Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:09, курс лекций
Данный курс лекций написан в соответствии с учебной программой по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности».
Тема 1: Значение, содержание, задачи экономического анализа 4
Тема 2: Метод и вспомогательные приемы анализа хозяйственной деятельности 6
Тема 3: Организация и информационное обеспечение анализа
хозяйственной деятельности 15
Тема 4 Анализ объема производства и реализации продукции 17
Тема 5. «Анализ эффективности использования основных средств 26
Тема 6. Анализ использования мощности организации 32
Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организации 36
Тема 8 Анализ материально технического обеспечения и использования материалов 47
Тема 9: Анализ себестоимости продукции 54
Тема:10 Анализ соотношения «издержки - объемы – прибыль» 70
Тема 11: Анализ образования прибыли (убытка) организации 77
Тема 12 Анализ рентабельности продукции 85
Тема 13 Анализ размещения и источников формирования капитала 93
Тема 14 Анализ показателей, характеризующих финансовое
состояние организации 102
Тема 15 Оценка рентабельности и деловой активности организации 108
По данным таблицы делаются выводы о характере изменений показателей, и дается оценка деятельности предприятия.
В международном учетном
Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:
Jц = S VВП1Ц0 / S VВП0 Ц0 ,
где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле
ВП1ЦП = ВП1 : Jц ,
где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
С применением вышеназванных
3. Общая оценка выполнения плана по производству и реализации продукции
Для характеристики степени выполнения плана по производству и реализации продукции используются данные формы №1П и плановые показатели соответствующих отделов. Данные сводятся в таблицу следующего вида:
Таблица 3 - Выполнение плана по производству и реализации продукции
Показатель |
За пре-дыд год |
Отчетный период |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % | |||||
план |
отчет |
плана от предыдущ. пер. |
факта от плана |
факт от предыдущ. пер. |
плана от преды-дущ. пер. |
факта от плана |
факт от преды-дущ. пер. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Объем ТП в сопоставимых ценах |
1100 |
1250 |
1200 |
+150 |
-50 |
+100 |
14 |
-4 |
9 |
Данные таблицы позволяют
Далее анализируется зависимость реализованной продукции от объемов выпущенной продукции и остатков готовой продукции на складах и товаров отгруженных, но не оплаченных. Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое уравнение имеет вид
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.
4. Анализ выполнения
договорных обязательств по
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Финансовое состояния предприятия непосредственно зависит от объема реализованной продукции (если оно рентабельно). В современных условиях хозяйствования руководители свою деятельность строят на договорных отношениях. Это связано с тем, что при отсутствии договоров на поставку продукции и наличии нарушений покупателями по отношению к продавцу суд не примет дело к производству.
В настоящее время при заключении
договоров руководствуются
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВП0 - ВПн) : ВП0 ,
где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; ВПн - недопоставка продукции по договорам.
Процент выполнения плана по договорным обязательствам определяется по формуле:
ТП дог.- план по договорам, ТП не дог.- недопоставка.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
5. Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции
В настоящее время ассортимент
выпускаемой продукции
Номенклатура продукции – это классификационный перечень изготавливаемых видов или наименований продукции (обувь, ковры и т.д.)
Ассортимент – набор разновидностей продукции определенного вида или наименования продукции, отличающихся друг от друга по определенным признакам.
Обычно анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту рассматривается как одно целое. Анализ осуществляется за различные промежутки времени (квартал, месяц, сутки, смена). Все большее значение уделяется оперативному контролю, он проводится по предприятию в целом и по подразделениям. Информация поступает из статистической отчетности данных производств, от плановых отделов. Результаты анализа записываются в натуральных и стоимостных единицах. При анализе фактическое количество по отдельным видам продукции сопоставляются с планом, определяется отклонение, изучаются причины отклонений и способы их устранения.
План по ассортименту считается выполненным, если он выполнен по каждому виду изделия. План перевыполненным быть не может, это связано с принципом расчета.
где Biф. – фактический выпуск продукции i-го вида продукции в пределах плана.
Таблица 3 - Анализ выполнения плана по ассортименту продукции
Наименование продукции |
Выпуск продукции, шт. |
Абсолютное отклонение |
Выполнение плана, % |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
По плану |
По отчету | ||||
А |
100 |
85 |
-15 |
85 |
85 |
В |
50 |
55 |
+5 |
110 |
50 |
С |
- |
35 |
+35 |
в 35 раз |
- |
D |
150 |
175 |
+25 |
117 |
150 |
E |
25 |
- |
-25 |
0 |
- |
ИТОГО |
325 |
350 |
+25 |
108 |
285 |
% вып.пл по ассортименту=285*
Вывод: данные таблицы свидетельствуют о перевыполнении плана по объему выпуска продукции на 25 единиц, что составляет 8%, но работу предприятия нельзя признать удовлетворительной, т.к. наблюдается недовыполнение плана по ассортименту.
Далее анализируются причины
6. Анализ качества продукции
В современных условиях хозяйствования качеству выпускаемой продукции уделяется особое внимание. Предприятия стремятся выпускать продукцию соответствующую по виду и качеству мировым стандартам и образцам.
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции составляющих ее качество называется показателем качества.
В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:
1.оценивается технический
2.выявляется отклонение этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым и теоретически возможным уровнем, с зарубежными аналогами.
3 Анализируются показатели, характеризующие
качество изготовления
4. разрабатываются рекомендации и мероприятия по улучшению показателей.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: удельный вес продукции, соответствующий мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции; удельный вес аттестованной продукции; удельный вес продукции по сортам и др. Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
Для анализа качества продукции и технического уровня используются сведения о конструкции технологических процессов изготовления, применяемых средствах и предметах труда (патенты, нормативно техническая документация, акты испытаний, сведения ОТК и т.д.), такие как:
Анализ качества выпускаемой продукции осуществляется по итогам месяца и по более длительным промежуткам времени, но в настоящее время предпочтение отдается оперативному анализу. Продукция более высокого качества обычно имеет преимущество в цене. Если продукция подразделяется по сортам, то продукция пониженных сортов имеет торговую скидку с цены 1 сорта, размер которой зависит от вида продукции. Следовательно, можно определить величину влияния изменения качества выпускаемой продукции на ее стоимость, для этого используются следующие показатели:
Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
где Цо, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
Со, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества;
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
Пример.
1. Себестоимость забракованной продукции - 500 тыс. руб.
2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб.
3. Стоимость
брака по цене возможного
4. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб.
5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) 420
Для определения
потерь продукции нужно знать
фактический уровень
Информация о работе Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"