Государственное регулирование экономических кризисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение значимости государственного регулирования экономических кризисов.

В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

- изучить исторический опыт антикризисного управления на макроэкономическом уровне, рассмотрев примеры, которые могут быть рассмотрены в качестве положительного опыта борьбы государств с кризисом;

- рассмотреть теоретические направления государственного регулирования кризисов, дать их краткую характеристику;

- оценить современную ситуацию, складывающуюся в России, влияние мирового финансово-экономического кризиса на отечественную экономику;

- привести количественную характеристику борьбы с кризисом в нашей стране, рассмотрев стоимость антикризисных мер;

- оценить адекватность и эффективность антикризисных программ Правительства РФ и Банка России.

Оглавление

Введение

Глава 1. Зарубежный опыт антикризисного управления.

1.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса.

1.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда.
1.3. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период.

Глава 2. Методы государственного регулирования кризисов в экономике.
2.1. Нормативно – законодательная деятельность.

2.2. Регулирование в финансовой сфере.

2.3. Регулирование в сфере производства.

2.4. Регулирование политики перераспределения доходов.

Глава 3. Современный мировой финансово-экономический кризис и его влияние на экономику России.

3.1. Характеристика кризисных явлений в современной мировой экономике.

3.2. Состояние экономики России в настоящее время

3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.

3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости.

3.3.2. Характеристика антикризисных мер, применяемых для банковского и реального секторов экономики.

3.3.3. Характеристика предпринятых действий и Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.

Заключение

Файлы: 1 файл

курсовик_Алексей.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Зарождение  теории экономических циклов и кризисов относят к началу XIX века, когда  после становления основ индустриальной капиталистической экономики объективно появились периодические кризисы, что и придало импульс теоретическим разработкам в этом направлении. В работах Ж. Сисмонди, К. Родбертуса и Т. Мальтуса была признана возможность общих кризисов перепроизводства при капиталистической системе хозяйствования и поставлен вопрос о путях их возникновения. Ж. Сисмонди видел в кризисах проявление внутренних противоречий современной ему экономики. У него появилась идея о несовершенстве организации капиталистического хозяйства, где при принятии решений агенты ориентируются на цены и издержки, ничего не зная о действиях друг друга. В результате, объём предложения определяется не истинным размером потребления, а обилием капитала, а, следовательно, возможны кризисы перепроизводства. Т. Мальтус признавал возможность перепроизводства по той причине, что часть произведённого продукта, соответствующая по стоимости прибыли, не находит сбыта на рынке. К. Родбертус объяснял кризисы перепроизводства недопотреблением широких масс в результате более медленного роста заработной платы по сравнению с динамикой предложения товаров. Он исходил из "железного закона" заработной платы, согласно которому она ограничивается прожиточным минимумом. Таким образом, при росте производительности труда и количества произведённой продукции заработная плата, а следовательно и покупательная способность населения не увеличиваются. Это и порождает сначала частичное перепроизводство, а затем, в силу зависимости, существующей между отраслями экономики, оно становится общим.

     А. Лавеле полагал, что кризису всегда предшествует отток золота из страны за границу. Когда начинается этот процесс, распространяется неуверенность по всей экономике, поскольку система денежного обращения и кредита теряет обеспечение. Однако, отток золота из экономики - явление вторичное, и А. Лавеле не давал этому объяснения, не раскрывая тем самым первопричин экономических кризисов.

     К. Жюгляр впервые доказал свойственность периодичности промышленных колебаний  для экономики капиталистических государств [7]. 

3.2. Состояние экономики России в настоящее время4

     Фактически  он начался у нас только пять месяцев  назад, и мы переживаем пока лишь его первую фазу. Однако проблемы на финансовых рынках уже переросли в экономический кризис, который привел к сокращению промышленного производства, строительства, транспорта, отдельных видов услуг - например, туризма. Причем спад в отдельных отраслях и сферах продолжается, и дно его, возможно, будет пройдено где-то в середине наступившего года.

     На  глазах идет сокращение объемов производства и продаж по многим товарам и услугам, начинает сокращаться, а в большинстве случаев попросту исчезает прибыль, сменяясь убытками. Предприятия ощущают острую нехватку финансовых ресурсов в связи с затруднениями в получении кредитов и их сверхвысокой процентной ставкой. Они страдают от неплатежей и задолженностей, им приходится прибегать к такой непопулярной мере, как сокращение персонала. Многие предприятия и организации не смогут вовремя вернуть ранее взятые кредиты, не смогут полностью расплатиться за полученное сырье, материалы, комплектующие. Пиковый период всего этого придется, видимо, на весну и может продлиться до конца года.

     Пик безработицы и социального кризиса, скорее всего, придется на весну 2010 года. Рост безработицы существенно снизит уровень реальных доходов тех семей, работающие члены которых временно становились безработными. Финансово-экономический кризис может оказаться достаточно продолжительным. И вряд ли сегодня, находясь в его начальной стадии, мы можем с достаточной точностью предвидеть все трудности. Масштабы этих трудностей, возможная динамика производства и уровень жизни существенно зависят от многих причин, неподдающихся сколько-нибудь достоверному прогнозу.

   Для экономики России ключевой вопрос состоит в том, насколько сократятся цены на нефть, а значит, и на газ, когда цена на нефть пойдет вверх и на каком уровне она остановится хотя бы в ближайшие несколько лет. Большую зависимость наша экономика испытывает от валютных курсов доллара и евро. С другой стороны, подорожание доллара снизило доходность импорта в Россию из дальнего зарубежья и усилило конкурентоспособность нашей продукции. Так что от рублевого курса валют, как видно, многое зависит. По мнению А. Аганбегяна прогнозируется определенный рост цен на нефть и газ уже с осени 2009 года, в то же время ограничивая возможные цены на нефть на ближайшие годы $70-80 за баррель. В период кризиса, во всяком случае, в текущем году большинство экспертов предсказывает дальнейший рост курса американской валюты по отношению к рублю. Среднегодовой курс доллара Минэкономразвития оценивает в 35-1 руб.

   Новый президент США заявил, что он сторонник сильного доллара. Исторически сильный доллар всегда был одним из приоритетов Демократической партии и ее президентов. Демократы каждый раз прилагают усилия к значительному сокращению дефицита бюджета, а иногда добивались даже его профицита и успешно боролись с сокращением отрицательного сальдо платежного баланса. Но как быстро удастся Б. Обаме провести меры по крупномасштабной экономии средств? Наверное, на это потребуется не менее двух-трех лет. А после этого доллар может опять перейти к повышающейся тенденции.

     К примеру, если мы возьмем итоги прошлого года, то следует сказать, что в целом кризис заметно повлиял на них. ВВП из-за кризисных явлений в IY квартале увеличился на 6% (а до этого рост составлял 8%), промышленность - на 2% (раньше -6%), инвестиции, соответственно, - 9% и 15%, реальные доходы населения - 4% и 10% [1, c.8]. Но в целом торможение социально-экономического развития мы ощутим в текущем году.

     По  прогнозу Минэкономразвития, ожидается, что валовой внутренний продукт сократится на 0,2% по сравнению с приростом на 8% (2007 г.) и 6% (2008 г.). Объем промышленного производства уменьшится на 5,7% (в 2008 г. вырос на 2%). На 1,7% снизится объем инвестиций. Значительно (на 19%) может уменьшиться объем грузооборота железнодорожного транспорта. Безработица достигнет 5 млн человек (некоторые эксперты называют цифру в 5,5 млн), реальные доходы сократятся на 2,7%, и то во многом благодаря социальной программе бюджета. Также сильно сократится экспорт - с $469 млрд до $269 млрд, то есть на $200 млрд. Положительное сальдо торгового баланса, достигшее почти $180 млрд, сократится до $24 млрд.[1, c.9]/

   На первом этапе кризиса инфляция, как известно, почти во всех странах возросла (в России в 2008 году она достигла рекордных 13,3%). В связи со значительным снижением цен на топливо, сырье, материалы, сельскохозяйственную продукцию в этом году ожидается более низкий рост цен - в развитых странах 4% (2008 г. - 3%), в развивающихся странах 4% (2008 г. – 9%) - в России. Минэкономразвития прогнозирует рост цен на 13% [1, с.9]. Кстати, начало новому витку инфляции уже положено: значительно повышены тарифы на газ, электричество, увеличена квартплата.

     Ключевой  задачей кредитно-денежной политики, должен стать курс на всемерное сокращение инфляции - притом курс, переходящий на 2010 и 2011 гг. Если России удастся сократить инфляцию за 2-3 года до 3-5% и резко снизить ставку рефинансирования Центрального банка и процентные ставки за кредиты коммерческих банков, то мы сможем в обозримый срок восстановить экономический рост.

     Вместе  с тем нужно принять во внимание, что кроме инфляции экономический рост в перспективе зависит от динамики инвестиций. Сокращение инвестиций в 2ОО9 году и возможное их снижение в 2010-м негативно скажется на темпах социально-экономического развития в последующие годы.

  Вряд ли можно будет начать крупномасштабные вложения в диверсификацию экономики и экспорта, в преимущественное развитие отраслей глубокой переработки сырья и производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, и особенно инновационной продукции. Все это прямо зависит от объема инвестиций.

     Как сказал А. Г. Аганбегян: «По минимуму кризис может отбросить нас на три года назад, но сохраняется высокая вероятность, что мы будем отброшены на пять лет» [1, с.9].

     При благоприятных обстоятельствах и нашей активной работе по преодолению инфляции и при мобилизации дополнительных инвестиций потери темпа социально-экономического развития можно сократить. Конечно, существенное влияние на это может оказать изменение внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего - по динамике экспортных цен на российскую продукцию и по возможностям использования иностранного капитала, главным образом в инвестиционной части.  Нужно очень ясно понимать, что при нынешней структуре внешней торговли если экспортные цены перестанут расти, то наш экспорт - а это почти 30% валового внутреннего продукта - превратится в главный тормоз социально-экономического развития страны. Ведь по физическому объему без роста экспортных цен этот экспорт сможет расти в лучшем случае по 1-2% в год. И это одно будет сокращать наш ежегодный прирост ВВП примерно на два процентных пункта в год.  
 
 

3.3. Антикризисные программы Правительства РФ и их эффективность.

3.3.1. Антикризисные меры Правительства РФ, принятые в конце 2008 года и оценка стоимости:5

     О стоимости антикризисной программы  можно судить по выделенным государственным средствам в последнем квартале 2008-го. Речь идет только о финансировании начальной антикризисной программы. Основной перечень принятых антикризисных мер с размерами выделяемых средств следующий:

• 1500 млрд руб. выделено Центральным банком Сбербанку, ВТБ, Россель-хозбанку и Газпромбанку из временно свободных средств госбюджета на срок до трех месяцев под 8% годовых;

•  950 млрд руб. выделено субординированных Кредитов сроком до 2О2О Г. под 8% годовых из средств Центрального банка (500 млрд руб.) и средств Фонда национального благосостояния (450 млрд руб.) Сбербанку, ВТБ, Рос-сельхозбанку;

•  $50 млрд Центральный банк выделил Внешэкономбанку для обслуживания зарубежных кредитов, которые должны быть направлены в конкретные компании, нуждающиеся в такой помощи;

•  700 млрд руб. выделено из средств Центрального банка беззалоговых кредитов на 35 дней под 9,89% годовых для 116 коммерческих банков;

•  135 + 200 + 43 млрд руб.- выделено коммерческим банкам, соответственно, из федерального бюджета, Фонда реформирования ЖКХ и Госкорпорации ЖКХ;

•  175 млрд руб. выделено реальному сектору  из Фонда национального благосостояния;

• 375 млрд руб. составил дополнительный доход коммерческих банков в связи  со  снижением отчислений в Фонд обязательного резервирования ЦБ;

• 140 млрд руб. получили нефтяные компании в связи  со снижением экспортных пошлин;

• 6о  млрд руб. выделено из федерального бюджета Агентству по ипотечному жилищному кредитованию;

• $2,5 + $2,0 + $0,5 млрд выделил Центральный банк Внешэкономбанку под LIBOR плюс 1% соответственно для поддержки Связь-Банка и Банка «Гло-бэкс», а также Газэнергопромбанку для поддержки Собинбанка;

• 4 млрд руб. в связи с увеличением  размера гарантированного вклада граждан в банках в случае их банкротства до 700 тыс. руб.

Эта антикризисная  программа оценивалась в 5918 млрд руб., или около $215 млрд.

Из этих 5-9 трлн руб. кредиты составляли 4-8 трлн руб., в том числе 3,7 трлн краткосрочные и 1,13 трлн долгосрочные. Бесплатно распределенные суммы в виде снижения нормы резервирования для банков, сокращения экспортных пошлин и взносов капиталов предприятий и организаций составят остальные 1,02 трлн руб.

Позже были приняты дополнительные меры:

• $11  млрд  пошло  из  госбюджета 20о8 г. на оказание помощи Роснефти ($4,2 млрд), Лукойлу ($2,0 млрд), ТНК ВР ($1,8 млрд), Газпрому ($1 млрд) и компании Р. Абрамовича ($2,2 млрд);

• 400 млрд руб. в 20О9 г. составят дополнительные доходы от снижения налога на прибыль с 24% до 20% с 1 января 2009 года;

• если же региональные власти воспользуются своим правом тоже снизить налог на прибыль (до 4%), то выигрыш предприятий и организаций соответственно возрастет в зависимости от масштабов применения этой льготы;

• 50 млрд руб. выделяется на помощь РЖД;

• десятки  миллиардов рублей обеспечат малому бизнесу принятое решение о сокращении с 1 января 2009 г. упрощенного налога с 15% до 5%;

•  увеличено  пособие по безработице до 4900 руб.;

•  на поддержку занятости населения в 2009 году выделено 44 млрд руб.;

•  объявлено  о возможности отсрочки уплаты ипотечного кредита в случае потери работы или значительной части заработной платы с возмещением за счет государства недополученных сумм соответствующим банком, выделившим эти ипотечные кредиты;

Информация о работе Государственное регулирование экономических кризисов