Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:07, реферат
Переход к рыночным отношениям в экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
В отличие от открытого в закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Акционеры закрытого
акционерного общества имеют преимущественное
право приобретения акций, продаваемых
другими акционерами этого
Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерного общества служит устав, утвержденный учредителями. В нем, помимо общих сведений, должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений и др.
Гражданским кодексом впервые определены дочерние и зависимые общества. Дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). В то же время основное общество (товарищество) отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение его указаний.
Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяйственное общество. Зависимым признается такое хозяйственное общество, если другое, преобладающее или участвующее общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Несколько своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии.
В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива может быть, помимо производства, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.
Учредительным документом производственного кооператива служит его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важной особенностью производственного кооператива является то, что он не вправе выпускать акции, а также то, что каждый член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
В особом ряду среди
организационно-правовых форм предпринимательских
(коммерческих) предприятий стоят
государственные и
Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами.
В форме унитарных
предприятий могут быть созданы
только государственные и
2.4 История становления малого бизнеса и этапы его развития
В современном
Красноярском краея на протяжении последних
лет становление малого предпринимательства
проходит на фоне серьезных социально-
Предыстория развития современного малого предпринимательства связана с 70-80 годами советского периода социально-экономического развития общества.
Конституция СССР 1977; года 17-ой статьей подтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания.
Оборот малых
предприятий (без микропредприятий)
по видам экономической
Январь-март 2008 года |
В % к итогу | |
Всего |
48748987,1 |
100,0 |
Из него: |
||
Сельское хозяйство охота и лесное хозяйство |
1326214,8 |
2,7 |
Рыболовство, рыбоводство |
8180,2 |
- |
Добыча полезных ископаемых |
172023,7 |
0,4 |
Обрабатывающие производства |
3094158,9 |
6,3 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
304422,6 |
0,6 |
Строительство |
2249298,3 |
4,6 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий |
35619141,3 |
73,1 |
Гостиницы и рестораны |
566273,0 |
401,0 |
Транспорт и связь |
1221692,5 |
2,5 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
3476192,6 |
7,1 |
Образование |
3709,4 |
- |
Здравоохранение и предоставление соц. услуг |
415929,0 |
0,9 |
Предоставление прочих коммунальных и социальных услуг |
291750,8 |
0,6 |
Для периода 1985—1987 гг. характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 году Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1987 году Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 год).
Во время этапа
1987-1988 гг. сфера деятельности малого
бизнеса расширяется, количество людей,
принимающих в нём участие, увеличивается;
предпринимательство
Рост кооперативного движения получил мощный стимул к развитию с принятием Закона «О кооперации» (1988 г.У В этом документе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической политике, так как закон выражал и брал под защиту сердцевину кооперативного строя — демократизм.
В июне 1990 года был принят Закон «О предприятиях в СССР». В этом законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.
Начало 90-х годов характеризуется дальнейшим ростом внимания широкой общественности и экономистов к возможностям малого предпринимательства как важнейшего фактора формирования рыночных отношений. Появляется ряд основополагающих документов: Постановление СМ СССР №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 08.08.1990 г., Постановление СМ РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18.07.1991 г. № 404. Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства. Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-х годов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малых предприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности выхода на внешний рынок, что способствует появлению оффшорных предприятий; предусматривается ряд льгот по материально-техническому снабжению для малых предприятий.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ малое предпринимательство прошло следующие этапы.
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот этап характеризуется
продвижением вперед в понимании
сути экономических проблем малого
предпринимательства. Констатируется
значение роли и места малого предпринимательства
в создании конкурентоспособной
экономической среды новой
30.11.1992 г., Постановление
СМ и Правительства РФ «О
первоочередных мерах по
желающими организовать собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от г., Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства РФ на 1994—1995 гг.», Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от 23.05.1994 г., Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений экономической реформы.
Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992-1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела.
Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса.
Второй этап: 1995-1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
Вводится в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.
В 1995 году положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой.
Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. №1256).
Цель этой Программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики.
Третий этап: 1999-2001 гг.
Для этого этапа
становится характерным обеспечение
благоприятных условий для
В основе всей системы
программных направлений
Для этого разрабатываются следующие первоочередные законы:
Закон об обществах взаимного страхования создает правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности.