Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости государственного регулирования экономических кризисов.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- изучить исторический опыт антикризисного управления на макроэкономическом уровне, рассмотрев примеры, которые могут быть рассмотрены в качестве положительного опыта борьбы государств с кризисом;
- рассмотреть теоретические направления государственного регулирования кризисов, дать их краткую характеристику;
- оценить современную ситуацию, складывающуюся в России, влияние мирового финансово-экономического кризиса на отечественную экономику;
- привести количественную характеристику борьбы с кризисом в нашей стране, рассмотрев стоимость антикризисных мер;
- оценить адекватность и эффективность антикризисных программ Правительства РФ и Банка России.
Введение
Глава 1. Зарубежный опыт антикризисного управления.
1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.
1.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период.
Глава 2. Методы государственного регулирования кризисов в экономике.
2.1. Нормативно – законодательная деятельность.
2.2. Регулирование в финансовой сфере.
2.3. Регулирование в сфере производства.
2.4. Регулирование политики перераспределения доходов.
Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России.
3.1. Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.
3.2. Состояние экономики России в настоящее время
3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.
3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости.
3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.
3.3.3. Характеристика предпринятых действий и Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.
Заключение
Важнейшим
элементом экономической
Положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование. Это не «не планы-прогнозы», «планы-догадки», а весьма эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны.
Выходу из кризисного положения в ФРГ сопутствовало и положительное решение ряда духовно-культурных проблем – изменение образа жизни, мышления и поведения миллионов немецких граждан.
Антикризисные реформы, разработанные и умело проведенные Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активной поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социальной- экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны. В соответствии с законом в ФРГ был образован экспертный совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.
.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период3
Поражение Японии во Второй мировой войне существенно подорвало ее экономические позиции. Немало аналитиков считали, что национальной экономике и культуре страны нанесен непоправимый ущерб. Для их восстановления потребуется длительное время, исчисляемое десятками, а может быть, и сотнями, лет. Однако пессимистический прогноз не оправдался, японская экономика достигла своего довоенного уровня к 1952 г. По основным экономическим показателям – Япония в настоящее время вышла в число самых преуспевающих в мире.
В отличии от Германии, где в результате оккупации правительство было распущенно и управление страной осуществлялось непосредственно союзными державами, создавшими Союзную военную администрацию для Германии, в Японии в основном был сохранен старый государственный аппарат во главе с императором, перестроенный и обновленный в ходе чистки, которому было поручено проведение в жизнь американских директив о послевоенных преобразованиях. В то же время США присвоили себе ряд государственных функций: полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть и т.д.
В течение первых двух лет оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления промышленного производства.
В результате прекращения военного производства, демобилизация армии и флота, репатриации японцев из бывших японских колоний и оккупированных территорий возникла массовая безработица. Реальная заработная плата в конце 1945 г. составляла 13.1% довоенного уровня.
В марте 1946 г. правительство Японии приняло закон « О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов», объявило об обмене старых денег на новые и предложило населению сдать в банки все имевшиеся в наличии старые денежные знаки. Из этих денег главе семьи ежемесячно выдавалось на руки 300 иен плюс 100 иен на содержание семьи [4, с. 525]. Подобная денежная реформа, по существу, свелась к замораживанию не только вкладов, но и заработной платы.
В августе 1946 г. по указанию оккупационных властей при кабинете министров были созданы Бюро экономических стабилизации и Комитет по регулированию цен в качестве важных органов государственного регулирования. В полномочия Бюро экономической стабилизации входило вошло составление общегосударственных планов и программ в области производства и равномерного распределения товаров , рабочей силы, финансов, транспорта и т.д.
В
мае 1947 г. полномочия и аппарат
Бюро экономической стабилизации были
значительно расширены. Ему было
предоставлено право
Нельзя переоценить положительного влияния на послевоенное социальное и экономической развитие проведение земельной реформы в Японии. Существовавшая система крупного землевладения и феодальные пережитки сковывали развитие производительных сил в сельском хозяйстве, препятствовали повышению производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Поэтому ликвидация помещичьего землевладения имела особое значение для демократизации всей социальной, экономической и политической системы в Японии. Земельная реформа была основана на принципе превращения арендаторов в собственников путём выкупа государством помещичьей земли сверх установленного лимита с последующей продажей её крестьянам.
Реформа создала более благоприятные условия для развития рыночных отношений в сельском хозяйстве.
Реформа системы школьного обучения
В марте 1947 г. в Японии были изданы Закон о школьном обучении и Основной закон о просвещении, заменивший Императорский Рескрипт об основных принципах воспитания 1879 г. Существенному изменению подвергались методы преподавания, программы.
Была
проведена децентрализация
Закон о труде
7 апреля 1947 г. был принят закон о трудовых нормах, установивший 8-часовой рабочий день, часовой перерыв на обед, 25%-ную надбавку к заработной плате за сверхурочную работу, оплачиваемый отпуск в течение шести дней в год при наличии годичного стажем роботы с последующем увеличением на один день за каждый проработанный год, но всего не более 20 дней, ответственность нанимателя за охрану труда, за санитарно-гигиенические условия, выплату компенсации в случае производственного травматизма, за условия производственного обучения и стажировка и т.д.
Важной позитивной мерой по оздоровлению социально-экономического развития явилось принятие 3 ноября 1946 г. новой Конституции.
Таким образом, комплексный подход к реформированию, преобразованию экономической, военно-политической, социальной и образовательной сферы японского общества создавал важные социально-экономические предпосылки динамического развития страны.
Меры по стабилизации экономики Японии
Восстановление японской экономики в начальный период оккупации шло крайне медленно.
Джордж Додж, главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, 20 марта 1949 г. представил японскому правительству свой проект государственного бюджета на 1949/50 финансовый год, в котором был воплощен план «достижения стабилизации и самостоятельности» японской экономики. Главными рекомендациями Доджа были упразднение правительственных субсидий на поддержание цен на продукцию тяжелой промышленности, повышение налоговых сборов, изменение порядка перевода средств, получаемых от продажи в Японии американских товаров, поставляемых в порядке помощи.
В целях обеспечения условий для развития внешней торговли в 1949 г. был установлен единый обменный курс иены в соотношении 360 иен за 1 долл. США [4, с. 529]. Также в 1949 г. был принят закон о контроле над валютой, в 1950 г. – закон об иностранных инвестициях. Сразу после вступления в силу мирного договора японское правительство приступило к разработке нового таможенного кодекса, который предусматривал возможность повышения существующих тарифов и введения новых пошлин, что способствовало защите японских производителей и развитию внутреннего рынка.
Жесткие
меры по обузданию инфляции, стабилизации
денежного обращения, сбалансирования
бюджета, форсированию экспорта и т.д.
способствовали созданию благоприятных
условий для накопления капитала
и воспроизводства ведущих
Война в Корее и последовавшие американские военные заказы также послужили стимулом роста производства, увеличения прибыли японских компаний от военных поставок.
Развитие методов управления в процессе восстановления японской экономики
Кроме рассмотренных факторов, определивших успехи восстановления японской экономики, заслуживают особого внимания методы, средства управления, которые применялись оккупационными властями, государственными органами и частными фирмами в различные периоды послевоенного развития.
Интенсивный рост масштабов деятельности и сфер приложения капитала заставлял ряд корпорации переходить на децентрализацию управления.
В 1934 г. К. Манцусита произвёл реорганизацию управления фирмой, предусматривавшую внедрение дивизиональной структуры.
Японские методы хозяйственного управления пережили активный период «американизации». С 1947 г. в японских компаниях начали внедряться принципы фирменного бухгалтерского учёта, скопированного с американского образца. Из американского опыта были заимствованы и методы проведения финансовых ревизий, зафиксированные в законе о дипломированных бухгалтерах- ревизорах, американские способы и нормы контроля были положены в основу закона о контроле и порядке его осуществления.
Для восстановления и повышения эффективности японской экономики, повышения конкурентоспособности ее товаров серьёзную проблему представляло улучшение качества. В 1950 г. в Японию был приглашен специалист по разработке систем и методов контроля качества профессор У. Деминг.
Японские компании проявляли оперативность во внедрении компонентов американского менеджмента.
В послевоенной Японии сложилась система оплаты и служебного продвижения «по старшинству».
Весьма распространенным методом управления в японской менеджменте является система принятия решений « рингисэй»: многократно согласованное подготовляемого решения на нескольких уровнях управления, начиная с рядовых и кончая высшими руководителями. Для японской системы управления в послевоенный период характерны групповое стимулирование и групповая ответственность. Группы формировались не только как формальные подразделения, т.е. штатные структурные компоненты организации, но и как неформальные, временные формирования.
В заключение
можно сделать следующие
Выводы.
Методология, стратегия и тактика реформ в рамках « нового курса» Ф.Д. Рузвельта продемонстрировали особую роль государственного регулирования экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны, является жизненно необходимым.
Подытоживая
и оценивая антикризисную реформаторскую
деятельность Л. Эрхарда, следует особенно
подчеркнуть правильный выбор социально-
Японский опыт успешного восстановления национальной экономики, разрушенной в результате второй мировой войны, привлекает к себе внимание теоретиков и практиков менеджмента других стран мира. В основе этого интереса лежит идея ограниченной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в послевоенный период в своем социально- экономическом развитии. Японские метода организации и управления широко используются за пределами национальных границ, в совершенно иных социально-экономических условиях. При рациональном, творческом отборе этих методов в соответствии с геополитическим положением, уровнем развития экономики, культурной, менталитетом и традициями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.
Информация о работе Государственное регулирование экономических кризисов