Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости государственного регулирования экономических кризисов.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- изучить исторический опыт антикризисного управления на макроэкономическом уровне, рассмотрев примеры, которые могут быть рассмотрены в качестве положительного опыта борьбы государств с кризисом;
- рассмотреть теоретические направления государственного регулирования кризисов, дать их краткую характеристику;
- оценить современную ситуацию, складывающуюся в России, влияние мирового финансово-экономического кризиса на отечественную экономику;
- привести количественную характеристику борьбы с кризисом в нашей стране, рассмотрев стоимость антикризисных мер;
- оценить адекватность и эффективность антикризисных программ Правительства РФ и Банка России.
Введение
Глава 1. Зарубежный опыт антикризисного управления.
1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.
1.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период.
Глава 2. Методы государственного регулирования кризисов в экономике.
2.1. Нормативно – законодательная деятельность.
2.2. Регулирование в финансовой сфере.
2.3. Регулирование в сфере производства.
2.4. Регулирование политики перераспределения доходов.
Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России.
3.1. Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.
3.2. Состояние экономики России в настоящее время
3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.
3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости.
3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.
3.3.3. Характеристика предпринятых действий и Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.
Заключение
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
Содержание
Введение
Глава 1. Зарубежный опыт антикризисного управления.
1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период.
2.1. Нормативно
– законодательная
2.2. Регулирование в финансовой сфере.
2.3. Регулирование в сфере производства.
2.4. Регулирование
политики перераспределения
Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России.
3.1. Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.
3.2. Состояние экономики России в настоящее время
3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.
3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости.
3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.
3.3.3. Характеристика
предпринятых действий и
Заключение
Введение
Вопросы, рассмотренные в данной курсовой работе, являются в высшей степени актуальными. Весь мир в настоящий период времени находится в состоянии кризиса. Этот кризис начался как кризис ипотечного кредитования в Соединенных Штатах Америки, распространившись не только на финансовую, но и на все другие сферы экономики. И не только в упомянутой стране, но и в Европе, Азии, а также и в нашей стране.
В России кризис затронул все сферы экономики. Произошло сокращение спроса не только внутри страны, но и международного спроса на экспортную продукцию. Сокращение промышленного производства в стране в январе 2009 года составило 16%. Снизились инвестиции в жилищное строительство, упало производство автомобилей, заморожены многие инвестиционные проекты в электроэнергетике и других отраслях.
Ситуация в стране усугубилась резким падением цен на нефть, что значительно сократило экспортную выручку России в прошлом году. Негативным моментом явилось ослабление рубля по отношению к доллару и евро. Так как основной объем потребительских товаров и товаров длительного пользования имел импортное происхождение, это вызвало волну инфляции. Росту курса доллара к концу января этого года по сравнению с летом прошлого года более чем на 50% способствовало бегство из российских активов многих зарубежных инвесторов и панические настроения среди населения. Центральный Банк Российской Федерации был вынужден потратить большое количество золотовалютных резервов на предотвращение резкого скачкообразного повышения курса иностранной валюты.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости государственного регулирования экономических кризисов.
В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
-
изучить исторический опыт
- рассмотреть теоретические направления государственного регулирования кризисов, дать их краткую характеристику;
-
оценить современную ситуацию, складывающуюся
в России, влияние мирового финансово-
-
привести количественную
-
оценить адекватность и
Глава
1. Зарубежный опыт антикризисного
управления.
1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса1
То, что глобальный финансовый кризис зародился в США, - знают все. Но лишь самые осведомленный аналитики могут ответить на вопрос, когда состоялось зачатие крупнейшего потрясения рынков 21в. А произошло ровно 11 лет назад, в ноябре 1999г., после того как были израсходованы миллионы на лоббирование Конгресса. Ньюйорский банки, инвестиционные банки Уолл-стрит и страховые компании добились ошеломляющей победы тогда. Конгресс США проголосовал за отмену закона Гласса-Стигала от 1993г. Президент Билл Клинтон помпезно подписал закон об отмене на пару с Санфордом Вейлом., представителем Citigroup.
Для того чтобы понять важность этого решения, отправимся ещё дальше в прошлое – 1933г., в эпоху Великой депрессии в США. В конце 20-х – начале 30-х гг. 20в. американская экономика находилась в глубочайшем кризисе. Низшая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933г., когда ВНП уменьшился по сравнению с 1929 г. почти вдвое и составил 54% от докризисного уровня. В стране насчитывалось 17млн безработных, закрывалось свыше 3000 банков [17]. Финансовый кризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов США.
На
президентских выборах 1932 г. победу
одержала демократическая партия во
главе с Ф.Д Рузвельтом (1882 – 1945
гг.), предложившим стране серию реформ,
известных как «новый курс».По инициативе
Ф. Рузвельта Конгресса был
Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933г., в соответствии с которым разделялись депозитные инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. Закон установил, что депозиты размером до 10 тыс. дол. Подлежат страховке на 100%, от 10 до 50 тыс. – на 75%, а с выше 50 тыс. дол. – на 50% [4, с. 514].
В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%. В стране вводился биметаллизм. Девальвация доллара, изъятие монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен и создали механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях. Положительно повлияло на стабилизацию финансово-кредитные системы США отмена «сухого закона». С отменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.
По предложению Ф. Рузвельта Конгресс принял закон о направлении безработных юношей на работу в лесные районы.
Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановление промышленности.
«Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановление покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млд долл.
В аграрной политике «новый курс» реализовался также в законе 1938 г., который ввел концепцию «всегда нормальной житницы». Концепция предлагала поддерживать уровень цен путем не уничтожения, а сохранения излишков продукции, выплачивая фермерам аванс в счет ещё не проданных сельхозпродуктов.
В
результате применения мер, направленных
на оздоровление аграрного сектора
процесс разорения ферм затормозился,
ипотечная задолженность
Осуществляя реформы «нового курса», администрация Рузвельта рассчитывала обновить экономику страны и избавить её от подобных Великой депрессии потрясений и кризисов. Однако полностью эти цели достигнуты не были. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с последствиями, но до второй мировой войны стране так и не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного производства в 1939 г. составил 90% от уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз превысил уровень 1932 г., и составил 17% рабочей силы [10].
В то же время опыт реформирования экономики, финансов, социальной политики, осуществленного Ф. Рузвельтом и его командой, имеет не только национальной, но и большое международное значение. Особенно он ценен для российских менеджеров, экономистов и политиков. Безусловно, экономический, социальный и политический кризис, разразившийся в России в первой половине 90-х гг. 20 в., во много отличается от американской «Великой депрессии» (1929-1933 гг.), но имеют место и некоторые сходные сущностные характеристики, тенденции развития, политические и социальные устремления различных общественных групп, затрудняющих выбор путей, методов вывода экономики страны из затянувшегося в нашей стране глубочайшего кризиса.
.
Людвига Эрхарда (1897-1977), ученого и политика, второго канцлера ФРГ, заслуженно называют архитектором «германского чуда».
Послевоенное состояние экономики Западной Германии было плачевным: большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия влачили жалкое существование. Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы, что обуславливало дефицит, наличие карточек, пустые полки магазинов, всеобщие спекуляцию Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному уровню. В результате огромного разрушения городского хозяйства и миграции немцев из восточных областей Германии обострился жилищный кризис. В этих условиях Л. Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направление на выведения страны из глубочайшего экономического и социального кризиса; благодаря им за короткое время ( примерно 10 лет) произошло « немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.
Теоретическим
фундаментом антикризисных
Эрхард широко использовал государственные рычаги для того, чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса. Существенную роль в успехе проводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя поддержка (экономическая помощь по плану Маршалла, а также поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений по другим каналам).
В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись на льготных условиях кредиты.
Первым мероприятием, проведённым в июле 1948 г., была денежная реформа, проведенная с целью избавления от обесцененных денег и создания твердой валюты, денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз [4, с. 520]. В след за денежной реформой последовала реформа цен законом о принципах хозяйственной структуры и политике цен отпускались на свободу цены, антимонопольные и антикарательные указы и др.
Информация о работе Государственное регулирование экономических кризисов