Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:26, курсовая работа
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику?
Введение 3
1. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития 5
2.Система поддержи малых предприятий 9
2.1. Государственная поддержка малых предприятий 9
на федеральном уровне 9
2.2.Государственная поддержка на муниципальном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации 13
3. Формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации 15
Заключение 18
Список литературы 19
Содержание
В
последнее время в России созрел
достаточно серьезный вопрос: кто
займет место ныне распадающихся
крупных монополистических
Особенно актуальна
проблема внедрения на рынок малых предприятий
в свете последних изменений в экономике
нашей страны. В условиях жесточайшего
экономического кризиса, который привел
к банкротству большого числа крупных
олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке
малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому,
что крупные компании потеряли свои позиции
на рынке товаров и услуг, а большинство
средних и мелких предприятий, которые
«держались на плаву» до сентября 1998 года,
вообще перестали существовать. Кто же
сейчас может поддержать российскую экономику?
Это дело и нужно отдать в руки мелкого
и среднего предпринимательства. Экономически
это выгодно, потому что появление большого
числа фирм приведет к появлению новых
рабочих мест, малым предприятием легче
управлять в условиях нестабильного курса
национальной валюты, да и это принесет
реальные деньги в бюджет не только центра,
но и регионов, что особенно важно, учитывая
выделение Москвы и огромный упадок субъектов
Российской Федерации. И одним из самых
главных преимуществ является то, что
появление малого и среднего бизнеса неизбежно
ведет к появлению конкуренции на отечественном
рынке, чего так не хватало экономике России
на последних этапах развития, что привело
к создание монополий и сосредоточению
власти, как политической, так и экономической,
в руках небольшой группы людей, которые
обладали огромными капиталами. Особенно
важно создание малых предприятий в сфере
банковского дела. Ведь не секрет, что
в России сейчас весь капитал (около 80%)
сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских
банков.
Но
чтобы избежать как можно больше
ошибок, которые неизбежны при
образовании нового течения в
экономике России, сначала следует
поучиться на взлетах и падениях других
стран в этой области и понять, какие же
условия необходимы для развития мелкого
предпринимательства в нашей стране.
Для начала немного статистики. Активный
рост доли малых предприятий в структуре
экономики западных стран начал происходить
с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний
день в наиболее развитых странах Запада
малые фирмы составляют 70-90% от общего
числа предприятий. Для сравнения можно
взять, например, США - где в мелком предпринимательстве
занято 53% всего населения, Японию - с ее
71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях
трудится примерно половина работающего
населения. Только эти цифры говорят об
огромной важности предприятий малого
бизнеса для экономики этих стран.
Цель работы – проанализировать влияние экономики на развитие малого предпринимательства.
В России на 10000 жителей приходится лишь 62 зарегистрированных малых предприятия, тогда как в США на 10000 человек населения приходится 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в обрабатывающей промышленности Великобритании - 143 предприятия, Германии - 51. В Италии на 10 тыс. жителей приходится 693 предприятия с числом работников менее 20 человек, в Венгрии - 8101.
В России к малым предприятиям относят коммерческие организации со средним числом работников (включая работающих по договорам гражданско-правового характера, совместителей, работников представительств, филиалов и других подразделений) не более 100 человек в промышленности, строительстве и на транспорте, 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения и 50 человек - в оптовой торговле и в других отраслях и сферах деятельности.
Российская статистика учитывает деятельность малых предприятий в режиме выборочных обследований, тогда как по средним и крупным предприятиям собирается текущая статистика в режиме постоянного наблюдения. Обычно статистические данные по малым предприятиям обновляются лишь 1 раз в год.
Численность малых предприятий в России не превышает 1 млн. На начало 2005г. их насчитывалось 953,1 тыс. За 2004г. их число увеличилось на 62,2 тыс. (на 7%). В целом за 1999-2004 годы количество малых предприятий в России выросло незначительно - лишь на 85,1 тыс. (на 10%), причем основной прирост пришелся именно на прошлый год, а в 2000-2001 годах количество малых предприятий уменьшалось2.
К малому
бизнесу относится каждое пятое
российское предприятие. Однако если в
начале 1999г. доля малых предприятий
в общем числе
По формам собственности малые предприятия на 96,4% представляют собой предприятия частной собственности и на 3,6% - предприятия смешанной российской и совместной российской и иностранной собственности. Больше всего малых предприятий смешанной формы собственности в образовании (13,3%), финансово-кредитной сфере и пенсионном обеспечении (11,7%), науке (10,2%) и в сфере связи (9,3%).
В общем числе зарегистрированных малых предприятий доминируют предприятия оптовой и розничной торговли (50%), затем следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), малые предприятия обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%). Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.
В
российской промышленности малые предприятия
представлены в основном в машиностроении
и металлообработке (32,7% всех малых
предприятий промышленного
Общий объем продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2004г. 2 трлн. 273,9 млрд. рублей, что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2003г. на 35%. В 2003г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2002г. - 36%, в 2001г. - 39%. В целом за 1999-2004 годы (по сравнению с 1998г.) объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза. С поправкой на индекс-дефлятор ВВП (который является наиболее точной характеристикой инфляции в целом по экономике) рост производства продукции и услуг малых предприятий составил в 2004г. 13,9% и замедлился по сравнению с 2003г., когда он составлял 27,5%. Темпы роста производства в малом бизнесе в прошлом году оказались самыми низкими за последние 4 года. Тем не менее, в целом за 1999-2004 годы производство продукции и услуг малыми предприятиями России за вычетом инфляции удвоилось.
Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране. Если в 1998г. выпуск товаров и рыночных услуг малыми предприятиями составлял 6,5% суммарного показателя по экономике, то в 2003г. - 8,1%. В 2004г. только российская промышленность произвела продукции в 5 раз больше, чем все малые предприятия (включая производственный сектор, торговлю и сферу услуг). Объем российского ВВП более чем в 7 раз превышает производственные показатели малых предприятий3.
Объем продукции, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями по основному виду деятельности, составил в 2004г. 1 трлн. 910 млрд. рублей, или 84% всего объема произведенной продукции и услуг. Суммарная выручка от продажи товаров и реализации услуг малыми предприятиями составила 8 трлн. 214 млрд. рублей.
В общем объеме продукции и услуг малых предприятий почти 30% приходится на торговлю и общественное питание, 24% - на продукцию строительства, 23% - промышленности. Услуги образования, финансово-кредитные, страховые, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видов бытового обслуживания населения в сумме дают только 1% всего объема продукции и услуг малых предприятий России.
В общем объеме промышленной продукции, производимой малыми предприятиями, 28% приходится на продукцию машиностроения и металлообработки и около 24% - на продукты питания и напитки. Практически не производят малые предприятия России электричество, теплоэнергию, продукцию черной и цветной металлургии. Невелики также объемы производства ими продукции текстильной и легкой промышленности (менее 4% всего объема произведенной промышленной продукции).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.
В
настоящее время реализуется
Федеральная программа
Основной целью Федеральной программы на 2000-2001 гг. является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Реализация
мероприятий Федеральной
В
соответствии со ст.7 п. 3 и ст.8 п.2 Федерального
закона «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Выделение
ассигнований на реализацию мероприятий
по государственной поддержке
В
2001 г. финансирование мероприятий по
государственной поддержке
22.02.01.
на заседании Правительства