от абсолютной.

Для качественной оценки финансового  состояния предприятия кроме  абсолютных показателей ликвидности  баланса следует определять ряд  финансовых коэффициентов.

Финансовые коэффициенты для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия

 

  1. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия.

Понятие устойчивости является многофакторным и многоплановым. Так, в зависимости  от влияющих на нее факторов, устойчивость предприятия подразделяют на внутреннюю и внешнюю, общую и финансовую.

Внутренняя устойчивость – это  такое общее финансовое состояние  предприятия, при которой обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. Для ее достижения необходимо активное реагирование на изменение внутренних и внешних факторов.

Внешняя устойчивость предприятия  при наличии внутренней устойчивости обусловлена стабильностью внешней  экономической среды, в рамках которой  осуществляется его деятельность. Она  достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах  всей страны.

Общая устойчивость предприятия достигается  при такой организации движения денежных потоков, которая обеспечивает постоянное превышение поступления  средств (доходов) над их расходованием (затратами).

Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами. Она обеспечивает свободное маневрирование денежными  средствами предприятия и способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной  деятельности и может считаться  главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя.

  1. Наличие собственных оборотных средств как разница между капиталом и резервами и внеоборотными активами. Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о благополучном развитие предприятия. СОС = СК – Вн.А = строка 490 – строка 190
  2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (в готовой продукции), определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных пассивов. СДИ = СОС + ДКЗ = СОС + статья 590
  3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат, определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных заемных средств.

ОИЗ = СОС + ДКЗ + ККЗ = СОС + статья 590 + статья 610

Оценить другой аспект финансовой устойчивости можно, выяснив, насколько предприятие  обеспечено источниками формирования запасов. Это помогут сделать  следующие показатели:

  • Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств

∆СОС = СОС – З = СОС – статья 210

  • Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных источников формирования запасов

∆СДИ = СДИ – З = СДИ – статья 210

  • Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов

∆ОИЗ = ОИЗ – З = ОИЗ – статья 210

На основании данных показателей  формируется три факторные модели финансовой устойчивости

М = (∆СОС; ∆СДИ; ∆ОИЗ)

Типы финансовой устойчивости предприятия

Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов. Базой их расчета является стоимость  имущества, поэтому в целях анализа  финансовой устойчивости более пристальное  внимание должно быть обращено на пассивы  предприятия.

Коэффициенты характеризующие финансовую устойчивость предприятия

 

 

17 Методика анализа деловой активности предприятия

Оценка финансового состояния, устойчивости и деловой активности предприятия является не просто важным элементом управления. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющим определить переговорную позицию предприятия при контрактах с представителями различных  партнерских групп. Система экономического рейтинга промышленных, торговых, финансовых корпораций в развитых капиталистических  странах, основанная на такой оценке, четко определена. Она содержит фиксированный  набор документов, содержащих финансово-экономические  показатели, которые в обязательном порядке заверяются независимой  аудиторской фирмой по итогам года. Заключение аудиторской фирмы, публикуемое  в средствах  массовой информации вместе с балансовыми отчетами, необходимо не только для инвесторов, акционеров корпорации, но и для налоговой  инспекции, банков и других кредиторов. Высокий рейтинг, рассчитанный авторитетной аудиторской фирмой, - лучшая реклама  в международном бизнесе. А на фондовом рынке действует правило: «Покупаются не акции – покупается компания».

В странах с развитой экономикой расчетами ключевых показателей  финансовой активности, помимо специализированных организаций, занимаются правительственные  учреждения. В США, например, это  Налоговое бюро Министерства торговли, Федеральная торговая комиссия, Комиссия по ценным бумагам. Результаты исследований публикуются в специализированных справочниках. При этом число расчетных  индикаторов различно. В США публикуются 10-15 показателей, в Японии в ежегоднике по компаниям – 12, а в справочнике  Министерства торговли и промышленности – около 80 ключевых показателей.

Оценка деловой активности предприятия  сводится к определению эффективности  управления капиталом, находящимся  в распоряжении предприятия.

Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы качественных и количественных критериев.

Количественные критерии – широта рынков сбыта, деловая репутация  предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков  и покупателей и др.

Количественные критерии характеризуются  объемом продаж готовой продукции, товаров, услуг; прибылью; величиной  активов.

Так же должно соблюдаться оптимальное  соотношение:

Тпва>100%

где, Тп – темп роста прибыли (%)

Тв- темп роста выручки(%)

Та – темп роста активов (%)

К количественным критериям деловой  активности предприятия так же относятся  финансовые коэффициенты.

Финансовые коэффициенты деловой  активности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Методика рейтинговой оценки работы предприятия.

Ниже предлагается методика комплексной  сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой  активности предприятия, основанная на теории и методике финансового анализа  предприятия в условиях рыночных отношений.

Комплексная сравнительная рейтинговая  оценка финансового состояния предприятия  включает следующие этапы:

сбор и аналитическую обработку  исходной информации за оцениваемый  период времени;

обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния предприятия  и их классификацию;

расчет итогового показателя рейтинговой  оценки;

классификацию (ранжирование) предприятий  по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает  все важнейшие параметры финансовой и операционной деятельности компании, т.е. хозяйственной деятельности в  целом.

При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности  использования финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового  состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей. Поэтому  выбор и обоснование исходных показателей деятельности должны осуществляться согласно положениям теории финансов предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в аналитической оценке. Ниже в  таблице приведен примерный набор  исходных показателей для общей  сравнительной оценки.

Предлагаемая система показателей  базируется на данных публичной отчетности предприятий. Исходные показатели для  рейтинговой оценки объединены в  четыре группы.

В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае показатели рентабельности представляют собой  отношение прибыли к стоимости  тех или иных средств (имущества) предприятия, участвующих в получении  прибыли. Поэтому здесь полагается, что наиболее важными для сравнительной  оценки выступают показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли к стоимости всего  имущества или к величине собственных  средств предприятия.

Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Рассматриваются наиболее общие  четыре показателя. Эффективность управления определяется отношением прибыли ко всему обороту предприятия –  выручке. При этом используются показатели: прибыль от всей реализации, прибыль  от реализации продукции, чистая прибыль, валовая (балансовая) прибыль.

В третью группу включены показатели оценки деловой активности предприятия. Отдача всех активов (всего капитала) предприятия определяется отношением выручки от реализации продукции  к валюте баланса. Отдача основных фондов (фондоотдача) исчисляется отношением выручки от реализации продукции  к стоимости основных средств  и нематериальных активов.

Оборачиваемость оборотных активов (количество оборотов) рассчитывается отношением выручки от реализации продукции  к стоимости оборотных средств. Оборачиваемость запасов определяется отношением выручки от реализации продукции  к стоимости запасов. Оборачиваемость  дебиторской задолженности исчисляется  отношением выручки от реализации продукции  к общей сумме дебиторской (краткосрочной  и долгосрочной) задолженности.

Оборачиваемость банковских активов  определяется отношением выручки от реализации продукции к сумме  наличности, невостребованной выплаты  за проданные товары, авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, полученных чеков, ценных бумаг, неучтенных срочных  займов и других краткосрочных финансовых вложений.

Отдача собственного капитала рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к величине источников собственных средств.

В четвертую группу включены показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия. Текущий коэффициент  ликвидности (покрытия) определяется отношением суммы оборотных активов к  сумме срочных обязательств. Критический  коэффициент ликвидности исчисляется  отношением суммы денежных средств  и дебиторской задолженности  к сумме срочных обязательств.

Индекс постоянного актива определяется отношением стоимости основных средств  и прочих внеоборотных активов к источникам.

Обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами исчисляется  отношением суммы собственных оборотных  средств к стоимости запасов. При характеристике рыночной устойчивости акционерных компаний целесообразно использовать такие относительные показатели, как чистая прибыль на одну акцию, дивиденды на одну акцию, дивиденды на одну акцию по отношению к рыночному курсу акций и др.

Такова система исходных показателей  для комплексной оценки финансового  состояния. Необходимо отметить одно важное обстоятельство. Среди исходных показателей  оценки имеются итоговые показатели, характеризующие объем продукции, прибыль за отчетный период. Вместе с тем показатели баланса имеют  одномоментный характер, т.е. исчислены  на начало и конец отчетного периода. Поскольку все исходные показатели, включенные в таблицу, являются относительными, возникает необходимость методологического  обоснования порядка их расчета.

Не имеет смысла осуществлять расчет этих показателей на начало периода, поскольку данные о прибыли и  объеме продаж имеются только за текущий  отчетный период. В связи с этим показатели рассчитываются либо на конец  периода, либо к усредненным значениям  статей баланса (сумма данных на начало и конец периода, деленная на два).

 

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение  предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим  наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, за основу для получения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия  принимаются не субъективные предположения  экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие  результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения как  бы служит самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.

Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный  товаропроизводитель стремится  к тому, чтобы по всем показателям  деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

Если субъектов рыночных отношений  интересуют только вполне определенные объекты хозяйственной деятельности (например, потенциального инвестора  могут интересовать показатели работы только сахарных заводов или кондитерских фабрик, либо стекольных заводов и  т.д.), то эталонное предприятие формируется  из совокупности однотипных объектов.

Однако в большинстве случаев  эталонное предприятие может  формироваться из показателей работы объектов, принадлежащих различным  отраслям деятельности. Это не составляет препятствия к применению метода оценки, поскольку финансовые показатели сопоставимы и для разнородных  объектов хозяйствования.

Информация о работе Шпаргалка по "Анализу финансовой деятельности предприятия"