Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:47, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть государственные критерии обязательного аудита, особенности проведения обязательных аудиторских процедур.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1) рассмотреть виды обязательного аудита;
2) рассмотреть экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту;
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект обязательного аудита 5
Глава 2. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту 11
Глава 3. Особенности проведения обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов 16
Глава 4. Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита: 19
Глава 5. Перечень сведений об организации, подлежащей обязательному аудиту 20
Глава 6. Методика проведения аудита оплаты труда на примере ООО "Натси-Сургут" 21
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Содержание
Появление предприятий
различных организационно-
Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности. Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает, что по мере становления и развития аудита возрастает необходимость использования в его организации принципа специализации.
Специализированность аудиторской деятельности наиболее полно проявляется в содержании обязательного аудита, который по своей сути не может игнорировать особенности обслуживаемого предприятия, его производственное направление, организационно-правовую форму деятельности, технологию выпуска продукции и услуг, организационную структуру предприятия, направления и формы хозяйственных связей с партнерами, факторы финансовой стабильности и др. Вместе с тем большинство предприятий по установленным Правительством Российской Федерации критериям обязано ежегодно проходить проверки внешнего аудита с целью подтверждения достоверности своей отчетности, а следовательно, должно обеспечить соответствие параметров своей деятельности требованиям законодательства. Эту задачу также помогает решить и внутренний аудит предприятия, прежде всего обеспечением готовности к проверкам внешнего аудита и повышением эффективности внутреннего контроля в управлении предприятием с целью уменьшения вероятности ошибок и нарушений. Основные задачи внешнего и внутреннего аудита взаимосвязаны. Внешний аудит путем проведения обязательной аудиторской проверки: регулирует отношения между учредителями (собственниками) предприятия и его администрацией (менеджментом); подтверждает соответствие параметров деятельности предприятия требованиям российского законодательства. Внутренний аудит позволяет руководству удостовериться, что деятельность предприятия находится в соответствии с принятой политикой развития, директивно-нормативными документами предприятия, требованиями законодательства.
Актуальность темы объясняется тем, что субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае аудита таких экономических субъектов выступает посредником между проверяемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтерской отчетности. Также устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объем выручки от реализации, размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть государственные критерии обязательного аудита, особенности проведения обязательных аудиторских процедур.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная аудиторская проверка - по решению экономического субъекта. Аудиторская проверка, проводимая по поручению государственных органов, также относится к обязательным аудиторским проверкам.
Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет как свои причины, так и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.
На аудиторскую организацию, проводящую обязательную аудиторскую проверку, налагаются определенные обязательства:
1) обязательная аудиторская
проверка в отличие от
2) обязательная аудиторская проверка требует от аудитора однозначности выводов - можно ли и в какой степени полагаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгалтерской отчетности;
3) при обязательной
аудиторской проверке
Обязательства, налагаемые
на руководство экономического субъекта,
подлежащего обязательному
1) в отличие от проверки
по специальному аудиторскому
заданию, когда заказчик в
2) получив аудиторское
заключение по результатам
3) получив перечень
ошибок и нарушений,
В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», принятого Государственной Думой 24 декабря 2008 года и одобренного Советом Федерации 29 декабря 2008 года. В статье 5 «Обязательный аудит», этого федерального закона говорится, что обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если: (Положения части 1 статьи 5 применяются к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 год (часть 2 статьи 2 Федерального закона 28.12.2010 № 400-ФЗ).
3) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов); (в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 327-ФЗ с 1 января 2013 года в пункте 3 части 1 статьи 5 слова «товарной, валютной или фондовой биржей» будут заменены словами «организатором торговли»).
4) объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
5) в иных случаях, установленных федеральными законами (часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 № 400-ФЗ).
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями ежегодно. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 № 136-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 327-ФЗ с 1 января 2013 года в части 3 статьи 5 слова «на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг» будут заменены словами «на организованных торгах».
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (часть 4 в ред. Федерального закона от 01.07.2010 № 136-ФЗ). [7].
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Поскольку ответственность аудиторов очень высокая, высок риск аудиторской проверки, возникает проблема страхования аудиторского риска. В развитых странах аудиторские фирмы тратят до 10% прибыли на страхование аудиторских рисков.
В Российской Федерации также наметилась тенденция к увеличению количества аудиторских фирм, заключивших договора страхования со страховыми компаниями.
Ответственность экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту:
1. Ответственность экономических
субъектов, подлежащих обязател
2. Проверяемые экономические субъекты, подлежащие аудиту, обязаны не препятствовать аудиторским организациям в своевременном и полном проведении аудиторских проверок, создавать все условия, необходимые для проведения аудита, а также предоставлять им всю документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной форме.
3. Экономические субъекты
обязаны предоставить по
4. Экономические субъекты обязаны не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
5. Экономические субъекты обязаны оперативно устранять в ходе аудиторской проверки выявленные аудиторскими организациями нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
6. Экономические субъекты
обязаны своевременно
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 (в ред. Федерального закона № 123-ФЗ от 23.07.98) бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;