Анализ собственного и заемного капитала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ управления структурой капитала предприятия и анализ эффективности использования предприятием собственных и заемных средств.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……3
1.Теоретические основы анализа структуры капитала…………………………5
1.1.Механизм формирования собственного капитала…………………………..5
1.2.Анализ, цели и задачи заемного капитала……………………………………8
1.3.Финансовый леверидж в теории анализа структуры капитала…………….12
2.Анализ структуры капитала предприятия (на примере ОАО «Алексеевка ХИММАШ»)……………….15
2.1.Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия….15
2.2.Анализ структуры и динамики капитала предприятия…………………….21
2.3.Эффективность использования собственного и заемного капитала………26
Заключение………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………34
Приложения

Файлы: 1 файл

Анализ собственного и заемного капитала АлХим.doc

— 507.50 Кб (Скачать)

а) срок полезного использования  – это период времени, в течение  которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;

б) льготный (грационный) период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам.

Стоимость заемных средств ассоциируется  с уплачиваемыми процентами, поэтому  нужно уметь выбирать наилучшую  возможность из нескольких вариантов привлечения средств.

Формирования эффективных условий привлечения кредитов следующие:

а) срок предоставления кредита –  является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения;

б) ставка процента за кредит – характеризуется  тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером. [26, с. 19]

По формам различают процентную ставку (для наращения  суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга).

По видам различают  фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от конъюнктуры рынка). Размер ставки процента за кредит является решающим условием при оценке его стоимости.

в) условия выплаты  суммы процента – характеризуется  порядком выплаты его суммы.

г) условия выплаты  суммы основного долга – характеризуются  предусматриваемыми периодами его возврата.

д) прочие условия, связанные  с получением кредита – могут  предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.

Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности капитала.

Обеспечение своевременных  расчетов по полученным кредитам. С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности. [25, с. 96]

На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита.

 

1.3. Финансовый леверидж в теории анализа структуры капитала

 

Одна из главных задач  формирования капитала - оптимизация  его структуры с учетом заданного уровня его доходности и риска - реализуется разными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый леверидж. Этот коэффициент считается одним из основных при характеристике финансовой устойчивости предприятия.

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. [26, с. 99]

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом  при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

                                ЭФЛ = (1-СНП) Í (КВРА – ПК) Í ,                        

где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

СНП — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРА — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК— средняя сумма  используемого предприятием заемного капитала;

СК— средняя сумма  собственного капитала предприятия.

Рассматривая ранее приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:

1) Налоговый корректор финансового левериджа (1 - СНП), показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли. Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.

2) Дифференциал финансового левериджа (КВРА - ПК), характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит. Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект. [14, с. 64]

3) Коэффициент финансового левериджа , который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала. Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять  эффектом финансового левериджа  в процессе финансовой деятельности предприятия. Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия. [15, с. 75]

В соответствии с теорией  финансового левериджа: увеличение доли заёмного капитала до определённой величины способствует снижению средневзвешенной стоимости капитала предприятия, что способствует росту денежных потоков и стоимости бизнеса. При дальнейшем увеличении доли заёмного капитала по причине увеличения стоимости его обслуживания, финансовых рисков, а также росту стоимости собственного капитала, средневзвешенная цена капитала увеличится, что плохо сказывается на финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому каждое предприятие должно определять целевую структуру капитала, уровень влияния эффекта финансового рычага с издержками при его использовании.

 

 

2. Анализ структуры капитала предприятия (на примере ОАО «Алексеевка ХИММАШ»)

 

2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  Открытое акционерное общество «Алексеевский завод химического машиностроения» (сокращенно ОАО «Алексеевка ХИММАШ») создано согласно ГК РФ, Закона об обществах, других нормативных актов, утверждено учредителями 29 декабря 1997 года.

     Общество является производственной коммерческой организацией, и его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Деятельность общества, права и обязанности его учредителей  регулируются ГК РФ, Законом об Обществах, другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, Уставом, утвержденным руководителями. Образованное общество является юридическим лицом, статус которого определен Уставом общества.

Общество имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, имеет расчетный счет и другие счета в банке.

Уставный капитал Общества составляет 52 603 (пятьдесят две тысячи шестьсот три) рублей, разделенный на 52 603 (пятьдесят две тысячи шестьсот три) обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая. Учредители вправе изменять состав сформированного ими уставного капитала в порядке, предусмотренном настоящим Уставом. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, фирменные и товарные знаки обслуживания, другую атрибутику и исключительные права на их использование.

   Предметом деятельности ОАО «Алексеевка ХИММАШ» производство и реализация машиностроительной продукции, в том числе:

  • транспортное оборудование для темных и светлых нефтепродуктов;
  • химическое оборудование,
  • кислородно-криогенное оборудование.

       Имущество ОАО «Алексеевка ХИММАШ» составляют основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия и формируется из собственных и заемных средств.

Организационная структура ОАО «Алексеевка ХИММАШ» представлена на рис. 1.

Рис. 1. Организационная структура предприятия

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание, которое проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества. В промежутке между общим собранием акционеров высшим органом управления деятельности общества является совет директоров. 

Генеральный директор действует  от имени общества, в том числе  представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издаёт приказы и даёт указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным директором, который избирается сроком на 5 лет. К его компетенции относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов отнесённых к исключительной компетенции общего собрания акционеров и совета директоров. Он организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров.

Анализ основных экономических  показателей по бухгалтерской отчетности показан в таблице 1.

Таблица 1

Основные экономические  показатели предприятия в динамике, тыс. руб.

№ п/п

Наименование показателя

за 2009 г.

за 2010 г.

за 2011 г.

Тр 2010/2009

Тр 2009/2011

1

Выручка от продажи  товаров, работ, услуг, тыс.руб.

290 673

361 291

458 561

124,29

157,76

2

Себестоимость проданных работ, услуг, тыс.руб.

262 996

339 199

438 231

128,97

166,63

3

Прибыль от продаж, тыс.руб.

27 677

22 092

20 330

79,82

73,45

4

Чистая прибыль, тыс.руб.

7 559

497

1 220

6,57

16,14

5

Дебиторская задолженность, тыс.руб.

28 589

12 547

47 301

43,89

165,45

6

Кредиторская  задолженность, тыс.руб.

86 416

83 815

160 058

96,99

185,22

7

Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб.

64 900

75 329

79 830

116,07

123,00

8

ССЧ, чел.

462

276

420

59,74

90,91

9

Рентабельность  продукции, %

2,87%

0,15%

0,28%

5,10

9,69


По данным таблицы 1 следует, что организация развивается нестабильными темпами. Если анализировать выручку и среднегодовую стоимость основных производственных фондов – здесь наблюдается рост свыше 100%. С ростом же выручки наблюдается увеличение себестоимости  производимой продукции, и как следствие, снижаются значения таких ключевых показателей, как прибыль от продаж и чистая прибыль от деятельности предприятия. Вследствие их снижения минимизируются показатели рентабельности, которые уменьшились более чем в десять раз. Можно сделать вывод, что у предприятия были перебои с поставками  и оплатой продукции поставщиками, о чем свидетельствует рост дебиторской задолженности в 2011 г. более чем на 100 %. Также на протяжении анализируемого периода времени у предприятия наблюдается рост уровня кредиторской задолженности. Этот фактор является неблагоприятным для кредиторов предприятия и может в дальнейшем свидетельствовать о прекращении партнерских взаимоотношений. Также служба закупок и маркетинговая служба работают неэффективно, закупая дорогостоящее сырье, слабый анализ рынка и конкурентов и неэффективно распоряжаются финансовыми ресурсами предприятия.

       Для  наглядности деятельности предприятия  проведем анализ бухгалтерского баланса за период 2009-2011 гг., который представлен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный аналитический баланс ОАО «Алексеевка ХИММАШ», тыс. руб.

Показатель 

Абсолютные величины

Удельный вес, %

Изменения

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Абсолютные

Относительные

2010-2009

2011-2010

2010-2009

2011-2010

Актив (имущество)

1. Внеоборотные  активы

133157

144265

131123

46,17

50,03

37,48

11108

-13142

3,87

-12,55

2. Оборотные  активы

155257

144068

218717

53,83

49,97

62,52

-11189

74 649

-3,87

12,55

2.1. Запасы  и затраты

124119

126848

162935

43,04

43,99

46,57

2 729

36 087

0,96

2,58

2.2. Дебиторская  задолженность

28589

12547

47301

9,91

4,35

13,52

-16042

34 754

-5,56

9,17

2.3. Денежные средства  и ценные бумаги

2298

2840

5252

0,80

0,98

1,50

542

2 412

0,19

0,52

2.4. НДС

97

1679

3075

0,03

0,58

0,88

1 582

1 396

0,55

0,30

3. Прочие активы

154

154

154

0,05

0,05

0,04

0

0

0,00

-0,01

Баланс I

288414

288333

349840

100

100

100

-

-

-

-

Пассив (источники имущества)

1.  Собственный капитал

97317

93904

90783

33,74

32,57

25,95

-3413

-3121

-1,17

-6,62

2. Заемный  капитал

191097

194429

259057

66,26

67,43

74,05

3332

64628

1,17

6,62

2.1. Долгосрочные кредиты и займы

47503

100525

82750

16,47

34,86

23,65

53022

-17775

18,39

-11,21

2.2. Краткосрочные кредиты и займы

57050

10000

16200

19,78

3,47

4,63

-47050

6200

-16,31

1,16

2.3. Кредиторская задолженность

86416

83815

160058

29,96

29,07

45,75

-2601

76243

-0,89

16,68

3. Прочие пассивы

128

89

49

0,04

0,03

0,01

-39

-40

-0,01

-0,02

Баланс II

288414

288333

349840

100

100

100

-

-

-

-

Информация о работе Анализ собственного и заемного капитала предприятия