Государственное регулирование экономических кризисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости государственного регулирования экономических кризисов.

В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

- изучить исторический опыт антикризисного управления на макроэкономическом уровне, рассмотрев примеры, которые могут быть рассмотрены в качестве положительного опыта борьбы государств с кризисом;

- рассмотреть теоретические направления государственного регулирования кризисов, дать их краткую характеристику;

- оценить современную ситуацию, складывающуюся в России, влияние мирового финансово-экономического кризиса на отечественную экономику;

- привести количественную характеристику борьбы с кризисом в нашей стране, рассмотрев стоимость антикризисных мер;

- оценить адекватность и эффективность антикризисных программ Правительства РФ и Банка России.

Оглавление

Введение

Глава 1. Зарубежный опыт антикризисного управления.

1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.

1.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период.

Глава 2. Методы государственного регулирования кризисов в экономике.
2.1. Нормативно – законодательная деятельность.

2.2. Регулирование в финансовой сфере.

2.3. Регулирование в сфере производства.

2.4. Регулирование политики перераспределения доходов.

Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России.

3.1. Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.

3.2. Состояние экономики России в настоящее время

3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.

3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости.

3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.

3.3.3. Характеристика предпринятых действий и Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовик_Алексей.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Важнейшим элементом экономической политике  Эрхарда  было укрепление ФРГ на мировом рынке –удалось втрое  увеличить экспорт. Были приняты  решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов.

     Положительную роль в преодолении кризиса в  ФРГ сыграло индикативное планирование. Это не «не планы-прогнозы», «планы-догадки», а весьма эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны.

Выходу  из кризисного положения в ФРГ  сопутствовало и положительное  решение ряда духовно-культурных  проблем – изменение образа жизни, мышления и поведения миллионов немецких граждан.

     Антикризисные реформы, разработанные и умело  проведенные Л. Эрхардом, не имели  бы успеха без активной поддержки  общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социальной- экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны. В соответствии с законом в ФРГ был образован экспертный совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.

.

1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период3

     Поражение Японии во Второй мировой войне существенно подорвало ее экономические позиции. Немало аналитиков считали, что национальной экономике и культуре страны нанесен непоправимый ущерб. Для их восстановления потребуется длительное время, исчисляемое десятками, а может быть, и сотнями, лет. Однако пессимистический прогноз не оправдался, японская экономика достигла своего довоенного уровня к 1952 г. По основным экономическим показателям – Япония в настоящее время вышла в число самых преуспевающих в мире.

     В отличии от Германии, где в результате оккупации правительство было распущенно и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии в основном был сохранен старый государственный аппарат во главе с императором, перестроенный и обновленный в ходе чистки, которому было поручено проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. В то же время США присвоили себе ряд государственных функций: полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть и т.д.

     В течение первых двух лет оккупации  Япония занимала последнее место  в мире по темпам восстановления промышленного  производства.

     В результате прекращения военного производства, демобилизация армии и флота, репатриации японцев из бывших японских колоний и оккупированных территорий возникла массовая безработица. Реальная заработная плата в конце 1945 г. составляла 13.1% довоенного уровня.

     В марте 1946 г. правительство Японии приняло  закон « О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов», объявило об обмене старых денег на новые и предложило населению сдать в банки все имевшиеся в наличии старые денежные знаки. Из этих денег главе семьи ежемесячно выдавалось на руки 300 иен плюс 100 иен на содержание семьи [4, с. 525]. Подобная денежная реформа, по существу, свелась к замораживанию не только вкладов, но и заработной платы.

     В августе 1946 г. по указанию оккупационных  властей при кабинете министров  были созданы Бюро экономических  стабилизации и Комитет  по регулированию цен в качестве важных органов государственного регулирования. В полномочия  Бюро экономической стабилизации входило вошло составление общегосударственных планов и программ в области производства и равномерного распределения товаров , рабочей силы, финансов, транспорта и т.д.

     В мае 1947 г.  полномочия и аппарат  Бюро экономической стабилизации были значительно расширены.  Ему было предоставлено право координации  планов каждого министерства по вопросам экономике, а также надзора за осуществлением этих планов. Весьма положительную роль в восстановлении экономики Японии сыграл роспуск монополистических объединений.

     Нельзя  переоценить положительного  влияния  на послевоенное социальное и экономической  развитие проведение земельной реформы в Японии.  Существовавшая система крупного землевладения и феодальные пережитки сковывали развитие производительных  сил в сельском хозяйстве, препятствовали повышению производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Поэтому ликвидация помещичьего землевладения имела особое значение для демократизации всей социальной, экономической и политической системы в Японии. Земельная реформа была основана на принципе превращения арендаторов в собственников путём выкупа государством помещичьей земли сверх установленного лимита с последующей продажей её крестьянам.

     Реформа создала более благоприятные  условия для развития рыночных отношений  в сельском хозяйстве.

Реформа системы школьного  обучения

     В марте 1947 г. в Японии были  изданы Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении, заменивший Императорский Рескрипт об основных принципах воспитания 1879 г. Существенному изменению подвергались методы преподавания, программы.

     Была  проведена децентрализация управления школьным обучением, муниципальным и сельским органам власти предоставляли в этой сфере большую автономию. Децентрализация управления просвещением облегчила создание более широкой сети специализированных колледжей и институтов, а это, в свою очередь, привело к ускорению темпов подготовки кадров среднего звена, молодых специалистов для восстановления и развития японской промышленности.

Закон о труде

     7 апреля 1947 г. был принят закон  о трудовых нормах, установивший 8-часовой рабочий день, часовой  перерыв на обед, 25%-ную надбавку  к заработной плате за сверхурочную работу, оплачиваемый отпуск в течение шести дней в год при наличии годичного стажем роботы с последующем увеличением на один день за каждый проработанный год, но всего не более 20 дней, ответственность нанимателя за охрану труда, за санитарно-гигиенические условия, выплату компенсации в случае производственного травматизма, за условия производственного обучения и стажировка и т.д.

     Важной  позитивной мерой по оздоровлению социально-экономического развития явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой Конституции.

     Таким образом, комплексный подход к реформированию, преобразованию экономической, военно-политической, социальной и образовательной сферы  японского общества создавал важные социально-экономические  предпосылки  динамического развития страны.

Меры  по стабилизации экономики  Японии        

     Восстановление  японской экономики в начальный  период оккупации шло крайне медленно.

     Джордж  Додж, главный советник по экономическим  и финансовым вопросам штаба оккупационных  войск, 20 марта 1949 г. представил японскому правительству свой проект государственного бюджета на 1949/50 финансовый год, в котором был воплощен план «достижения стабилизации и самостоятельности» японской экономики. Главными рекомендациями Доджа были упразднение  правительственных субсидий на поддержание цен на продукцию тяжелой промышленности, повышение налоговых сборов, изменение порядка перевода средств, получаемых от продажи в Японии американских товаров, поставляемых в порядке помощи.

     В целях обеспечения условий для  развития внешней торговли в 1949 г. был установлен единый обменный курс иены в соотношении 360 иен за 1 долл. США [4, с. 529]. Также в 1949 г. был принят закон о контроле над валютой, в 1950 г. – закон об иностранных инвестициях. Сразу после вступления в силу мирного договора японское правительство приступило к разработке нового таможенного кодекса, который предусматривал возможность повышения существующих тарифов и введения новых пошлин, что способствовало защите японских производителей и развитию внутреннего рынка.

     Жесткие меры по обузданию инфляции, стабилизации денежного обращения, сбалансирования  бюджета, форсированию экспорта и т.д. способствовали созданию благоприятных  условий для накопления капитала и воспроизводства ведущих отраслей промышленности.

     Война  в Корее и последовавшие американские военные заказы также послужили стимулом роста производства, увеличения прибыли японских компаний от военных поставок.

Развитие  методов управления в процессе восстановления японской экономики

     Кроме рассмотренных факторов, определивших успехи восстановления японской экономики, заслуживают особого внимания методы, средства управления, которые применялись оккупационными властями, государственными органами и частными фирмами в различные периоды послевоенного развития.

     Интенсивный рост масштабов деятельности и сфер приложения капитала заставлял ряд корпорации переходить на децентрализацию управления.

     В 1934 г. К. Манцусита произвёл реорганизацию  управления фирмой, предусматривавшую  внедрение дивизиональной структуры.

     Японские методы хозяйственного управления пережили активный период «американизации». С 1947 г. в японских компаниях начали внедряться принципы фирменного бухгалтерского учёта, скопированного с американского образца. Из американского опыта были заимствованы  и методы проведения финансовых ревизий, зафиксированные в законе о дипломированных бухгалтерах- ревизорах, американские способы и нормы контроля были положены в основу закона о контроле и порядке его осуществления.

     Для восстановления и повышения эффективности  японской экономики, повышения конкурентоспособности ее товаров серьёзную проблему представляло улучшение качества. В 1950 г. в Японию был приглашен специалист по разработке систем и методов контроля качества профессор У. Деминг.

     Японские  компании проявляли оперативность во внедрении компонентов американского менеджмента.

     В послевоенной Японии сложилась система  оплаты и служебного продвижения  «по старшинству».

     Весьма  распространенным методом управления в японской менеджменте является система принятия решений « рингисэй»: многократно согласованное подготовляемого решения на нескольких уровнях управления, начиная с рядовых и кончая высшими руководителями. Для японской системы управления в послевоенный период характерны групповое стимулирование и групповая ответственность. Группы формировались не только как формальные подразделения, т.е. штатные структурные компоненты организации, но и как неформальные, временные формирования.

В заключение можно сделать следующие выводы:

  • Во-первых, специфика японских методов и стиля управления формировалась не только под влиянием национальных, моральных и культурных особенностей, но и под значительным воздействием конкретных условий развития экономики Японии в послевоенный период;
  • Во-вторых, в стиле и методах японского управления в послевоенный период обнаруживается влияние американского менеджмента, но это влияние не является определяющим. Процесс формирования японского менеджмента являлся процессом творческого отбора японскими предпринимателями и государственными органами наиболее рациональных методов и приемов управления с учётом интересов японского бизнеса и национальной экономики.

Выводы.

     Методология, стратегия и тактика реформ в  рамках « нового курса» Ф.Д. Рузвельта  продемонстрировали особую роль государственного регулирования экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.

     Подытоживая и оценивая антикризисную реформаторскую деятельность Л. Эрхарда, следует особенно подчеркнуть правильный выбор социально-ориентированной модели развития. Поэтому теория «социально рыночного хозяйства» предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, внешнеэкономической политики и жестких трудовых и социальных гарантий

     Японский  опыт успешного восстановления национальной экономики, разрушенной в результате второй мировой войны, привлекает к  себе внимание теоретиков и практиков  менеджмента других стран мира. В  основе этого интереса лежит идея ограниченной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в послевоенный период в своем социально- экономическом развитии. Японские метода организации и управления широко используются за пределами национальных границ, в совершенно иных социально-экономических условиях. При рациональном, творческом отборе этих методов в соответствии с геополитическим положением, уровнем развития экономики, культурной, менталитетом и традициями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.

Информация о работе Государственное регулирование экономических кризисов