Формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федераци

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать. Кто же сейчас может поддержать российскую экономику?

Оглавление

Введение 3
1. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития 5
2.Система поддержи малых предприятий 9
2.1. Государственная поддержка малых предприятий 9
на федеральном уровне 9
2.2.Государственная поддержка на муниципальном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации 13
3. Формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации 15
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

273.24.12 Экономика.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    Основные  направления усиления государственной  поддержки малого предпринимательства:

    Для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства требуются  шаги по преобразованию нормативной  правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов правоприменения, обеспечивающих эффективное взаимодействие предприятий как между собой, так и с органами власти.

    Основным  инструментом реализации государственной  политики усиления поддержки малого предпринимательства является Федеральная  программа государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002 - 2004 годы. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Протоколом заседания Правительства Российской Федерации №7 от 22.02.015.

    Программа включает комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.

    Основная цель Программы - обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.

    Программа включают в себя разделы отражающие приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства:

• нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства (содержит мероприятия по совершенствованию  правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, и анализу регионального законодательства);

• развитие прогрессивных финансовых технологий (рассматривает создание специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка  ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов, использование гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, развитие лизинга и франчайзинга, системы самофинансирования малого бизнеса и микрокредитования);

• реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства определяет приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых за счет средств Программы должно стимулироваться развитие малого предпринимательства, включая агропромышленный комплекс и переработку сельскохозяйственной продукции, малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления малая строительная индустрия, транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность, дорожное хозяйство и придорожный сервис, почтово-информационный сервис, инновационная сфера, общественное питание и сферу услуг);

• повышение  эффективности использования созданной  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  и информационных систем (предусматривает  финансирование созданной с участием государства инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в частности, распространение передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства, интеграцию и взаимодействие информационных систем обеспечения малого предпринимательства);

• научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской  деятельности;

• международное  сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

    Что касается чисто региональных программ, в настоящее время государственная поддержка малого предпринимательства активно осуществляется в большинстве субъектов Российской Федерации. В 66 субъектах Российской Федерации в установленном порядке утверждены программы поддержки малого предпринимательства, реализуемые с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Фактическое выделение бюджетных средств на реализацию этих программ составило в 2009 г. несколько более 30 млн. долларов.

2.2.Государственная поддержка на муниципальном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации

 

    Практически во всех регионах России сегодня проектируются  и реализуются собственные программы  государственной поддержки малого предпринимательства. Однако реализовать  их мероприятия полностью, эффективно и с мощным целевым эффектом не удалось ни одному региону.

В числе  успешно реализуемых региональных программ лучше всего осуществляются мероприятия по таким направлением, как совершенствование нормативно-правовой базы, подготовка кадров, а мероприятия по реализации инвестиционных проектов, созданию объектов инфраструктуры — менее, чем на треть.

    До  августа 1998 г. мероприятия по инвестиционным проектам были осуществлены полностью  только в Москве, Ростовской и Томской  областях, в девяти регионах — наполовину.

    В отсутствие целевого программного воздействия  на общефедеральном уровне стали  усиливаться несогласованность  региональных и местных программ, а также межрегионального взаимодействия в новых условиях.

    Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне зачастую зависит от уровня понимания проблемы главами муниципалитетов. Самыми распространенными формами поддержки малого бизнеса является предоставление малому предприятию муниципального заказа, льготной аренды, создание и финансирование структур, предоставляющих предпринимателям консультационные и организационные услуги.

 

3. Формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации

 

    В настоящее время для малого и среднего предпринимательства В России жизненно необходимо развитие общественной инфраструктуры способной обеспечить его социальную поддержку. Самое главное правильно выбрать путь самоорганизации предпринимателей и механизм ее осуществления. Сейчас можно утверждать, что в России существует сложившаяся система объединения предпринимателей.

    Самоорганизация предпринимателей возможна лишь на основе аккумулирования и синтеза различных  индивидуальных интересов и выработки  единого «общегруппового» интереса. Такая деятельность предполагает, что предпринимательские объединения должны обладать:

  • Инновационным потенциалом – программой действия, содержащей четкую формулировку целей, основных этапов и механизмов их реализации.
  • Развитой организационной структурой для проведения этой программы в жизнь.
  • Административными ресурсами, в том числе средствами воздействия на решения властных структур.

    Следует отметить важность сочетания программных  и технологических аспектов. Если программные аспекты – это концептуальные подходы, идеи и декларации, то под технологическими подразумеваются способы реализации конкретных федеральных (региональных, муниципальных) программ – все, что касается инфраструктуры поддержки предпринимательства, подготовки кадров, консалтинга.

    При этом существенно возрастает роль структур, умеющих на отдельном участке  реализовать конкретные технологии, не включая их в тот или иной политический контекст, в том числе  конструктивно взаимодействуя с  властью, со средствами массовой информации.

    Органам государственной власти всех уровней  необходимо рассматривать объединения  предпринимателей как действенный  инструмент установления обратной связи  между предпринимателями и государством, предпринимателем и обществом; выработки  сбалансированной политики в отношении развития малого предпринимательства и экономики в целом.

    Осуществлять  часть функций, принадлежащих государственным  структурам и относящихся к регулированию  предпринимательской деятельности, либо полностью делегировать их на определенных государством условиях и под его контролем. К таким функциям можно отнести некоторые виды регистрации, лицензирования сертификации предпринимательской деятельности, разработку мер по поддержке МП.

    Поддерживать  общественные объединения предпринимателей путем подготовки лидеров, информационного обеспечения их деятельности министерствами, ведомствами, международными организациями и фондами.

    В области структурной политики необходимо перейти к комплексной поддержке  малого предпринимательства в отраслях с ускоренным оборотом капитала. Для привлечения и аккумулирования внебюджетных финансовых ресурсов необходимо инициировать массовое «создание снизу» кредитных кооперативов, обществ и союзов взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес на местах с одновременным обеспечением «сверху» условий для централизованной закупки кредитных ресурсов на рынке с последующим их распределением по умеренным ставкам между этими кредитными кооперативами, союзами и т.п6.

    Будущее российского малого бизнеса напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в нормальной рыночной экономике значительная, если не доминирующая, часть малых фирм, так или иначе находится в сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности малых фирм непосредственно зависят от их отношений с крупными предприятиями. Очевидно, что необходимо форсировать сотрудничество малых и крупных пред приятии и в нашей стране как магистральное направление развития всей предпринимательской среды.

    МП  должны стать частью производственной структуры крупных предприятий, которые могут использовать рыночную и структурную гибкость МП, к инновационные возможности. Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с малыми предприятиями уже потому, что такое сотрудничество компенсирует их неповоротливость в нахождении и реализации новых технических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, передовых инноваций. Кооперирование МП между собой и с крупными предприятиями в определенной степени способно нейтрализовать недостатки государственной политики поддержки малого бизнеса.  
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Необходимость решения проблем, связанных с  поддержкой и развитием малого предпринимательства  в Российской Федерации программными методами не вызывает сомнения у большинства  авторов считающих разработку и реализацию федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства обязательным условием для становления и развития среднего класса в России.

      Указанный вопрос требует безотлагательного решения Правительства Российской Федерации и соответствующего поручения заинтересованным органам исполнительной власти по разработке программных мероприятий. 
         Кроме того, для более полного решения проблем малого предпринимательства заказчикам и разработчикам федеральных целевых программ при их формировании также следует предусматривать специальные разделы, направленные на привлечение субъектов малого предпринимательства к реализации их мероприятий
.

    В развитии доходного потенциала местных  бюджетов значительную роль играет становление  на территории муниципалитетов малого предпринимательства. Особенно актуально это стало после вступления в силу новой редакции Бюджетного кодекса РФ, где в ст. 61.1 предусматривается зачисление в бюджеты муниципальных районов единого налога на вмененный доход по нормативу 90%7. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
 
  1. Агурбаш, Н. Г.Формы государственной поддержки российских малых предприятий /Н. Г. Агурбаш.//Закон и право. -2005. - № 7. - С. 64 – 68
  2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. – 2003. - №9.
  3. Иванова А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы, № 3, 2009.
  4. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 2008
  5. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал.- 2003. - №10.
  6. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания // Вопросы экономики. – 2003. - № 8.
  7. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. – 2009. -  №1.
  8. http://www.business-magazine.ru/oldbusiness/184624/
  9. http://www.metal-profi.ru/library/economy/proekty_kontceptc.htm

Информация о работе Формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федераци