Информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:09, реферат

Краткое описание

Информационные технологии – весьма широкое определение, под которое попадает ряд отдельных технических средств и приемов работы с информацией. Но, как правило, в процессе работы с информацией люди имеют дело со вполне определенной связанной последовательностью взаимодействий с различными средствами. В зависимости от шкалы времени (от оперативных до долгосрочно-стратегических

Файлы: 1 файл

Информационные системы.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

 

Классификатор - систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок.

 

При классификации широко используются понятияклассификационный признак и значение классификационного признака, которые позволяют установить сходство или различие объектов. Возможен подход к классификации с объединением этих двух понятий в одно, названное как признак классификации. Признак классификации имеет также синоним основание деления.

 

Пример 2.9. В качестве признака классификации выбирается возраст, который состоит из трех значений: до 20 лет, от 20 до 30 лет, свыше 30 лет.

 

Можно в качестве признаков классификации использовать: возраст до 20 лет, возраст от 20 до 30 лет, возраст свыше 30 лет,

 

Разработаны три метода классификации объектов: иерархический, фасетный, дескрипторный. Эти методы различаются разной стратегией применения классификационных признаков. Рассмотрим основные идеи этих методов для создания систем классификации.

Иерархическая система классификации

 

Иерархическая система классификации (рис. 2.3) строится следующим образом:

исходное множество элементов составляет 0-й уровень и делится в зависимости от выбранного классификационного признака на классы (группировки), которые образуют 1-й уровень;

каждый класс 1-го уровня в соответствии со своим, характерным для него классификационным признаком делится на подклассы, которые образуют 2-й уровень;

каждый класс 2-го уровня аналогично делится на группы, которые образуют 3-й уровень и т.д.

 

 

Рис. 2.3. Иерархическая система классификации

 

Учитывая достаточно жесткую процедуру построения структуры классификации, необходимо перед началом работы определить ее цель, т.е. какими свойствами должны обладать объединяемые в классы объекты. Эти свойства принимаются в дальнейшем за признаки классификации.

 

Запомните! В иерархической системе классификации из-за жесткой структуры особое внимание следует уделить выбору классификационных признаков.

 

В иерархической системе классификации каждый объект на любом уровне должен быть отнесен к одному классу, который характеризуется конкретным значением выбранного классификационного признака. Дня последующей группировки в каждом новом классе необходимо задать свои классификационные признаки и их значения. Таким образом, выбор классификационных признаков будет зависеть от семантического содержания того класса, для которого необходима группировка на последующем уровне иерархии.

 

Количество уровней классификации, соответствующее числу признаков, выбранных в качестве основания деления, характеризует глубину классификации.

 

Достоинства иерархической системы классификации:

простота построения;

использование независимых классификационных признаков в различных ветвях иерархической структуры. Недостатки иерархической системы классификации;

жесткая структура, которая приводит к сложности внесения изменений, так как приходится перераспределять все классификационные группировки;

невозможность группировать объекты по заранее не предусмотренным сочетаниям признаков.

 

Пример 2.10. Поставлена задача - создать иерархическую систему классификации для информационного объекта "Факультет", которая позволит классифицировать информацию обо всех студентах по следующим классификационным признакам: факультет, на котором он учится, возрастной состав студентов, пол студента, для женщин - наличие детей. Система классификации представлена на рис.2.4 и будет иметь следующие уровни:

0-й уровень. Информационный объект "Факультет";

1-й уровень. Выбирается классификационный признак - название факультета, что позволяет выделить несколько классов с разными названиями факультетов, в которых хранится информация обо всех студентах;

2-й уровень. Выбирается классификационный признак - возраст, который имеет три градации: до 20 лет, от 20 до 30 лет, свыше 30 лет. По каждому факультету выделяются три возрастных подкласса студентов;

3-й уровень. Выбирается классификационный признак - пол. Каждый подкласс 2-го уровня разбивается на две группы. Таким образом, информация о студентах каждого факультета в каждом возрастном подклассе разделяется на две группы - мужчин и женщин;

4-й уровень. Выбирается классификационный признак - наличие детей у женщин: есть, нет.

 

Созданная иерархическая система классификации имеет глубину классификации, равную четырем.

 

 

 

Рис. 2.4. Пример иерархической системы классификации для информационного объекта "Факультет"

Фасетная система классификации

 

Фасетная система классификации в отличие от иерархической позволяет выбирать признаки классификации независимо как друг от друга, так и от семантического содержания классифицируемого объекта. Признаки классификации называются фасетами(facet - рамка). Каждый фасет (Фi) содержит совокупность однородных значений данного классификационного признака. Причем значения в фасете могут располагаться в произвольном порядке хотя предпочтительнее их упорядочение.

 

Пример 2.11. Фасет цвет содержит значения: красный, белый, зеленый, черный, желтый.

 

Фасет специальность содержит названия специальностей.

 

Фасет образование содержит значения: среднее, среднее специальное, высшее.

 

Схема построения фасетной системы классификации в виде таблицы отображена на рис. 2.5. Названия столбцов соответствуют выделенным классификационным признакам (фасетам), обозначенным Ф1, Ф2,..., Фi,..., Фn. Например, цвет, размер одежды, вес и т.д. Произведена нумерация строк таблицы. В каждой клетке таблицы хранится конкретное значение фасета. Например, фасет цвет, обозначенный Ф2, содержит значения: красный, белый, зеленый, черный, желтый.

 

Ф1, Ф2,..., Фi,..., Фn

 

Рис 2.5. Фасетная система классификации

 

Процедура классификации состоит в присвоении каждому объекту соответствующих значений из фасетов. При этом могут быть использованы не все фасеты. Для каждого объекта задается конкретная группировка фасетов структурной формулой, в которой отражается их порядок следования:

 

Ks=( Ф1, Ф2,..., Фi,..., Фn),

 

где Фi- i-й фасет;

 

n - количество фасетов.

 

При построении фасетной системы классификации необходимо, чтобы значения, используемые в различных фасетах, не повторялись. Фасетную систему легко можно модифицировать, внося изменения в конкретные значения любого фасета.

 

Достоинства фасетной системы классификации:

возможность создания большой емкости классификации, т.е. использования большого числа признаков классификации и их значений для создания группировок;

возможность простой модификации всей системы классификации без изменения структуры существующих группировок.

 

Недостатком фасетной системы классификации является сложность ее построения, так как необходимо учитывать все многообразие классификационных признаков.

 

Пример 2.12. Обратитесь к содержанию примера 2.10, где показано построение иерархической системы классификации. Для сопоставления разработаем фасетную систему классификации.

 

Сгруппируем и представим в виде таблицы (рис. 2.6) все классификационные признаки по фасетам:

 

фасет название факультета с пятью названиями факультетов;

 

фасет возраст с тремя возрастными группами;

 

фасет пол с двумя градациями;

 

фасет дети с двумя градациями.

 

Структурную формулу любого класса можно представить в виде:

 

Ks=(Факультет, Возраст, Пол, Дети)

 

Присваивая конкретные значения каждому фасету, получим следующие классы:

 

К1=(Радиотехнический факультет, возраст до 20 лет, мужчина, есть дети);

 

K2=(Коммерческий факультет, возраст от 20 до 30 лет, мужчина, детей нет);

 

К3=(Математический факультет, возраст до 20 лет, женщина, детей нет) и т.д.

 

 

 

Рис. 2.6. Пример фасетной системы классификации для информационного объекта "Факультет"

Дескрипторная система классификации

 

Для организации поиска информации, для ведения тезаурусов (словарей) эффективно используется дескрипторная (описательная) система классификации, язык которой приближается к естественному языку описания информационных объектов. Особенно широко она используется в библиотечной системе поиска.

 

Суть дескрипторного метода классификации заключается в следующем:

отбирается совокупность ключевых слов или словосочетаний, описывающих определенную предметную область или совокупность однородных объектов. Причем среди ключевых слов могут находиться синонимы;

выбранные ключевые слова и словосочетания подвергаются нормализации, т.е. из совокупности синонимов выбирается один или несколько наиболее употребимых;

создается словарь дескрипторов, т.е. словарь ключевых слов и словосочетаний, отобранных в результате процедуры нормализации.

 

Пример 2.13. В качестве объекта классификации рассматривается успеваемость студентов. Ключевыми словами могут быть выбраны: оценка, экзамен, зачет, преподаватель, студент, семестр, название предмета. Здесь нет синонимов, и поэтому указанные ключевые слова можно использовать как словарь дескрипторов. В качестве предметной области выбирается учебная деятельность в высшем учебном заведении. Ключевыми словами могут быть выбраны: студент, обучаемый, учащийся, преподаватель, учитель, педагог, лектор, ассистент, доцент, профессор, коллега, факультет, подразделение университета, аудитория, комната, лекция, практическое занятие, занятие и т.д. Среди указанных ключевых слов встречаются синонимы, например: студент, обучаемый, учащийся, преподаватель, учитель, педагог, факультет, подразделение университета и т.д. После нормализации словарь дескрипторов будет состоять из следующих слов: студент, преподаватель, лектор, ассистент, доцент, профессор, факультет, аудитория, лекция, практическое занятие и т.д.

 

Между дескрипторами устанавливаются связи, которые позволяют расширить область поиска информации. Связи могут быть трех видов:

 

синонимические указывающие некоторую совокупность ключевых слов как синонимы;

 

родо-видовые, отражающие включение некоторого класса объектов в более представительный класс;

 

ассоциативные, соединяющие дескрипторы, обладающие общими свойствами.

 

Пример 2.14. Синонимическая связь: студент-учащийся-обучаемый.Родо-видовая связь: университет-факультет-кафедра. Ассоциативная связь: студент-экзамен-профессор-аудитория.

 



Информация о работе Информационные системы