Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:02, контрольная работа
Цель контрольной работы заключается изучении понятия, этапов и принципов проведения SWOT – анализа, как эффективного метода анализа внешней и внутренней среды организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить понятие внешней и внутренней среды организаций;
2) Изучить понятие и методологию SWOT – анализа;
Содержание
Российским компаниям приходится действовать во внешней среде, где обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению степени его неопределенности, а значит появляются непредсказуемые факторы риска. Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. [5]
Для успешного развития
бизнеса важно не только определить
цели, но и выбрать, отраженный в
наборе взаимосвязанных стратегий,
образ действий, который гарантирует
наиболее эффективный путь их достижения.
Главным этапом при постановке долгосрочных целей и выработке
эффективной стратегии является стратегический
анализ, что должно дать реальную оценку
собственных ресурсов и возможностей,
применительно к состоянию (и потребностям)
внешней среды, в которой работает компания.
На основе этого анализа и должен происходить
рациональный выбор стратегий из возможного
множества вариантов. [4]
Стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия уделяет особое внимание двум группам факторов: во-первых, условиям в отрасли и конкуренции; во-вторых, конкурентоспособности, положению на рынке, сильным и слабым сторонам компании. [4]
Цель контрольной работы заключается изучении понятия, этапов и принципов проведения SWOT – анализа, как эффективного метода анализа внешней и внутренней среды организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить понятие внешней и внутренней среды организаций;
2) Изучить понятие и методологию SWOT – анализа;
3) Проанализировать принципы и этапы SWOT – анализа.
Объектом исследования является анализ внешней и внутренней среды организаций, предметом контрольной работы является SWOT - анализ.
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. [3]
Внешняя среда является
источником, питающим организацию ресурсами,
необходимыми для поддержания ее
внутреннего потенциала на должном
уровне.
Организация находится в состоянии постоянного
обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность
выживания. Но ресурсы внешней среды не
безграничны. И на них претендуют многие
другие организации, находящиеся в этой
же среде. Поэтому всегда существует возможность
того, что организация не сможет получить
нужные ресурсы из внешней среды. Это может
ослабить ее потенциал и привести ко многим
негативным для организации последствиям.
[3]
Факторы, составляющие внешнюю
среду компании, могут влиять на
то, каким образом она будет
разрабатывать и применять
Для степени интенсивности конкуренции используют обычно модель Майкла Портера. Она описывает функционирование конкурентной среды в рамках пяти основных конкурентных сил:
Угроза выхода на рынок новых компаний - заключается в том, что они добавляют в отрасль новые производственные мощности и тем самым могут уменьшить рыночные доли существующих конкурентов. Кроме того, «новички» могут привнести существенные ресурсы (такие как развитая реклама или большой бюджет НИОКР), которые не были до этого обязательными для успешной деятельности на рынке. Данная угроза тем ниже, чем выше барьеры входа в отрасль.
Рыночная власть поставщиков - влияет на цены и качество поставляемых продукции и услуг, что отражается на рентабельности отрасли. Условия, при которых рыночная власть поставщиков высокая включают:
- Доминирование нескольких поставщиков.
- Большая концентрация в отрасли поставщиков, нежели чем в отрасли производителей.
- Недоступность товаров-заменителей.
- Высокие издержки производителя по смене поставщика и т.д.
3. Рыночная власть покупателей - выражается в их способностях понижать цены в отрасли, путем уменьшения количества покупаемых ими товара, или требовать лучшего качества продукта за ту же цену. Факторы, ведущие к большей рыночной власти покупателей, включают:
- Большие объемы покупок.
- Недифференцированные или стандартные товары и услуги производителя.
- Угроза обратной интеграции покупателя с производителем.
- Высокая ценовая эластичность спроса в отрасли. Если покупатели будут чувствительны к изменениям цен на рынке, то рыночная власть производителя будет небольшой др.
4. Угроза появления товаров-заменителей. Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары - заменители. Способы борьбы с заменителями, входящие в активную составляющую конкурентоспособности, состоят в дифференциации продукта или в увеличении затрат потребителя на переключение на товар-заменитель.
5. Конкуренция между существующими компаниями в отрасли - составляет ядро модели Портера. Интенсивность конкуренции между фирмами будет высокой, если в отрасли присутствуют: большое количество фирм, небольшая степень их дифференциации (эти факторы были рассмотрены в различных типах конкурентной среды), низкий темп роста отрасли, высокие фиксированные затраты, возможность увеличения производственных мощностей только посредством крупных наращиваний, высокие стратегические ставки, высокие барьеры выхода из отрасли по экономическим, стратегическим или эмоциональным причинам. [3]
Общая и конкурентная среды взаимосвязаны и постоянно изменяются. В основном, общая среда оказывает большее воздействие на конкурентную среду, обратное влияние конкурентной среды на общую. Например, изменение в процентных ставках и колебание курса валюты могут иметь значительное влияние на спрос, и, соответственно, на прибыль многих отраслей. Тем не менее, индивидуальные или совместные действия компаний одной отрасли редко могут влиять на макроэкономические показатели.[3]
Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. [3]
Факторы, влияющие на внутреннюю среду:
Финансовый анализ - Включает в себя: стоимость средств, сравнимую с нормой и основными конкурентами, способность нарастить добавочные средства, адекватный коэффициент ликвидности, использование кредитов для финансовой деятельности в сравнение с нормами и основными конкурентами, адекватный коэффициент активности, адекватный коэффициент рентабельности, отношения с кредиторами и акционерами, политику дивидендов и соответствие притока и оттока средств.
Культура и руководство - Факторы этого среза внутренней среды организации: сознание идентичности и присоединения представленной организацией своим членам, прочность и постоянность культуры частей организации в соотношении друг с другом и со всей корпоративной культурой, способность культуры поощрять инновации, творчество и открытость новым идеям, способность адаптироваться и погружаться, совместимая с требованиями изменяющейся окружающей среды и стратегии, мотивация исполнительных, управленческих работников и сотрудников нижнего уровня (основана на денежных и нематериальных премиях).
Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Проявляется в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом.
Легальность и репутация - Говоря об этом факторе внутренней среды, мы имеем в виду эффективность в повторении сдерживающих факторов, отношения с активной группой потребителей, отношения со средствами информации, отношения с выработчиками политики и государственными чиновниками, способность получения правительственных грантов и субсидирования и степень защиты пошлинной торговли.
Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа.
Информационные системы - являются очень важной частью внутренней среды организации, их назначение – обеспечивать и поддерживать информационный поток в организации с целью улучшения продуктивности и принятия решений. Информация должна быть собрана, сохранена, и синтезирована таким образом, чтоб реагировать на запросы деятельности и стратегии. Информационные системы могут не только помочь в анализе окружающей среды, но и быть стратегическим оружием в достижении конкурентоспособных преимуществ. Они достигают четыре важные цели:
- С их помощью можно получить предупреждение о внутренних и внешних проблемах организации. Информационная система представляет собой базу данных, в которой информация собирается, разбивается на категории и храниться для использования сотрудниками всех отделов.
- С их помощью можно автоматизировать рутинные операции (платежные ведомости, инвентарь и т.д. могут быть написаны автоматически)
- Информационные системы помогают менеджерам всех уровней принимать рутинные повседневные решения (например, решать проблему расписания заказов).
- Информационные системы предоставляют информацию для принятия стратегических решений.[3]
SWOT – анализ обычно применяется для сопоставления данных анализа внутренней и внешней среды организации и сведения их в единое целое, что позволяет получить общую картину действительности. [1]
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):
- сильные стороны (strengths) — преимущества организации;
- слабости (weaknesses) — недостатки организации;
- возможности (opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- угрозы (threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке. [4]
В долгосрочной программе развития предприятия SWOT-анализ — это промежуточное звено между формулированием видения, миссии и долгосрочного курса вашей компании и определением ее целей и задач (рис.1 Приложение 1). [4]
Оценка сильных и слабых сторон
предприятия по отношению к возможностям
и угрозам внешней среды
Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды орагнизации с помощью SWOT анализа