Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:56, реферат
Понятие «инвестиции» прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.
Главными признаками инвестиций являются вложения собственного или заемного капитала в определенный проект и преследуют не цели потребления, а предназначены для решения долгосрочных задач экономического и социального развития.
введение 3
1. Сущность инвестиций и инвестиционная деятельность 4
1.1 Сущность и виды инвестиций 4
1.2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности 6
2. Организация инвестиционной деятельности на предприятии 7
2.1 Элементы и особенности инвестиционной деятельности
предприятия 7
2.2 Финансирование и планирование инвестиционной деятельности
на предприятии 9
2.3 Механизм принятия инвестиционных решений 12
2.4 Разработка и реализация инвестиционного проекта 14
2.5 Методы оценки эффективности инвестиций 20
2.6 Инвестиционная политика предприятия 25
3. Активизация инвестиционной деятельности 28
3.1 Пути повышения эффективности использования инвестиций 28
3.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
в Республике Беларусь 30
3.3 Механизмы обеспечения инвестиционной деятельности 34
Заключение 37
В расчетах в качестве показателя инвестиционной активности использовано процентное отношение объема капитальных вложений отрасли к произведенной или добавленной стоимости. Информативным показателем относительной инвестиционной активности является показатель, представляющий собой отношение отраслевого показателя к среднему по стране.
Мировая практика показывает, что преимущества государственного сектора типично для всех стран. Все развитые государства Западной Европы используют государственный сектор в качестве важнейшего источника для направления инвестиций в национальную экономику.
Для
того чтобы идти в ногу с мировыми
тенденциями, Беларусь должна максимально
использовать свои сильные стороны,
мировой опыт, значительно усилить
регулирование инвестиционной деятельности
и управление народным хозяйством и
на этой основе преодолеть воздействие
таких негативных факторов, как высокий
уровень износа активной части основных
производственных фондов, высокую материалоемкость
продукции, недостаточную обеспеченность
топливно-энергетическими ресурсами и
высокую энергоемкость продукции, слабую
развитость рыночных институтов и рыночной
инфраструктуры, недостаточный уровень
развития инновационной сферы и некоторые
другие.
3.3
Механизмы обеспечения
инвестиционной деятельности
С учетом накопленного в мире опыта организации инвестиционных процессов в рыночной экономике можно выделить несколько базовых механизмов обеспечения инвестиционной деятельности, использовавшихся в разных странах при различных экономических условиях с разной интенсивностью. Ниже характеризуются те из них, которые определяются макроэкономической политикой государства.
Первым рассматриваемым механизмом будет: - аккумулирование сбережений и их трансформация в инвестиции через коммерческие банки. Это давно сложившийся в развитых странах механизм обеспечения инвестиционной активности. Интерес представляют специфические особенности его функционирования в разных странах, влияющие на роль коммерческих банков в организации инвестиционных процессов. Из развитых стран наиболее существенен он в Германии и Японии. В этих странах крупные частные коммерческие банки работают в тесном взаимодействии с производственными предприятиями, формируя устойчивые финансово-промышленные группы. Такая модель стимулирования инвестиционных процессов содействует реальной трансформации сбережений в инвестиции. Ее сильной стороной является способность обеспечивать высокую норму накопления и концентрировать ресурсы на перспективных направлениях экономического роста. В случае, если последние выбираются правильно, эта модель обеспечивает максимально высокие темпы расширенного воспроизводства соответствующих финансово-промышленных групп на мировом рынке, улавливая и направляя растущие прибыли на финансирование инвестиций в целях расширения производства и сбыта продукции. Благодаря этой модели организации инвестиционного процесса в сочетании с соответствующими макроэкономическими условиями и институциональными структурами была обеспечена форсированная модернизация, а после войны - восстановление и быстрый рост экономики Японии и Германии, а также успешная индустриализация Южной Кореи и ряда других новых индустриальных стран.
Слабой стороной этой модели является уязвимость по отношению к ошибочным инвестиционным решениям руководства финансово-промышленных групп, а также риск перенакопления капитала в чрезмерно разросшихся производственных цепочках при устаревании образующих их технологий. Поэтому необходимым условием ее эффективной работы является наличие хорошо продуманной и настроенной системы выбора приоритетов научно-технического и экономического развития - не только на уровне собственно финансово-промышленных групп, но и на отраслевом и общенациональном уровнях.
Инвестиционная поддержка реализации приоритетных направлений экономического роста через государственные инвестиционные банки, функционирующие как институты развития. Эти банки осуществляют целевое кредитование инвестиций под относительно низкий процент в определенных направлениях или видах хозяйственной деятельности, определяемых государством в качестве приоритетных, требующих поддержки исходя из интересов общества. Существует немало примеров весьма успешного функционирования такого рода институтов, особенно в условиях слабости частных банков и неразвитости фондового рынка. Так, экономическое чудо послевоенного восстановления Японии, современного подъема Китая и Индии, быстрого развития Бразилии были бы невозможны без использования этого механизма финансирования экономического роста.
При всем разнообразии институтов развития, действующих практически во всех крупных странах мира, кроме, пожалуй, государств Содружества, можно выделить их два базисных типа. Первый из них основан на предоставлении институтам развития монопольного права на использование тех или иных источников дешевых денежных ресурсов. Например, японские институты развития (Банк развития Японии, Экспортно-импортный банк и др.) получили в свое распоряжение сбережения населения, которые через систему местных сберкасс, аккумулируются под контролем министерства финансов и затем распределяются последним между ними. Другим примером могут служить добровольно-принудительные займы путем размещения гарантированных государством облигаций и других ценных бумаг банков развития, принимаемых в качестве обеспечения кредитов коммерческими банками, финансовыми компаниями и другими субъектами фондового рынка.
Несомненным преимуществом этой системы является ее способность обеспечивать высокие темпы наращивания инвестиций независимо от объема сбережений, накапливаемых в экономической системе, и в отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, обслуживающей инвестиционные процессы.
Важнейшим институтом рынка капитала и механизмом обеспечения инвестиционной активности в финансовых системах многих развитых стран является фондовый рынок. Преимуществом этого механизма является прямая связь между инвестором и объектом инвестирования, которая обеспечивается самоорганизацией рынка ценных бумаг. Это, с одной стороны, минимизирует для инвестора трансакционные издержки, а с другой - возлагает на него весь риск инвестиционного решения.
Важной особенностью этого механизма является его простота, - рынок сам определяет текущую доходность ценных бумаг, что избавляет инвестора от необходимости составлять и анализировать бизнес-планы соответствующих инвестиционных проектов. Но эта же особенность определяет и рискованность инвестиций в ценные бумаги - инвестор приобретает их, не имея полной информации о состоянии соответствующих инвестиционных объектов и их способности генерировать доходы в будущем. Иногда неизвестно даже о наличии самого объекта инвестирования - он может иметь фиктивный характер, генерируя доходы за счет эмиссии все новых ценных бумаг по принципу "финансовой пирамиды".
Снижению рискованности инвестиций на фондовом рынке способствует деятельность институциональных инвесторов, которые, аккумулируя деньги вкладчиков, диверсифицируют портфель принадлежащих им ценных бумаг, решая задачу оптимизации соотношения доходности и рискованности инвестиций. Решение этой задачи облегчается работой инфраструктуры рынка ценных бумаг, включающей рейтинговые агентства, независимых регистраторов, депозитарии, а также другие элементы, обеспечивающие повышение надежности, прозрачности и предсказуемости рынка ценных бумаг, способствуя снижению рискованности инвестиций. Важную роль играет законодательство, защищающее права инвесторов и препятствующее мошенничеству с целью их обмана.
Относительное
значение фондового рынка в системе
механизмов обеспечения инвестиционной
активности зависит от множества факторов,
сильно различающихся в разных странах.
Среди этих факторов первостепенную роль
играют: доверие населения к рынку ценных
бумаг, его защищенность от мошенничества
и прозрачность, наличие развитого законодательства
и инфраструктуры, а также - самое главное
- наличие больших объемов сбережений
граждан, формирующих ресурсную основу
фондового рынка. При недостаточности
сбережений граждан, вкладываемых в приобретение
ценных бумаг на длительный срок, фондовый
рынок становится неустойчивым: отдельные
крупные инвесторы получают возможность
целенаправленно влиять на динамику цен,
вызывая контролируемые нарушения рыночного
равновесия. Это с неизбежностью провоцирует
спекулятивные операции с целью извлечения
сверхприбылей на дестабилизации фондового
рынка, а последний приобретает спекулятивный
характер. В таком состоянии фондовый
рынок теряет свое позитивное значение
в качестве механизма привлечения инвестиций
в развитие производства.
Наибольшее
значение в системе обеспечения
инвестиционной активности фондовый рынок
имеет в странах с богатым населением
и развитой инфраструктурой обслуживания
индивидуальных инвесторов. Наиболее
он развит в США, чему во многом способствовало
принятое в этой стране разделение банков
на инвестиционные и коммерческие при
запрете последним заниматься инвестиционной
деятельностью, закрепляемой, соответственно,
за первыми. В странах Евросоюза роль фондового
рынка в генерировании инвестиций относительно
меньше, хотя и весьма существенна. В слаборазвитых
и развивающихся странах с небогатым населением
роль фондового рынка незначительна, а
сам он имеет спекулятивный характер.
Заключение
В Республике Беларусь сложилась критическая ситуация с воспроизводством фондов во всех отраслях народного хозяйства вследствие падения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и населения.
Выход
из положения видится в
Но в инвестиционной деятельности республики немало проблем, тормозящих движение вперед. Прежде всего постоянно изменяющееся законодательство, в первую очередь налоговое. Много нареканий вызывают у предпринимателей частые перерегистрации хозяйствующих субъектов, диктат чиновников и контролирующих государственных структур.
Важнейшее
направление активизации
Игнорирование элементарных принципов ведения дел на практике оборачивается неэффективной работой.
В целом для инвестора важно работать в условиях стабильного инвестиционного климата и хорошего отношения. Власть закона как раз и способствует созданию таких условий, поскольку она определяет политику. Это означает, что люди, живущие в определенной системе, верят в эту систему, а вера – основа стабильности.
Важный вопрос – привлечение иностранных инвестиций и в первую очередь из России, которое развивается по значимым направлениям: создание совместных производственно-экономических структур, производственная кооперация, инвестиционное и научно-техническое сотрудничество. Участие в создании совместных предприятий, корпораций, холдингов, торгово-посреднических организаций, бирж, банков, финансовых и страховых компаний осуществляется путем приобретения ценных бумаг. Принято соглашение об основных принципах создания совместных транснациональных финансово-промышленных групп.
Со странами дальнего зарубежья объем инвестиций не превышает пока 1% в структуре всех инвестиций в нашу страну. Такое положение может быть изменено путем совершенствования законодательства, активизации внешнеэкономической деятельности государства и хозяйствующих субъектов, создания современной инфраструктуры, включая транспорт, дороги, телекоммуникации, связь, деловую инфраструктуру и бытовой сервис.
Необходимо
стимулировать развитие вторичного
рынка ценных бумаг, так как он напрямую
влияет на их ликвидность и, в конечном
итоге, на активизацию инвестиционной
деятельности. Важную роль в формировании
вторичного рынка играют биржевые рынки.
Они организуют условия купли-продажи
ценных бумаг, проводят анализ экономической
конъюнктуры, содействуют инвестированию
капитала и его оборачиваемости. От неразвитости
вторичного рынка и инфраструктуры, а
также в отставании нормативно-правовой
базы страдает достаточно развившийся
рынок ценных бумаг. Решать эти проблемы
нужно в комплексе.
Приложение
1.
Инвестиционный
проект «Развитие
ПО «МТЗ» на 2005-2011
гг.»
Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятия и пути ее активизации