Разработка мероприятий по повышению рентабельности ООО «БИСМА»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработать рекомендации по повышению прибыльности и рентабельности на предприятии на примере ООО «Белгородская Индустрия Строительных Материалов». Для достижения поставленной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучить прибыль и рентабельность как экономические категории, выявить их сущность, функции и виды;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ООО «Белгородская Индустрия Строительных Материалов»;

Оглавление

Введение
7
1
Прибыль и рентабельность – как основные показатели эффективности деятельности предприятия
9
1.1
Предприятие как основное звено экономики
9
1.2
Прибыль как основной показатель деятельности предприятия.
17
1.3
Рентабельность: понятие, виды, способы расчета
26
2
Анализ деятельности ООО «Белгородская Индустрия Строительных материалов»
34
2.1
Характеристика ООО «Белгородская Индустрия Строительных материалов»
34
2.2
Технико-экономический анализ деятельности ООО «БИСМА»
38
2.2.1
Динамика абсолютных показателей деятельности ООО «БИСМА»
38
2.2.2
Динамика относительных показателей деятельности ООО «БИСМА»
46
2.2.3
Динамика прибыльности и рентабельности ООО «БИСМА»
53
3
Разработка мероприятий по повышению рентабельности ООО «БИСМА»
61
3.1
Выявление резервов повышения рентабельности ООО «БИСМА»
61
3.1.1
Анализ рентабельности отдельных видов продукции
64
3.2.
Мероприятие по проведению рекламной акции с целью повышения продаж цветной тротуарной плитки
67
3.3
Мероприятие по повышению рентабельности за счет снижения затрат на производство стеновых лицевых камней
75
3.4
Мероприятие по повышению рентабельности за счет сдачи в аренду складского помещения
83

Заключение
90

Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Зеленская ПЗ.doc

— 3.02 Мб (Скачать)

Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответственность  за результаты осуществляемой деятельности. Отвечает за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, пользование которыми может причинить вред здоровью, и за нарушение иных правил, предусмотренных законодательством.

Помимо вышеуказанных обязательств, предприятие должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать имеющиеся в его распоряжении землю и другие природные ресурсы, не загрязнять окружающую среду, не нарушать правила безопасности производства, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников.

Характерным признаком  деятельности предприятия является хозяйственный риск. Рыночные отношения требуют от предприятия производства качественной и конкурентоспособной продукции. Ключевой момент, лежащий в основе хозяйственного риска, - соотношение между предполагаемыми затратами и результатами. Если цены произведенных продуктов не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно организовать деятельность своего предприятия, либо неблагоприятно сложилась конъюнктура. Необходимость постоянно контролировать комбинации условий производства все время заставляет изыскивать новые технологические решения, способы снижать себестоимость продукции и иные методы увеличения продаж и извлечения прибыли.

Свобода предпринимательства, свобода выбора и личный интерес  формируют отношения состязательности, конкуренции между участниками рыночного обмена.

Структура предприятия – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.[4]

В процессе анализа внутренней среды необходимо выявлять соответствия между структурой предприятия и анализируемой им стратегией, между которыми существует определенная связь. А.Чандлер обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:

  • организация с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы;
  • по мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений;
  • по мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.[5]

Руководство предприятия, создавая структуру (организационно-функциональную) для каждой должности определяет сотруднику ряд задач, которые рассматриваются как необходимая деятельность для достижения целей предприятия. Считается, что задача, выполненная предписанным способом и в заданные сроки, обеспечивает успешность деятельности предприятий.

Традиционно задачи предприятия принято делить на три категории: работа с людьми, техникой (в т.ч. сырьем и инструментами) и с информацией. Частота и совокупность выполняемых в операциях действий вместе со временем формируют технологию процессов работы. Задачи руководителей по управлению работами подразделений и организации в целом не составляют исключения.

Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную  эффективность, требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации. Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:

  • единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие;
  • массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи;
  • непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций.[6]

Если руководство и  даже отдельные менеджеры не признают того, что каждый сотрудник должен представлять собой личность со своей индивидуальностью и специфическими запросами, то способность и возможность организации достичь поставленных целей будет находиться под угрозой. В настоящее время уже никто не возражает, что руководство достигает целей предприятия через других людей. Стало очевидно, что люди являются центральным фактором в любой модели управления внутренней средой  предприятия.

Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит  в обеспечении того, чтобы предприятие располагало требуемым количеством персонала необходимого уровня, и чтобы персонал соответствовал потребностям стратегии.

Поставщики играют особую роль, так как предприятия любой природы и сложности в наибольшей мере находятся в самой непосредственной зависимости от сети поставщиков материалов и оборудования, потребляемой энергии, капитала и необходимых сотрудников (трудовых ресурсов) для предприятия.

Для роста и процветания предприятию нужны не только поставщики материалов, но и поставщики капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, федеральные и международные займы для реализации конкретных программ, акционеры и конкретные лица, покупающие акции конкретных фирм или специальных программ. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности договориться с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный объем средств. Небольшие, в особенности венчурные, предприятия сегодня испытывают большие трудности с получением необходимых средств.

Немалые трудности испытывает большинство предприятий  в обеспечении трудовыми ресурсами как исполнителей, так и руководителей. Сложные технологии и техника требуют специалистов соответствующей подготовки. Например, бурно развивающимся отраслям, связанным с компьютерными технологиями, необходимы высококвалифицированные инженеры и техники, опытные программисты и разработчики систем. Постоянную нехватку предприятия ощущают в менеджерах, особенно среднего и высшего звеньев управления.

Законы и государственные  органы способствуют развитию бизнеса или могут затруднять его развитие, а порою даже запрещать совсем. Предприятия обязаны соблюдать не только общегосударственные законы, региональные законодательные органы, но и требования государственных органов, регулирующих и контролирующих осуществление различных операций.

Потребители являются одним из «краеугольных камней» эффективного бизнеса. П. Друкер утверждает, что единственная цель бизнеса — создавать потребителя. Классики менеджмента утверждают, что существование и эффективная деятельность предприятия зависят от умения находить потребителей результатов его деятельности как товаров, так и услуг для того, чтобы удовлетворять запросы клиентов.[7]

Руководство каждого предприятия  четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно запросить.

Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и кризисам. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Последние могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Таким образом, для эффективного функционирования необходимо направлять весь потенциал предприятия на повышение производительности труда и снижение издержек производства, так же совершенствование и стандартизация приемов работы в соответствии с современными условиями рынка.

 

 

1.2 Прибыль  как основной показатель деятельности предприятия

 

Прибыль составляет основу экономического развития предприятия, ибо рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива, технического переоснащения организации в целом. Поэтому в условиях рынка ориентация хозяйствующих субъектов на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности. Прибыль характеризует абсолютную эффективность хозяйствования предприятия, представляет собой важнейший показатель оценки его производственной и коммерческой деятельности, деловой активности и финансового благосостояния.

Как результативный показатель она характеризует эффект от  использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель прибыль представляет собой разницу между объемом продаж и себестоимостью продукции (в сфере обращения – между валовой прибылью и расходами на реализацию), являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.

В настоящее время понятие «прибыль» характеризуют с двусторонней позиции: микроэкономического и макроэкономического уровня. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро – и микроуровнях различна. На уровне организации ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места прибыли в доходе страны.[8]

Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, организации, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в ее распоряжении. За счет этой прибыли организация решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники акционерного общества также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

В гармонично развивающемся  обществе ни один из вышеперечисленных  интересов не обладает преимуществами перед другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, но тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности организации в наращивании прибыли, (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.[9]

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

1. Прибыль от реализации  товарной продукции определяется  путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.

2. Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу. Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

3. Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

– штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;

– процентов, полученных по выданным займам и по средствам находящимся на депозитных счетах;

– курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

– прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

– убытков от стихийных бедствий;

– потерь от списания дебиторской задолженности;

– поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;

– прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

При этом суммы, внесенные  в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Информация о работе Разработка мероприятий по повышению рентабельности ООО «БИСМА»