Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 12:43, статья
В конце июля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон), устанавливающий общие требования к ее составлению, представлению и публикации. Это первый российский законодательный акт, который предусматривает обязанность применения международных стандартов финансовой отчетности в РФ.
Консолидированная
финансовая отчетность и применение
МСФО
В
конце июля 2010 г. вступил в силу
Федеральный закон "О консолидированной
финансовой отчетности" (далее - Закон),
устанавливающий общие
До
недавнего времени формирование
консолидированной (сводной) отчетности
российских предприятий и организаций
регулировалось нормативными актами,
выпущенными в 90-х гг. прошлого столетия.
После этого Министерством
В
результате совместных усилий в 2004 г. была
утверждена известная Концепция
развития бухучета и отчетности в
РФ на среднесрочную перспективу (далее
- Концепция). Примечательно, что именно
в отношении консолидированной
отчетности было принято решение
о необходимости обязательного
ее перевода на МСФО в приоритетном
порядке: "Главная задача в области
консолидированной финансовой отчетности
заключается в обеспечении
Выбор такого приоритета понятен и логичен, ведь большинство потенциальных получателей и составителей консолидированной отчетности, так или иначе, имеют отношение к крупному бизнесу, у которого существует достаточно оснований для внедрения и применения МСФО без принуждения со стороны законодательных органов.
Перевод подготовки отчетности на международные стандарты планировалось осуществить в два этапа:
-
к 2007 г. на МСФО должны были
перейти общественно значимые
хозяйствующие субъекты, кроме тех,
чьи ценные бумаги обращаются
на фондовых рынках других
стран и которые составляют
такую отчетность по иным
-
к 2010 г. предполагался перевод
на МСФО и других
Таким образом, планировалось, что к концу 2010 г. МСФО будут законодательно закреплены в качестве официальных правил подготовки отчетности наряду с национальными стандартами.
Примечание. Требования к составлению отчетности по МСФО
Обязательное составление отчетности по МСФО накладывает как минимум следующие требования для организаций:
-
наличие квалифицированного
-
разработка единой учетной
-
применение автоматизированных
средств для подготовки
-
выбор способа составления
Следует отметить, что возможность применения международных стандартов отчетности на территории РФ была определена ведомственными нормативными актами, хотя и в косвенной форме.
Так,
в Методических рекомендациях по
составлению и представлению
сводной бухгалтерской
Отсутствие достоверных статистических данных о подготовке консолидированной отчетности не позволяет судить о масштабах применимости на практике указанных Методических рекомендаций в соответствии с российскими или международными стандартами отчетности.
К сожалению, а может быть, и наоборот, в намеченные в Концепции сроки переход на МСФО осуществить не удалось. При этом значимость подготовки российскими компаниями прозрачной и достоверной финансовой отчетности не оспаривается, и прикладываются все усилия для осуществления намеченных планов.
Теперь перейдем собственно к новому Закону.
Во-первых, как и ожидалось, его действие распространяется в первую очередь на кредитные, страховые и иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж. В Концепции эти организации были отнесены к так называемым общественно значимым хозяйствующим субъектам, и перевод их отчетности на МСФО был заявлен в качестве первоочередной задачи.
В то же время консолидированная отчетность должна составляться организациями, в учредительных документах которых предусмотрено ее представление и (или) публикация, а также если обязанность составления и публикации такой отчетности предусмотрена федеральными законами. Законодатель тем самым предоставил организациям, не указанным в предыдущем абзаце, самостоятельно принимать решения о необходимости составления и представления отчетности в соответствии с МСФО. Правда, при этом им отказывают в возможности составлять и представлять отчетность по другим международно признанным стандартам (например, по US или UK GAAP - системы стандартов и принципов финансового учета, используемые в США и Англии).
На сегодняшний момент отсутствует какая-либо информация в отношении дальнейших перспектив использования на практике или изменения Методических рекомендаций для подготовки и представления консолидированной отчетности, но логично предположить, что значимость этого документа при наличии более совершенного инструмента в виде международных стандартов будет существенно ниже.
Во-вторых, впервые на уровне Федерального закона вводится практическое применение на территории РФ МСФО и их разъяснений, принимаемых фондом Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, который является независимой, частной некоммерческой организацией со штаб-квартирой в Лондоне. До настоящего времени регулирование официального бухгалтерского учета находилось исключительно в ведении РФ. Во многих странах, которые приняли решение о применении МСФО, возникали проблемы применения международных стандартов в действующем правовом поле, поскольку это может потребовать изменения национального законодательства. Россия в этом смысле не станет исключением. Это связано с тем, что должен быть разработан работоспособный механизм одобрения МСФО для придания им юридической силы на территории РФ.
В
действующей редакции Федерального
закона о бухгалтерском учете
отсутствуют положения, которые
бы давали возможность российским организациям
применять международные
Некоторое
движение в сторону признания
самого факта существования
Также необходимо отметить тот факт, что и до принятия Закона о консолидированной отчетности международные стандарты применялись в качестве инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Это означает, что при разработке положений о бухучете учитывались принципы или были заимствованы отдельные положения МСФО, некоторые нормативные акты о бухучете также имели прямые ссылки на международные стандарты отчетности, которые носят, как правило, рекомендательный характер. С принятием Закона составителям консолидированной отчетности вменяется в обязанность прямо следовать нормам МСФО, т.е. предполагается, что они должны приобрести официальный статус наряду с национальными стандартами учета без дополнительной адаптации и интерпретации.
В-третьих, консолидированная отчетность будет подлежать обязательному аудиту. Это требование имеет определенные последствия для аудиторского профессионального сообщества. Обязательный аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО, предполагает совершенно новые требования к качеству как подготовки аудиторов, так и результатов их труда.
Необходимо
также отметить, что в нормативные
акты, регулирующие аудит, были заранее
внесены соответствующие
В том, что российские организации в своей основной массе рано или поздно столкнутся с необходимостью подготовки финансовой отчетности по международным стандартам, сомневаться не приходится. Концепция развития с поправками и отступлением от декларированных сроков все же реализуется на практике.
Закон определяет сроки, в которые российские предприятия должны будут подготовиться к переходу на МСФО, - не ранее 2015 г. И это касается только тех организаций, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и которые составляют консолидированную отчетность по другим, отличным от МСФО, международно признанным правилам.
Другие
организации должны составлять, представлять
и публиковать
Как
мы видим, законодательные и регулирующие
органы решительно настроены на обязательный
переход на МСФО. Возможно, это произойдет
уже в обозримом будущем. Но до
этого времени государственным
органам совместно с
-
преодолеть институциональные
-
разработать необходимую
-
определить, какие стандарты будут
официально признаны к
-
обеспечить профессиональную
Информация о работе Консолидированная финансовая отчетность и применение МСФО