Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:09, курс лекций
Данный курс лекций написан в соответствии с учебной программой по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности».
Тема 1: Значение, содержание, задачи экономического анализа 4
Тема 2: Метод и вспомогательные приемы анализа хозяйственной деятельности 6
Тема 3: Организация и информационное обеспечение анализа
хозяйственной деятельности 15
Тема 4 Анализ объема производства и реализации продукции 17
Тема 5. «Анализ эффективности использования основных средств 26
Тема 6. Анализ использования мощности организации 32
Тема 7. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов организации 36
Тема 8 Анализ материально технического обеспечения и использования материалов 47
Тема 9: Анализ себестоимости продукции 54
Тема:10 Анализ соотношения «издержки - объемы – прибыль» 70
Тема 11: Анализ образования прибыли (убытка) организации 77
Тема 12 Анализ рентабельности продукции 85
Тема 13 Анализ размещения и источников формирования капитала 93
Тема 14 Анализ показателей, характеризующих финансовое
состояние организации 102
Тема 15 Оценка рентабельности и деловой активности организации 108
ВП=ЧР•Д•П•ЧВ.
ΔВПчр = ΔЧР •Дпл •Ппл •ЧВпл = (+20) •200 •8,0 •2,5 = +80 млн. руб.;
ΔВПд = ЧРф•ΔД •Ппл •ЧВпл = 120 • (+8,33) •8,0 •2,5 = +20 млн. руб.;
ΔВПп = ЧРф •Дф •ΔП•ЧВпл= 120 •208,33 • (-0,5) •2,5= -31, 25 млн. руб.;
ΔВПчв = ЧРф •Дф •Пф• ΔЧВ = 120 •208,33 •7,5 • (+0,7) = +131, 25 млн. руб.
Всего +200 млн. руб.
Таким образом, с помощью способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равнялась его общему приросту.
Тема 3: Организация и информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности
Вопросы:
Результативность АХД во многом зависит от его правильной организации. Организация АХД должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.
Единое руководство всей экономической работой на предприятии осуществляют: главный экономист либо заместитель директора по экономическим вопросам. Главный экономист планирует и организовывает работу подчиненных ему отделов и определяет обязанности отдельных функциональных отделов; участвует в проведении анализа, координирует работу отделов на основе единого плана; обобщает результаты анализа.
Т.к. аналитическая работа многогранна и трудоемка, то необходимы определенные навыки и знание анализа, поэтому на промышленных предприятиях создаются группы экономического анализа. Для лучшей организации и осуществления экономического анализа обычно либо выделяют должность экономиста, либо отдельное бюро.
Анализ состояния экономики предприятия проводится также вышестоящими органами управления. По результатам этого анализа органы управления могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия.
Внутриведомственный АХД выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т.д.
Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного, внутриведомственного и общественного контроля и анализа создает возможности для всестороннего изучения деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности его работы.
2. Информационное и методическое обеспечение анализа
Важную роль в проведении анализа играет информационное и методическое обеспечение. Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону производства. Экономическая информация подлежит хранению, передаче и преобразованию. Система экономической информации занимает промежуточное положение между процессами:
а) производственно-хозяйственной деятельности – это управляемая система, где зарождается информация;
б) процессом управления – это управляющая система, где информация фиксируется, перерабатывается и используется для повышения эффективности производства.
Все источники данных для АХД делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К источникам информации планового характера относятся все типы планов, разрабатываемые на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и т.д.
Источники информации учетного характера – это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.
К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. К ним относятся:
Исходя из классификации информации выделяют:
по отношению к объекту исследования – внутренняя и внешняя;
по отношению к предмету исследования – основная и вспомогательная;
по периодичности поступления – регулярная и эпизодическая;
по отношению к процессу обработки: -- первичная (данные инвентаризации, оперативного учета), и вторичная (отчетность, конъюнктурные обзоры)
К организации информационного
обеспечения анализа
Важное значение в проведении анализа играет также его методическое обеспечение. Ответственность за него возлагается на специалиста, руководящего аналитической работой. Необходимо постоянно совершенствовать методику АХД, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа.
Результаты аналитического исследования оформляются в виде документов, обычно это аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.
Содержание пояснительной
В отчете отражается также динамика
показателей, характеризующих производственн
Тема 4 Анализ объема производства
и реализации
продукции
Вопросы:
1.Задачи и источники анализа.
2.Анализ динамики изменения
объема производства и
3. Общая оценка выполнения плана по производству и реализации продукции.
4. Анализ выполнения договорных
обязательств по объемам
5. Анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту продукции
6. Анализ качества продукции.
7.Анализ ритмичности выпуска продукции
1.Задачи и источники анализа
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с анализа формирования и выполнения производственной программы. Данный анализ включает такие вопросы как анализ динамики объема производства и реализации продукции; анализ номенклатуры и ассортимента продукции; анализ структуры продукции; анализ качества продукции; анализ ритмичности производства; анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции; анализ резервов роста объемов производства и реализации продукции.
Задачи анализа:
Источники анализа:
отчетная форма №1-П «Отчет об объемах выпущенной продукции» (за год, квартал, месяц и т.д.); данные оперативного учета по отделам, подразделениям: а) данные планового отдела,
б) данные об отгрузке продукции (отдела сбыта); ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «движение готовых изделий, их отгрузка т реализация», журнал-ордер № 11, карточки складского учета готовой продукции и др.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в отпускных ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
2. Анализ динамики изменения объема производства и реализации продукции
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.
Анализ объема производства начинают
с изучения динамики валовой и
товарной продукции, расчета индексов
их роста и прироста (табл.1).
Таблица 1 - Динамика товарной продукции
Год |
Товарная продукция в сопостави |
Темпы роста, % |
|
Базисные |
Цепные | ||
|
|
где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;
ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:
Для анализа динамики изменения объема производства и реализации продукции используются данные за несколько периодов. При анализе динамики исследуются размер абсолютного прироста показателей, темпы роста и прироста. Изучаются как базисные, так и цепные темпы роста показателей. Необходимо также помнить и о сопоставимости показателей. Для большей наглядности составим таблицу 2.
Таблица 2 - Анализ динамики изменения объема производства и реализации продукции.
Наименование показателя |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
1. Объем товарной продукции, у.е.: |
1000 |
1200 |
1500 |
в % к базисному периоду |
100 |
120 |
150 |
в % к предыдущему периоду |
- |
120 |
125 |
2. Объем товарной продукции в сопоставимых ценах, у.е. (инфляция 10%) |
1000 |
1100 |
1200 |
Информация о работе Лекции по "Анализу хозяйственной деятельности"