Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости государственного регулирования экономических кризисов.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- изучить исторический опыт антикризисного управления на макроэкономическом уровне, рассмотрев примеры, которые могут быть рассмотрены в качестве положительного опыта борьбы государств с кризисом;
- рассмотреть теоретические направления государственного регулирования кризисов, дать их краткую характеристику;
- оценить современную ситуацию, складывающуюся в России, влияние мирового финансово-экономического кризиса на отечественную экономику;
- привести количественную характеристику борьбы с кризисом в нашей стране, рассмотрев стоимость антикризисных мер;
- оценить адекватность и эффективность антикризисных программ Правительства РФ и Банка России.
Введение
Глава 1. Зарубежный опыт антикризисного управления.
1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.
1.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период.
Глава 2. Методы государственного регулирования кризисов в экономике.
2.1. Нормативно – законодательная деятельность.
2.2. Регулирование в финансовой сфере.
2.3. Регулирование в сфере производства.
2.4. Регулирование политики перераспределения доходов.
Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России.
3.1. Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.
3.2. Состояние экономики России в настоящее время
3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.
3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости.
3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.
3.3.3. Характеристика предпринятых действий и Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.
Заключение
Используются ли японский стиль и методы управления в России? Эти попытки предпринимались не раз. К сожалению, позитивных результатов было немного – социалистическая экономика отвергла почти все новации, не отвечающие ее идеологии. В современной России многое изменилось: утверждаются и развиваются цивилизованные рыночные отношения, совершенствуются многосторонние международные экономические контакты и связи, создаются условия для развертывания свободной конкуренции товаров, услуг и капиталов. Япония – наш ближайший сосед и партнер по сотрудничеству в Азиатско-Тихоокенском регионе. В этих новых благоприятных условиях много зависит от желания, воли и целеустремленности российских государственных органов экономического управления, от предпринимательских структур, от инициативы и напористости конкретных менеджеров, творческих поисков исследовательских коллективов и местного самоуправления.
2.1 Нормативно – законодательная деятельность.
Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Его нормы в соответствии с п.1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Основным документом в этой связи является также Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Во
время процедуры банкротства
ограничено выполнение принципов, допущений
и требований бухгалтерского учета.
Допущение непрерывности
В законе определено отнесение многих видов расходов на счет имущества предприятия – должника. В целях достоверного учета расходов, связанных с процедурами банкротства, а также в целях правильного исчисления налогов целесообразно такие расходы учитывать на отдельном счете с открытием отдельных субсчетов в зависимости от видов расходов и источников их покрытия.
По дебету этого счета отражаются суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами. Списание расходов отражается по кредиту счета в дебет счетов источников их покрытия:
• собственных средств предприятия ( капиталов и фондов, включая счет 86 «Целевое финансирование», а также счет 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»);
• счетов
реализации имущества (счет 91«Прочие доходы
и расходы») или продажа предприятия.
2.2 Регулирование в финансовой сфере.
Это управление совокупностью денежных средств. Находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источником доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом.
Главные
инструменты воздействия
Изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки и операции на открытом рынке. Связь между изменениями денежного предложения и сферы производства описывает «кейнсианский передаточный механизм», согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость.
Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется политикой «дешевых денег».
Таким
образом, государство формирует
основу для развития взаимодействия
между правительством и рынком, защищая
и охраняя права собственности,
2.3 Регулирование в сфере производства.
Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:
• Обеспечение учета интересов всех участников в ее осуществления.
• Социально-экономическая направленность.
• Сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов.
• Адресный характер мероприятий.
• Система договорных отношений и конкурсная основа для ее участников
• Широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности
• Развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.
Основная
задача производственного менеджмента
в кризисной ситуации заключается
в определении условий и
Антикризисная производственная стратегия делится на четыре этапа:
1)Улучшение качества продукции:
• Внедрение системы всеобщего управления качеством
• Создание кружков качества
• Использование качественных материалов
• Изменение в процессе хранения
2)Структурная перестройка завода
• Консервация или закрытие производственных линий
• Реорганизация производства
• Модернизация цеховой структуры
• Сосредоточение оборудования на меньших площадях
3)Изменение номенклатуры и ассортимента продукции:
• Разработка новых видов продукции
• Применение новых материалов
• Перенастройка производственных линий на новую продукцию
4)Повышение экономической эффективности производства:
• Приобретение оборудования
• Сокращение отходов
• Рационализация производственных процессов
• Активизация деятельности
• Инвестиции в новое энергетическое и тепловое оборудование
• Сокращение централизованного обслуживания
2.4 Регулирование политики перераспределения доходов.
В целях осуществления стратегии социальной политики государство должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынков и организовать процесс перераспределения доходов. Как следует из изложенного, государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социально - экономические процессы, ограничивать и устранять возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.
Теоретической
основой денежно-кредитной
Монетарная политика – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении. Ключевое звено монетарной политики – деятельность центрального банка-организатора и контролере денежного обращения.
Основой монетарной политики являются следующие положения:
• В краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального ВНП;
• В долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;
Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятости таков:
• Исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия является падение (рост) процентной ставки;
• Изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;
• Изменение
инвестиций с мультипликативным
эффектом отражается на объеме ВНП;
Глава
3. Современный мировой
финансово-экономический
кризис и его влияние
на экономику России.
3.1 Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.
В
последние десятилетия
Господствующие в развитии мирового хозяйства тенденции привели к тому, что фактор финансовых рынков приобрёл настолько большой и динамичный потенциал воздействия на национальные экономические системы отдельных стран и на положение в мире в целом, что вопросы финансовой стабильности получили центральное значение и в стратегическом отношении, и в плане обоснования экономической тактики государства. Они встали в один ряд с теми внешнеполитическими и внутри-экономическими проблемами, которые в состоянии реально повлиять на существующий мировой порядок или даже дезорганизовать всю систему мирохозяйственных связей. Такое положение дел начинает играть всё большую роль и для экономики России, как и любой другой страны мира.
Подавляющее
большинство экономистов
Фаза кризиса - наиболее сложный и противоречивый период в динамике экономической системы, завершающийся, как правило, переходом её в качественно новое состояние. Это период нарушения сложившегося равновесия, возникновения спектра возможных альтернатив будущего развития и структурной трансформации. Кризисы неизбежны в рамках циклической динамики экономического развития. В каждом из них можно обнаружить схожие черты, и в то же время, нет совершенно одинаковых кризисов. Каждый кризис специфичен в зависимости от сферы действия, длительности и глубины, взаимодействия множества экзогенных и эндогенных факторов, определяющих траекторию развития экономики в конкретный момент времени.
Несмотря на то, что именно кризис раньше других элементов циклического механизма экономического развития обратил на себя внимание исследователей, какой-либо чёткой теории, описывающей его, долгое время не существовало. Это не удивительно, поскольку экономические потрясения первоначально трактовались как воздействия неконтролируемых факторов извне , описать которые в рамках экономической науки было крайне сложно. А потому, внимание было сосредоточено на описании последствий экономических кризисов. В целом же, для ранних разработок в теории циклов и кризисов характерна умозрительность заключений, базирующихся на результатах непродолжительных наблюдений за конъюнктурой рынков отдельных регионов европейской экономики. Именно такими стали "циклы Жюгляра" (прообраз среднесрочных циклов) и "свиные циклы" (описывающие краткосрочные колебания с периодом до двух лет).
Информация о работе Государственное регулирование экономических кризисов