Формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федераци

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику?

Оглавление

Введение 3
1. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития 5
2.Система поддержи малых предприятий 9
2.1. Государственная поддержка малых предприятий 9
на федеральном уровне 9
2.2.Государственная поддержка на муниципальном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации 13
3. Формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации 15
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

273.24.12 Экономика.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение

 

    В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто  займет место ныне распадающихся  крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так  и к другим не менее важным отраслям промышленности. Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.  
         Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами. Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Ведь не секрет, что в России сейчас весь капитал (около 80%) сосредоточен в руках 10 крупнейших Московских банков.

    Но  чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при  образовании нового течения в  экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране. 
Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

    Цель  работы – проанализировать влияние экономики на развитие малого предпринимательства.

1. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития

    Малый бизнес России в последние годы развивается  опережающими темпами. Но несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом. Доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет лишь около 8% суммарных объемов производства всеми предприятиями страны. На долю малых предприятий приходится лишь 3,4% общего объема инвестиций в основной капитал.

    В России на 10000 жителей приходится лишь 62 зарегистрированных малых предприятия, тогда как в США на 10000 человек  населения приходится 214 предприятий  с числом работников менее 20 человек, в обрабатывающей промышленности Великобритании - 143 предприятия, Германии - 51. В Италии на 10 тыс. жителей приходится 693 предприятия с числом работников менее 20 человек, в Венгрии - 8101.

    В России к малым предприятиям относят  коммерческие организации со средним  числом работников (включая работающих по договорам гражданско-правового характера, совместителей, работников представительств, филиалов и других подразделений) не более 100 человек в промышленности, строительстве и на транспорте, 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения и 50 человек - в оптовой торговле и в других отраслях и сферах деятельности.

    Российская  статистика учитывает деятельность малых предприятий в режиме выборочных обследований, тогда как по средним и крупным предприятиям собирается текущая статистика в режиме постоянного наблюдения. Обычно статистические данные по малым предприятиям обновляются лишь 1 раз в год.

    Численность малых предприятий в России не превышает 1 млн. На начало 2005г. их насчитывалось 953,1 тыс. За 2004г. их число увеличилось на 62,2 тыс. (на 7%). В целом за 1999-2004 годы количество малых предприятий в России выросло незначительно - лишь на 85,1 тыс. (на 10%), причем основной прирост пришелся именно на прошлый год, а в 2000-2001 годах количество малых предприятий уменьшалось2.

К малому бизнесу относится каждое пятое  российское предприятие. Однако если в  начале 1999г. доля малых предприятий  в общем числе зарегистрированных предприятий России достигала 30%, то к началу 2005г. она уменьшилась до 22%. Это происходило как из-за того, что малые предприятия закрывались быстрее и чаще, чем средние и крупные, так и потому, что вновь регистрируемые предприятия не относились к малому бизнесу.

    По  формам собственности малые предприятия на 96,4% представляют собой предприятия частной собственности и на 3,6% - предприятия смешанной российской и совместной российской и иностранной собственности. Больше всего малых предприятий смешанной формы собственности в образовании (13,3%), финансово-кредитной сфере и пенсионном обеспечении (11,7%), науке (10,2%) и в сфере связи (9,3%).

    В общем числе зарегистрированных малых предприятий доминируют предприятия оптовой и розничной торговли (50%), затем следуют предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью (14,5%), малые предприятия обрабатывающего сектора (12,7%) и строительные организации (10,6%). Практически не развит малый бизнес в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в соцобеспечении, образовании, здравоохранении и социальных услугах.

    В российской промышленности малые предприятия  представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех малых  предприятий промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).

    Общий объем продукции и услуг, произведенных  малыми предприятиями, составил в 2004г. 2 трлн. 273,9 млрд. рублей, что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2003г. на 35%. В 2003г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2002г. - 36%, в 2001г. - 39%. В целом за 1999-2004 годы (по сравнению с 1998г.) объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза. С поправкой на индекс-дефлятор ВВП (который является наиболее точной характеристикой инфляции в целом по экономике) рост производства продукции и услуг малых предприятий составил в 2004г. 13,9% и замедлился по сравнению с 2003г., когда он составлял 27,5%. Темпы роста производства в малом бизнесе в прошлом году оказались самыми низкими за последние 4 года. Тем не менее, в целом за 1999-2004 годы производство продукции и услуг малыми предприятиями России за вычетом инфляции удвоилось.

    Абсолютные  объемы производства в малом бизнесе практически не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране. Если в 1998г. выпуск товаров и рыночных услуг малыми предприятиями составлял 6,5% суммарного показателя по экономике, то в 2003г. - 8,1%. В 2004г. только российская промышленность произвела продукции в 5 раз больше, чем все малые предприятия (включая производственный сектор, торговлю и сферу услуг). Объем российского ВВП более чем в 7 раз превышает производственные показатели малых предприятий3.

    Объем продукции, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями по основному виду деятельности, составил в 2004г. 1 трлн. 910 млрд. рублей, или 84% всего объема произведенной продукции и услуг. Суммарная выручка от продажи товаров и реализации услуг малыми предприятиями составила 8 трлн. 214 млрд. рублей.

    В общем объеме продукции и услуг  малых предприятий почти 30% приходится на торговлю и общественное питание, 24% - на продукцию строительства, 23% - промышленности. Услуги образования, финансово-кредитные, страховые, пенсионного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, непроизводственных видов бытового обслуживания населения в сумме дают только 1% всего объема продукции и услуг малых предприятий России.

    В общем объеме промышленной продукции, производимой малыми предприятиями, 28% приходится на продукцию машиностроения и металлообработки и около 24% - на продукты питания и напитки. Практически не производят малые предприятия России электричество, теплоэнергию, продукцию черной и цветной металлургии. Невелики также объемы производства ими продукции текстильной и легкой промышленности (менее 4% всего объема произведенной промышленной продукции).

 

2.Система поддержи малых предприятий

2.1. Государственная поддержка малых предприятий

на  федеральном уровне

 

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

    В настоящее время реализуется  Федеральная программа государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации на 2000-2001 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 121 и постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2000 года № 298-Ш-ГД.

    Основной  целью Федеральной программы  на 2000-2001 гг. является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

    Реализация  мероприятий Федеральной программы  осуществляется по шести разделам, отражающим приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства: нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства; развитие прогрессивных финансовых технологий; реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства; повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем; научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности; международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

    В соответствии со ст.7 п. 3 и ст.8 п.2 Федерального закона «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации. Финансирование мероприятий по государственной поддержке предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства4.

    Выделение ассигнований на реализацию мероприятий  по государственной поддержке малого предпринимательства в 2000 г. предусмотрено  Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «О федеральном бюджете на 2000 год» за счет превышения доходов над учтенными Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» (в размере 50 млн. рублей).

    В 2001 г. финансирование мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства осуществляется в полном соответствии с объемами бюджетных ассигнований, установленными Федеральной программой, на основании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год» в размере 90 млн. рублей.

    22.02.01. на заседании Правительства Российской  Федерации одобрены итоги реализации  Федеральной программы государственной  поддержки малого предпринимательства  за 2000 г. и меры его государственной  поддержки на долгосрочную перспективу.  Доклад о промежуточных результатах выполнения Федеральной программы направлен Президенту Российской Федерации. (См. Об итогах реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства за 2000 год и мерах его государственной поддержки на долгосрочную перспективу).

Информация о работе Формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федераци