Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:09, курс лекций

Краткое описание

Данный курс лекций написан в соответствии с учебной программой по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности».

Оглавление

Тема 1: Значение, содержание, задачи экономического анализа 4
Тема 2: Метод и вспомогательные приемы анализа хозяйственной деятельности 6
Тема 3: Организация и информационное обеспечение анализа
хозяйственной деятельности 15
Тема 4 Анализ объема производства и реализации продукции 17
Тема 5. «Анализ эффективности использования основных средств 26
Тема 6. Анализ использования мощности организации 32
Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организации 36
Тема 8 Анализ материально технического обеспечения и использования материалов 47
Тема 9: Анализ себестоимости продукции 54
Тема:10 Анализ соотношения «издержки - объемы – прибыль» 70
Тема 11: Анализ образования прибыли (убытка) организации 77
Тема 12 Анализ рентабельности продукции 85
Тема 13 Анализ размещения и источников формирования капитала 93
Тема 14 Анализ показателей, характеризующих финансовое
состояние организации 102
Тема 15 Оценка рентабельности и деловой активности организации 108

Файлы: 1 файл

Конспектлекций АХД 2010.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

 

ВП=ЧР•Д•П•ЧВ.

 

ΔВПчр = ΔЧР •Дпл •Ппл •ЧВпл = (+20) •200 •8,0 •2,5 = +80 млн. руб.;

ΔВПд = ЧРф•ΔД •Ппл •ЧВпл = 120 • (+8,33) •8,0 •2,5 = +20 млн. руб.;

ΔВПп = ЧРф •Дф •ΔП•ЧВпл= 120 •208,33 • (-0,5) •2,5= -31, 25 млн. руб.;

ΔВПчв = ЧРф •Дф •Пф• ΔЧВ = 120 •208,33 •7,5 • (+0,7) = +131, 25 млн. руб.

Всего   +200 млн. руб.

Таким образом, с помощью  способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также  необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равнялась его общему приросту.

 

 

Тема 3: Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности

Вопросы:

        1. Организация анализа хозяйственной деятельности на предприятии
    1. Основные принципы организации АХД
    2. Этапы проведения АХД
        1. Информационное и методическое обеспечение анализа.
        2. Документальное оформление АХД
1. Организация анализа хозяйственной  деятельности на предприятии

 

Результативность АХД во многом зависит от его правильной организации. Организация АХД должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

    1. Основными принципами организации АХД являются:
  • Четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями;
  • Обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса;
  • Регламентация и унификация анализа.

 

    1. При проведении аналитической работы на предприятии выделяют следующие этапы:
              1. Определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования, распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями.
              2. Составление плана анализа. Содержание плана зависит от цели анализа, масштаба предприятия, организации аналитической работы на предприятии. В плане предусматривается периодичность проведения анализа, сроки выполнения аналитической работы, состав исполнителей, распределение обязанностей, источники информации и методическое обеспечение анализа.
              3. Информационное и методическое обеспечение АХД.
              4. Обработка и анализ информации и других материалов.
              5. Оформление результатов анализа.
              6. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

Единое руководство всей экономической работой на предприятии осуществляют: главный экономист либо заместитель директора по экономическим вопросам. Главный экономист планирует и организовывает работу подчиненных ему отделов и определяет обязанности отдельных функциональных отделов; участвует в проведении анализа, координирует работу отделов на основе единого плана; обобщает результаты анализа.

Т.к. аналитическая работа многогранна  и трудоемка, то необходимы определенные навыки и знание анализа, поэтому на промышленных предприятиях создаются группы экономического анализа. Для лучшей организации и осуществления экономического анализа обычно либо выделяют должность экономиста, либо отдельное бюро.

Анализ состояния экономики  предприятия проводится также вышестоящими органами управления. По результатам этого анализа органы управления могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия.

Внутриведомственный АХД выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т.д.

Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного, внутриведомственного и общественного контроля и анализа создает возможности для всестороннего изучения деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности его работы.

 

 

2. Информационное  и методическое обеспечение анализа

 

Важную роль в проведении анализа  играет информационное и методическое обеспечение. Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону производства. Экономическая информация подлежит хранению, передаче и преобразованию. Система экономической информации занимает промежуточное положение  между процессами:

а) производственно-хозяйственной  деятельности – это управляемая система, где зарождается информация;

б) процессом управления – это  управляющая система, где информация фиксируется, перерабатывается и используется для повышения эффективности производства.

Все источники данных для АХД делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К источникам информации планового  характера относятся все типы планов, разрабатываемые на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и т.д.

Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.

К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. К ним относятся:

  • официальные документы – законы государства, указы президента, постановления правительства и т.п.;
  • хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения судебных органов, рекламации;
  • научно-техническая информация (публикации, отчеты по НИР и др.)
  • решения общих собраний коллектива;
  • материалы изучения передового опыта, данные о работе конкурирующих предприятий (интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.);
  • техническая и технологическая документация;
  • материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография рабочего дня и т.п.)
  • учебная информация, полученная во время деловых встреч и т.п.

Исходя из классификации информации выделяют:

по отношению к объекту исследования – внутренняя и внешняя;

по отношению к предмету исследования – основная и вспомогательная;

по периодичности поступления – регулярная и эпизодическая;

по отношению к процессу обработки: -- первичная (данные инвентаризации, оперативного учета), и вторичная (отчетность, конъюнктурные обзоры)

К организации информационного  обеспечения анализа предъявляется  ряд требований. Это аналитичность информации, ее достоверность, оперативность, сопоставимость, рациональность и др.

Важное значение в проведении анализа играет также его методическое обеспечение. Ответственность за него возлагается на специалиста, руководящего аналитической работой. Необходимо постоянно совершенствовать методику АХД, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа.

 

3. Документальное оформление АХД

 

Результаты аналитического исследования оформляются в виде документов, обычно это аналитический отчет (пояснительная  записка), справка, заключение.

Содержание пояснительной записки (аналитического отчета) включает общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, сведения о доле рынков сбыта продукции, имидже в деловом мире.

В отчете отражается также динамика показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние предприятия, его деловую активность, эффективность работы. В ней также дается характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, раскрываются факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы, а также излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования предприятия в будущем.

 

 

 

Тема 4 Анализ объема производства  и реализации  
продукции

Вопросы:

1.Задачи и источники анализа.

2.Анализ динамики изменения  объема производства и реализации  продукции.

3. Общая оценка выполнения плана по производству и реализации продукции.

4. Анализ выполнения договорных  обязательств по объемам поставок  товарной продукции

5. Анализ выполнения плана по  номенклатуре и  ассортименту  продукции

6. Анализ качества продукции.

7.Анализ ритмичности выпуска продукции

 

1.Задачи и источники  анализа

 

Предприятия самостоятельно планируют  свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями  продукции и поставщиками материально-технических  ресурсов, и определяют перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с анализа  формирования и выполнения производственной программы.  Данный анализ включает такие вопросы как анализ динамики объема  производства и реализации продукции; анализ  номенклатуры и ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ качества продукции; анализ ритмичности производства; анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции; анализ резервов роста объемов производства и реализации продукции.

Задачи анализа:

  • Проверка обоснованности, напряженности, реалистичности планируемых заданий по объемам производства в целом и по отдельным подразделениям по ассортименту и качеству продукции.
  • Общая оценка выполнения плана.
  • Выявление резервов по дальнейшему наращиванию объемов производства, улучшения качества продукции, ритмичности работ по выпуску продукции.
  • Разработка рекомендаций и конкретных мероприятий по использованию имеющихся резервов и контроль за их выполнением.

Источники анализа:

отчетная форма №1-П  «Отчет об объемах выпущенной продукции» (за год, квартал, месяц и т.д.); данные оперативного учета по отделам, подразделениям: а) данные планового отдела,

б) данные об отгрузке продукции (отдела сбыта); ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «движение  готовых изделий, их отгрузка т реализация», журнал-ордер № 11, карточки складского учета готовой продукции и др.

Объем производства промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в отпускных ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

 

 

2. Анализ динамики изменения объема производства и реализации продукции

 

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и  товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1).                                                                    

Таблица 1 - Динамика товарной продукции

                Год

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб.

Темпы роста, %

 

Базисные

Цепные

   


 

где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции  в стоимостном выражении в  сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо - объем товарной продукции  года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно  рассчитать среднегодовые темпы  роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

,  Тпр = Тср – 100.

Для анализа динамики изменения объема производства и реализации продукции используются данные за несколько периодов. При анализе динамики исследуются размер абсолютного прироста показателей, темпы роста и прироста.  Изучаются как базисные, так и цепные темпы роста показателей. Необходимо также помнить и о сопоставимости показателей. Для большей наглядности составим таблицу 2.

Таблица 2 - Анализ динамики изменения  объема производства и реализации продукции.

Наименование показателя

2003г.

2004г.

2005г.

1. Объем товарной продукции,  у.е.:

1000

1200

1500

в % к базисному периоду

100

120

150

в % к предыдущему периоду

-

120

125

2.  Объем товарной продукции  в сопоставимых ценах, у.е. (инфляция 10%)

1000

1100

1200

Информация о работе Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"