Разработка мероприятий по повышению рентабельности ООО «БИСМА»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработать рекомендации по повышению прибыльности и рентабельности на предприятии на примере ООО «Белгородская Индустрия Строительных Материалов». Для достижения поставленной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить их сущность, функции и виды;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ООО «Белгородская Индустрия Строительных Материалов»;

Оглавление

Введение
7
1
Прибыль и рентабельность – как основные показатели эффективности деятельности предприятия
9
1.1
Предприятие как основное звено экономики
9
1.2
Прибыль как основной показатель деятельности предприятия.
17
1.3
Рентабельность: понятие, виды, способы расчета
26
2
Анализ деятельности ООО «Белгородская Индустрия Строительных материалов»
34
2.1
Характеристика ООО «Белгородская Индустрия Строительных материалов»
34
2.2
Технико-экономический анализ деятельности ООО «БИСМА»
38
2.2.1
Динамика абсолютных показателей деятельности ООО «БИСМА»
38
2.2.2
Динамика относительных показателей деятельности ООО «БИСМА»
46
2.2.3
Динамика прибыльности и рентабельности ООО «БИСМА»
53
3
Разработка мероприятий по повышению рентабельности ООО «БИСМА»
61
3.1
Выявление резервов повышения рентабельности ООО «БИСМА»
61
3.1.1
Анализ рентабельности отдельных видов продукции
64
3.2.
Мероприятие по проведению рекламной акции с целью повышения продаж цветной тротуарной плитки
67
3.3
Мероприятие по повышению рентабельности за счет снижения затрат на производство стеновых лицевых камней
75
3.4
Мероприятие по повышению рентабельности за счет сдачи в аренду складского помещения
83

Заключение
90

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Зеленская ПЗ.doc

— 3.02 Мб (Скачать)

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:

 

Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о,                              (1.1)

 

где Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и услуг;

       Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;

       Пв.о – доходы (убытки) от внереализационных операций.

 

Налогооблагаемая прибыль  — это разность между доходами и расходами предприятия, определенными в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».

Разница между бухгалтерской  прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.

Чистая прибыль – это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Основными функциями  прибыли являются: воспроизводственная, контрольная, стимулирующая в соответствии с рисунком 1.1.

Долгое время считалось, что единственным источником прибыли  является труд. Это встречается очень редко. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом, в течение которого происходит это обесценивание.

 

Функции прибыли



Рисунок 1.1 - Функции прибыли [10]

 

С развитием рыночных отношений все чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством).

Все вышеназванные источники  связаны между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние организации боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит организацию прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования и ассортимента, а это может привести к состоянию пониженной платежеспособности и даже к банкротству.

Внедрение инноваций  как источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.

Продолжительность притока  прибыли от внедрения инноваций  определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.[11]

Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым и полученным уровнем, выполняет следующие четыре функции:

– ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

– полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности организации;

– часть полученной прибыли является источником самофинансирования организации;

– часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Целью деятельности любой  коммерческой структуры в условиях рыночной экономики, в конечном счете, является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. Поэтому необходимо рассматривать факторы, оказывающие влияние на величину прибыли в соответствии с рисунком 1.2.


 


 








 

Рисунок 1.2 - Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли [12]

 

В зависимости от положения  организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды – обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Рост и развитие организации  тесно связан с выработкой и реализацией  стратегии и тактики управления процессом формирования и увеличения прибыли.

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.

Основные направления управления образованием прибыли от производственно-хозяйственной деятельности предприятия должны предусматривать:

1. Анализ состояния  и динамики прибыли от реализации, в том числе по номенклатуре продукции (работ, услуг), выявление позитивных и негативных обстоятельств, оказывающих воздействие на ее формирование.

2. Определение возможностей  увеличения производства и реализации  рентабельной продукции за счет  улучшения ее качества и конкурентоспособности на рынке, расширения маркетинговых исследований.

3. Выработку соответствующей политики цен, обеспечивающую рост потребительского спроса на товары, работы и услуги предприятия.

4. Корректировку ассортимента  продукции с точки зрения максимизации  получаемой прибыли.

5. Разработку мероприятий  по снижению себестоимости продукции (работ, услуг), административных и других расходов, соблюдению режима экономии материальных, топливно-энергетических и других ресурсов.

6. Использование приемов  и методов управления формированием  прибыли в процессе реализации конкретных видов продукции. 
Рыночная экономика, характерной особенностью которой является конкуренция и изменчивость спроса, требует пристального внимания к механизму образования прибыли предприятия и соответствующего им управления. Даже прибыльная реализация продукции через некоторое время под влиянием непредвиденных обстоятельств рынка может резко измениться в сторону ее убыточности.[13]

Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером  распределения.

Механизм распределения  прибыли должен быть построен таким  образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении предприятия. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим  образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

На предприятии распределению  подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия  после уплаты налога на прибыль. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. [14]

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий, хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу ее экономического развития.

Однако для оценки эффективности  работы предприятия недостаточно использование показателя прибыли, поскольку ее наличие еще не означает, что организация финансово-устойчивая. Абсолютная ее сумма не позволяет судить о степени доходности предприятия. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы производства, разные объемы расходов на производство и реализацию. Поэтому для определения эффективности произведенных расходов необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности, который характеризует, насколько эффективно организация осуществляет свою основную деятельность по производству и реализации продукции.

 

 

1.3 Рентабельность: понятие, виды, способы расчета

 

В условиях рыночной экономики большое  значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность более полно, чем  прибыль отражает окончательные  результаты хозяйствования, так как  ее величина показывает соотношение  эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.

В связи с тем, что рентабельность является многогранной категорией, ее невозможно выразить одним показателем. Поэтому для оценки рентабельности работы организации существуют группы показателей рентабельности:

– обобщающие;

– объемов деятельности;

– результат деятельности;

– экономических ресурсов;

– текущих затрат.[15]

Для более точного  рассмотрения рентабельности необходимо обращать внимание на слагаемые показатели рентабельности, данные в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 – Слагаемые показателей рентабельности организации и источники информации [16]

Слагаемые показатели

рентабельности

Источники информации

1. Валовая прибыль

«Отчет о прибылях и убытках»

(стр. 029 = стр. 010-стр. 020)

2. Прибыль (убыток) от реализации

«Отчет о прибылях и убытках»

(стр. 050 = стр. 029 - стр. 030 - стр.040)

3. Прибыль (убыток) от прочих  доходов и расходов

«Отчет о прибылях и убытках»

(стр. 060 - стр. 070 + стр. 090 – стр. 100)

4. Чистая прибыль (убыток) за  отчетный период

«Отчет о прибылях и убытках»

(стр. 190 = стр. 140-стр. 150)

5. Нераспределенная прибыль (непокрытый  убыток)

«Бухгалтерский баланс»

(стр. 470)

6. Выручка от реализации товаров, продукции работ, услуг

«Отчет о прибылях и убытках»

(стр. 010)

7. Прочие доходы

«Отчет о прибылях и убытках»

(стр. 090)

8. Прочие расходы

«Отчет о прибылях и убытках»

(стр. 100)


 

В организациях, кроме  традиционных показателей рентабельности, оценивается эффективность использования экономических ресурсов и затрат в целом по организации с помощью следующих показателей: совокупный объем деятельности, совокупный доход, совокупные экономические ресурсы, совокупные экономические затраты.

Показатель совокупного  дохода организации представляет собой  сумму валовых доходов от реализации и прочих доходов (доходов, не связанных с основным видом деятельности). Валовой доход от реализации определяется как разница между выручкой от реализации и себестоимостью продукции. Этот показатель применяется при расчете рентабельности валового дохода от реализации.

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению рентабельности ООО «БИСМА»