Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости государственного регулирования экономических кризисов.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- изучить исторический опыт антикризисного управления на макроэкономическом уровне, рассмотрев примеры, которые могут быть рассмотрены в качестве положительного опыта борьбы государств с кризисом;
- рассмотреть теоретические направления государственного регулирования кризисов, дать их краткую характеристику;
- оценить современную ситуацию, складывающуюся в России, влияние мирового финансово-экономического кризиса на отечественную экономику;
- привести количественную характеристику борьбы с кризисом в нашей стране, рассмотрев стоимость антикризисных мер;
- оценить адекватность и эффективность антикризисных программ Правительства РФ и Банка России.
Введение
Глава 1. Зарубежный опыт антикризисного управления.
1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.
1.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период.
Глава 2. Методы государственного регулирования кризисов в экономике.
2.1. Нормативно – законодательная деятельность.
2.2. Регулирование в финансовой сфере.
2.3. Регулирование в сфере производства.
2.4. Регулирование политики перераспределения доходов.
Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России.
3.1. Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.
3.2. Состояние экономики России в настоящее время
3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.
3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости.
3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.
3.3.3. Характеристика предпринятых действий и Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.
Заключение
• приближен на год с 1 января 2010 г. на 1 января 2009 г. срок введения Закона «О материнском капитале» многодетным матерям с тем, чтобы можно было использовать этот капитал для оплаты ипотеки.
Уже принятые антикризисные мероприятия суммарно могут быть оценены в семь с лишним трлн. руб., что составляет 15% валового внутреннего продукта и по сумме совпадает со всеми расходами федерального бюджета 2008 года (7,6 трлн. руб.) [1, с.9]. Немного более половины этих средств являются краткосрочными кредитами, и подавляющая их часть вскоре будет возмещена.
Для частичной компенсации выпадающих в связи с кризисом доходов бюджета и предотвращения негативных последствий кризиса значительные средства были израсходованы за счет накопленных за многие годы государственных резервов. За четыре последних месяца 2008 года в связи с последствиями кризиса и необходимостью их смягчения были привлечены средства резервных фондов, которые к началу 2009 года сократились с $700 до 400 млрд, или на $300 млрд, что составляет при этом около 20% объема валового внутреннего продукта 2008 года, оцененного по валютному курсу рубля.
3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.
Антикризисные меры для банковского сектора.
В целом срочные антикризисные меры принимались Правительством и Центральным банком своевременно, что и стабилизировало работу банковской системы. На сегодня наша задача состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации и создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и в конце концов принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем [3].
Пакет
антикризисных мер для
1.Монетарные меры
Основная задача государства сейчас – подтвердить твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность.
Необходимо снизить ставку рефинансирования до 8 – 10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков.
2.Повышение капитализации банковской системы
Мерами в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.
3.Консолидация банковского сектора
Это направление сделано, чтобы повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению. Положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию. Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.
4.Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка
•обеспечение
предсказуемости условий
•увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн руб. Не принятии такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищённые банковские системы мира;
•страхование средств юридических лиц в банках;
•законодательное
закрепление возможности
•предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках;
•обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.
5.Расширение спектра государственных гарантий.
Государственные гарантии – одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объекты защиты предприятия и граждане.
•поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования;
•включения 30 – 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;
•покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты в результате кризиса.
6.Упорядочение рынка проблемных активов.
Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации нужно создать государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.
Необходимы меры в области учёта и распоряжения имуществом: формирование единой системы учёта залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощённого порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество.
7.Повышение прозрачности и технологичности банковской системы.
•установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;
•введение дифференцированной системы надзора за банками;
•передачу
контрольных функций
•разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;
•переход на электронный формат подачи отчетности банков;
•совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.
Антикризисные меры для реального сектора экономики.
Не должен остаться без внимания и нефинансовый сектор – реальная экономика. В качестве приоритетных мер следует отметить:
•снижение налоговой нагрузки. Решение о снижении налога на прибыль, принятое в конце 2008г., является, несомненно, правильной мерой. Однако она может оказаться в нынешних условиях недостаточной. Прибыль российских предприятий в 2008 г. по сравнения с 2007 г. снизилась в 8,5 раза. Наиболее действенной мерой могло бы стать снижение НДС и ЕСН. Такая мера охватила бы фактически все предприятия;
•сдерживание и по возможности снижение тарифов естественных монополий;
•финансирование инфраструктурных проектов. Инвестиции в инфраструктуру позволят стимулировать спрос на продукцию большего количества предприятий, создать дополнительные рабочие места, заложить основу для экономического роста после кризиса;
•реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Кроме этого, целесообразно организовать систему финансирования малого и среднего бизнеса со стороны специализированных фондов и микрофинансовых организаций.
Преимущества
комплексной реализации данных антикризисных
мер для реального сектора
экономики очевидны: они охватывают
фактически все предприятия, стимулируют
спрос на продукцию большего количества
участников рынка, снижают платежную
нагрузку на предприятия и повышают их
экономическую активность, закладывают
основу для экономического роста после
кризиса.
3.3.3. Характеристика предпринятых действий и Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год
Еще в 2008 году Правительство РФ и Банк России продекларировали ряд мер по оздоровлению российской экономики.
В
Программе антикризисных мер
Правительства Российской Федерации
на 2009 год подчеркивается, что роль
государства в кризисной
В цитируемом документе изложен солидный перечень мер по преодолению кризисных ситуаций в различных сферах, указаны принципы антикризисного управления и приоритеты антикризисной политики.
Меры антикризисного характера, предпринятые Правительством РФ и Банком России в 2008 году, направленные на поддержку финансовой и банковской системы, отличались разнообразием и затронули, в основном, вопросы предоставления ликвидности и гарантий.
Было объявлено о поддержке вкладчиков – физических лиц путем увеличения максимального размера возмещения в случае банкротства банка. Банк России рассмотрел вопросы санации коммерческих банков и возможности обеспечения этой процедуры через Агентство по страхованию вкладов. Было предоставлено право компенсировать банкам часть убытков по кредитам при отзыве лицензии. Некоторые процедуры: предоставление государственных гарантий, секьюритизация и рефинансирование ипотечных кредитов – были упрощены.
Значителен
список мер, направленных на предоставлении
ликвидности банковской системе. Они включили
разнообразные пункты: начиная с увеличения
капитала Внешэкономбанка и предоставления
субординированных кредитов ряду банков,
организацию аукционов для избранных
банков по размещению средств федерального
бюджета, до активного использования классических
инструментов регулирования денежно-кредитной
сферы (операций на открытом рынке, ставки
рефинансирования и норматива обязательных
резервов). Необходимо сказать, что применение
последнего – норматива обязательных
резервов, а именно его снижение до уровня
0,5%, позволило получить всем банкам РФ
без исключения дополнительные свободные
средства, общий объем которых в банковской
системе составил 350 млрд. руб. Что явилось,
наверное, одной из наиболее эффективных
мер.
Заключение
При выборе темы я прежде всего руководствовался ее актуальностью.
Мировой
финансово-экономический
Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков, простых рецептов и решений, уже не существует. Непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом, не могли не затронуть экономическую жизнь России.
Целью и задачи, поставленные в данной курсовой работе, достигнуты.
В первой части работы рассмотрен опыт трех стран, в разные периоды времени переживающих сложные времена и успешно справившихся с кризисными явлениями в экономике. Изучение этого опыта полезно и уместно не только в России, но и во всем мире в связи с современным состоянием мировой экономики.
Также в рамках изучения методов антикризисного регулирования на уровне государства, можно выделить четыре основных направления, традиционно являющихся предметом воздействия. Это: нормативно – законодательная деятельность, регулирование в финансовой сфере, регулирование в сфере производства, регулирование политики перераспределения доходов
Ситуация в России, связанная с влиянием на нашу страну мирового финансово-экономического кризиса, остается сложной. В настоящий момент нельзя сказать о сроках окончания кризиса.
Информация о работе Государственное регулирование экономических кризисов