Государственное регулирование экономических кризисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости государственного регулирования экономических кризисов.

В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

- изучить исторический опыт антикризисного управления на макроэкономическом уровне, рассмотрев примеры, которые могут быть рассмотрены в качестве положительного опыта борьбы государств с кризисом;

- рассмотреть теоретические направления государственного регулирования кризисов, дать их краткую характеристику;

- оценить современную ситуацию, складывающуюся в России, влияние мирового финансово-экономического кризиса на отечественную экономику;

- привести количественную характеристику борьбы с кризисом в нашей стране, рассмотрев стоимость антикризисных мер;

- оценить адекватность и эффективность антикризисных программ Правительства РФ и Банка России.

Оглавление

Введение

Глава 1. Зарубежный опыт антикризисного управления.

1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.

1.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период.

Глава 2. Методы государственного регулирования кризисов в экономике.
2.1. Нормативно – законодательная деятельность.

2.2. Регулирование в финансовой сфере.

2.3. Регулирование в сфере производства.

2.4. Регулирование политики перераспределения доходов.

Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России.

3.1. Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.

3.2. Состояние экономики России в настоящее время

3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.

3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости.

3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.

3.3.3. Характеристика предпринятых действий и Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовик_Алексей.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Используются  ли японский стиль и методы управления в России? Эти попытки предпринимались не раз. К сожалению, позитивных результатов было немного – социалистическая экономика отвергла почти все новации, не отвечающие ее идеологии. В современной России многое изменилось: утверждаются и развиваются цивилизованные рыночные отношения, совершенствуются многосторонние международные экономические контакты и связи, создаются условия для развертывания свободной конкуренции товаров, услуг и капиталов. Япония – наш ближайший сосед и партнер по сотрудничеству в Азиатско-Тихоокенском регионе. В этих новых благоприятных условиях много зависит от желания, воли и целеустремленности российских государственных органов экономического управления, от предпринимательских структур, от инициативы и напористости конкретных менеджеров, творческих поисков исследовательских коллективов и местного самоуправления.

  

Глава 2 Методы государственного регулирования кризисов в экономике.

 

2.1 Нормативно –  законодательная  деятельность.

     Основополагающим  документом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Его нормы в соответствии с п.1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».

     Основным  документом в этой связи является также Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве) предприятий».

     Во  время процедуры банкротства  ограничено выполнение принципов, допущений  и требований бухгалтерского учета. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она  будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если такие намерения есть, то она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и пояснительной записке на истекший год.

     В законе определено отнесение многих видов расходов на счет имущества  предприятия – должника. В целях  достоверного учета расходов, связанных  с процедурами банкротства, а  также в целях правильного  исчисления налогов целесообразно  такие расходы учитывать на отдельном счете с открытием отдельных субсчетов в зависимости от видов расходов и источников их покрытия.

     По  дебету этого счета отражаются суммы  понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с  дебиторами и кредиторами. Списание расходов отражается по кредиту счета в дебет счетов источников их покрытия:

• собственных  средств предприятия ( капиталов  и фондов, включая счет 86 «Целевое финансирование», а также счет 84«Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)»);

•  счетов реализации имущества (счет 91«Прочие доходы и расходы») или продажа предприятия. 

2.2 Регулирование в  финансовой сфере.

     Это управление совокупностью денежных средств. Находящихся в распоряжении предприятия или государства, а  также источником доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом.

     Главные инструменты воздействия государства  на денежное предложение:

Изменение величины норматива обязательных резервных  требований, уровня учетной ставки и операции на открытом рынке. Связь между изменениями денежного предложения и сферы производства описывает «кейнсианский передаточный механизм», согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость.

     Монетарная  политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении  в целях расширения совокупного  спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется политикой «дешевых денег».

Таким образом, государство формирует  основу для развития взаимодействия между правительством и рынком, защищая  и охраняя права собственности, 

2.3 Регулирование в  сфере производства.

     Государственное регулирование в этой области  сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

• Обеспечение  учета интересов всех участников в ее осуществления.

• Социально-экономическая  направленность.

• Сочетание  мер государственного регулирования  и рыночных механизмов.

• Адресный характер мероприятий.

• Система  договорных отношений и конкурсная основа для ее участников

• Широкое  использование аренды, лизинга и  инвестиционных конкурсов продажи  государственной собственности

• Развитие и содействие всеобщей мотивации  спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

     Основная  задача производственного менеджмента  в кризисной ситуации заключается  в определении условий и средств, обеспечивающих поддержку требуемого организационно-технического уровня производства, направленных на стимулирование развития рыночных отношений, обеспечивающих выход предприятия из кризисного состояния.

Антикризисная производственная стратегия делится  на четыре этапа:

1)Улучшение качества продукции:

• Внедрение  системы всеобщего управления качеством

• Создание кружков качества

• Использование  качественных материалов

• Изменение  в процессе хранения

2)Структурная перестройка завода

• Консервация  или закрытие производственных линий

• Реорганизация  производства

• Модернизация цеховой структуры

• Сосредоточение оборудования на меньших площадях

3)Изменение номенклатуры и ассортимента продукции:

• Разработка новых видов продукции

• Применение новых материалов

• Перенастройка  производственных линий на новую  продукцию

4)Повышение экономической эффективности производства:

• Приобретение оборудования

• Сокращение отходов

• Рационализация производственных процессов

• Активизация  деятельности

• Инвестиции в новое энергетическое и тепловое оборудование

• Сокращение централизованного обслуживания

2.4 Регулирование политики перераспределения доходов.

     В целях осуществления стратегии  социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные  с несостоятельностью рынков и организовать процесс перераспределения доходов. Как следует из изложенного, государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально - экономические процессы, ограничивать и устранять возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них. 

     Теоретической основой денежно-кредитной политики служит теория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений  о роли денег в экономике, о  влиянии массы денег в обращении  на макроэкономические цели.

     Монетарная  политика – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении. Ключевое звено монетарной политики – деятельность центрального банка-организатора и контролере денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие  положения:

• В  краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального  ВНП;

• В  долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

     Механизм  воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятости таков:

• Исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти  действия является падение (рост) процентной ставки;

• Изменение  уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким  образом центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;

• Изменение  инвестиций с мультипликативным  эффектом отражается на объеме ВНП; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России. 

3.1 Характеристика кризисных  явлений в современной  мировой экономике.

     В последние десятилетия двадцатого столетия мир столкнулся с чередой региональных экономических кризисов, которые провоцировали резкий перелив финансовых ресурсов с одних рынков на другие, обвальные падения котировок ценных бумаг и валютных курсов, а главное - создавали серьёзные трудности для экономического роста многих государств. Особую остроту подобные процессы приобретают в условиях стремительной глобализации процессов, разворачивающихся и набирающих силу в мировом хозяйстве. В складывающейся ситуации любые кризисные явления, как правило, очень быстро отражаются в других регионах мировой экономики и влияют на экономическое положение стран, на прямую не вовлечённых в кризис.

     Господствующие  в развитии мирового хозяйства тенденции  привели к тому, что фактор финансовых рынков приобрёл настолько большой  и динамичный потенциал воздействия на национальные экономические системы отдельных стран и на положение в мире в целом, что вопросы финансовой стабильности получили центральное значение и в стратегическом отношении, и в плане обоснования экономической тактики государства. Они встали в один ряд с теми внешнеполитическими и внутри-экономическими проблемами, которые в состоянии реально повлиять на существующий мировой порядок или даже дезорганизовать всю систему мирохозяйственных связей. Такое положение дел начинает играть всё большую роль и для экономики России, как и любой другой страны мира.

     Подавляющее большинство экономистов полагают, что кризис - конституирующая фаза экономического цикла. Именно в процессе протекания кризиса во многом формируются  направления и принципы будущей динамики развития экономической системы.

     Фаза  кризиса - наиболее сложный и противоречивый период в динамике экономической  системы, завершающийся, как правило, переходом её в качественно новое  состояние. Это период нарушения  сложившегося равновесия, возникновения спектра возможных альтернатив будущего развития и структурной трансформации. Кризисы неизбежны в рамках циклической динамики экономического развития. В каждом из них можно обнаружить схожие черты, и в то же время, нет совершенно одинаковых кризисов. Каждый кризис специфичен в зависимости от сферы действия, длительности и глубины, взаимодействия множества экзогенных и эндогенных факторов, определяющих траекторию развития экономики в конкретный момент времени.

     Несмотря  на то, что именно кризис раньше других элементов циклического механизма экономического развития обратил на себя внимание исследователей, какой-либо чёткой теории, описывающей его, долгое время не существовало. Это не удивительно, поскольку экономические потрясения первоначально трактовались как воздействия неконтролируемых факторов извне , описать которые в рамках экономической науки было крайне сложно. А потому, внимание было сосредоточено на описании последствий экономических кризисов. В целом же, для ранних разработок в теории циклов и кризисов характерна умозрительность заключений, базирующихся на результатах непродолжительных наблюдений за конъюнктурой рынков отдельных регионов европейской экономики. Именно такими стали "циклы Жюгляра" (прообраз среднесрочных циклов) и "свиные циклы" (описывающие краткосрочные колебания с периодом до двух лет).

Информация о работе Государственное регулирование экономических кризисов