Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:11, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий для повышения конкурентоспособности торгового предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить и обобщить литературный материал по данной проблеме;
2) провести анализ состояния конкурентоспособности и позиционирования предприятия;
3) провести экономический анализ результатов коммерческой деятельности предприятия;
4) на основании полученных результатов предложить и обосновать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции и услуг предприятия.
Введение 3
Глава 1. Конкурентоспособность торгового предприятия 6
1.1. Сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность товаров и услуг 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности товаров 12
1.3. Критерии и факторы конкурентоспособности товаров 17
Глава 2. Анализ организации и развития коммерческой деятельности торгового предприятия на примере ООО «ДомаДом» ..19
2.1. Характеристика базы исследования 19
2.2. Анализ состояния конкурентоспособности и позициоирования предприятия 21
Глава 3. Пути совершенствования коммечреской деятельности предприятия ООО «ДомаДом» 29
3.1. Разработка мероприятий в целях повышения конкурентоспособности предприятия 29
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 31
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложения
Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Причем главным должно быть одно: умение определить и быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия в производстве и управлении должны быть направлены на развитие тех качеств своего предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов [14].
Оценка конкурентоспособности товаров – совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых [7].
Оценка осуществляется товароизготовителями при проектировании нового товара, торговыми организациями при анализе рынка, потребительскими организациями в рамках независимой потребительской экспертизы.
При оценке единичных критериев конкурентоспособности используются измерительные, расчетные, экспертные, социологические, экспериментальные и регистрационные методы. Расчет групповых и обобщенного критериев осуществляется расчетным методом.
Классификация методов оценки представлена в таблице 1
Таблица 1
Классификация методов оценки конкурентоспособности товаров
Признак классификации |
Группировка методов |
1. Номенклатура критериев |
1. Прямые методы |
2. Косвенные методы | |
2. Цель и стадия оценки (исходя из жизненного цикла продукции) |
1. Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления продукции
|
2. Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации
| |
3. Форма представления
данных |
1. Графические методы |
2. Матричные методы | |
3. Расчетные методы | |
4. Комбинированные методы - расчетно-матричные, расчетно-графические |
К прямым методам относятся методы, основанные на номенклатуре критериев, включающей интегральный показатель качества – отношение качество/цена. Часто в зависимости от значения этого отношения товары ранжируют, присваивая первое место аналогу с наилучшим соотношением. Метод широко используется потребительскими организациями при осуществлении экспертизы товаров.
К косвенным методам относятся методы, основанные на номенклатуре, включающей только характеристики качества. Отсутствие в номенклатуре продажной цены позволяет только косвенно судить о конкурентоспособности товаров. Поэтому применение метода оправдано в том случае, когда оцениваемые товары имеют близкие значения розничной цены. В качестве критерия для принятия заключения о конкурентоспособности используются как количественные характеристики (уровень качества, комплексный показатель качества), так и качественные. В роли последней может выступать такой критерий, как степень соответствия требованиям стандарта[7].
Методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления используются для прогнозирования конкурентоспособности, определения путей повышения качества и снижения цены потребления новых образцов товаров.
На испытательной базе изготовителя, как правило, производятся сравнительные испытания проектируемого образца и зарубежных аналогов по всем основным показателям качества, включая показатели надежности. Единая методическая и лабораторная база обеспечивает сопоставимость результатов, а значит, получение объективных данных о техническом уровне оцениваемых аналогов. В качестве показателя конкурентоспособности, как правило, используется интегральный показатель качества. Комплексный показатель качества рассчитывается по формуле среднего взвешенного арифметического.
Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации, используют торговые и потребительские организации. В торговых организациях оценивают конкурентоспособность на основе объема продаж, уровня реализации, скорости продажи товаров-аналогов. По существу, торговые организации опираются на мнение покупателей, которые «голосуют рублем» за тот или иной товар. На основании данных о спросе торговые организации регулируют объемы закупки товара или же свертывают его закупку.
По объему продаж российских и импортных товаров магазины города определяют в каждой группе товаров (мясных, молочных, кондитерских товаров, косметики и парфюмерии, средств гигиены и пр.) «лидера продаж».
Маркетинговые службы торговых организаций используют и другие рыночные тесты. Один из них – уровень реализации. Из практики можно вывести по крайней мере два случая, когда уровень реализации непригоден в качестве критерия конкурентоспособности:
1) при резкой нехватке товара (уровень реализации всех изделий-аналогов близок к 100%);
2) при поступлении
товара из-за неритмичности
Показатель уровня реализации можно заменить показателем «скорость розничной продажи» конкурирующих товаров за определенный период времени. Опытным путем можно определить для конкретных видов товаров связь скорости продажи и степени спроса как критерия конкурентоспособности [10].
По заказу потребительских организаций в магазинах закупают образцы товаров одного назначения для потребительской экспертизы. Особо ценны результаты сравнительных испытаний, которые предусматривают проверку работы товара в реальных условиях эксплуатации (швейных машин, электробритв). Такая экспертиза позволяет проверить те показатели, о которых фирма не сообщает в эксплуатационной документации или дает не всегда достоверные сведения [6].
Покупатель, особенно зарубежный, очень внимательно следит за публикациями изданий для потребителей, очень чутко реагирует на результаты тестовых оценок товаров-аналогов.
Графические методы представлены на рис. 1.3. На рис. 1.3 сопоставлены «многоугольники конкурентоспособности» двух фирм по восьми критериям. Соответственно на каждой из восьми осей с использованием определенного масштаба измерения отмечаются точки, соответствующие значениям критериев. Линия, проходящая через точки, образует многоугольник.
Рис. 1.3. Многоугольник конкурентоспособности
Из рис. 1.3 можно видеть, как отличается по отдельным критериям продукция фирм А и Б. Но описываемый метод не позволяет установить значение обобщенного критерия конкурентоспособности и соответственно уровень конкурентоспособности.
Матричные методы рассмотрены на примере матрицы А.С. Нильсена. Основу метода составляет таблица оценки коммерческого успеха нового товара, подготовленная аналитиками маркетинговой фирмы «А.С. Нильсен». В отечественной практике этот метод апробирован на примере оценки коммерческого успеха навигационных приборов. Метод предусматривает:
В качестве расчетных методов наиболее широкое применение нашел метод средневзвешенного арифметического.
На практике матричные и графические методы, как правило, комбинируют с расчетными методами.
Используемые при оценке конкурентоспособности характеристики могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (максимальное число открывания различных механизмов и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности – это качественная и (или) количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки ее конкурентоспособности.
По отношению к количеству характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать (по аналогии с классификацией показателей качества) единичный и комплексный критерии.
Единичный критерий конкурентоспособности относится к одной из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность. Примером является продажная цена.
Комплексный критерий конкурентоспособности относится к совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Разновидностями комплексного критерия являются групповой и обобщенный критерии.
Групповой критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий, который относится к группе характеристик, определяющих конкурентоспособность товара с той или иной стороны. Например, это уровень качества, имидж, уровень новизны, цена потребления, информативность товара.
Понятие единичного и группового критериев несколько условны: в разных условиях оценки, а также с учетом различных субъектов, оценивающих конкурентоспособность. Некоторые критерии могут выступать в роли единичных или групповых критериев. Например, продажная цена с позиции потребителя – единичный критерий, с позиции предприятия-изготовителя – групповой [11].
Достаточно сильно агрегированным является потребительский показатель качества, так как входящие в него, например, показатели надежности занимают три ступени в системе классификации (Таблица 2)
Таблица 2
Классификация показателей
Критерий конкурентоспособности |
Групповой критерий 1-го уровня |
Групповой критерий 2-го уровня |
Единичный критерий |
Потребительский показатель качества |
Показатель надежности |
Показатель долговечности |
Средний срок службы |
Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Таким образом, конкуренция – это борьба между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. В последнее время наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, за право использования научно-технических открытий. Повышается конкуренция и в инвестиционной деятельности.
Предприятие ООО Мебельный Центр «ДомаДом» представляет собой общество с ограниченной ответственностью, ведет свою деятельность на основании Гражданского кодекса РФ. Общество является юридическим лицом и действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс. Целью создания компании является получение прибыли.
Адрес: 614000 Россия г. Пермь, ул. Соликамская, 313
Основные виды деятельности ООО «ДомаДом»:
- производство продукции производственного назначения и товаров народного потребления;
- торгово-закупочная
и снабженческо-сбытовая
- посреднические операции и сделки;
- и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
Стратегические цели компании:
Штат Мебельного центра «ДомаДом» состоит из 20 человек: руководитель, бухгалтер, 2 старших продавца - консультанта, 8 продавцов-консультантов, сервис-менеджер, четыре мастера по установкам, кладовщик и грузчик, уборщица.
В Мебельном центре применяется линейная организационная структура управления (рис.2.1).
Информация о работе Позиционирование торгового предприятия на примере ООО «ДомаДом»