Анализ показателей рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании им доступной отчётно-учётной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.

Оглавление

1. Значение и задачи анализа показателей рентабельности.
2. Характеристика источников информационного обеспечение анализа показателей рентабельности.
3 Порядок расчета и анализа показателей рентабельности.
4. Анализ рентабельности продукции.
5.Анализ рентабельности продаж.
6. Резервы роста рентабельности.
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

200839 - ахд курсач.docx

— 117.03 Кб (Скачать)

 

Ккап.=Р / Вср,  (27)

 

где Вср - средний за период итог баланса-нетто, а в качестве Р могут выступать как балансовая прибыль (Рб), так и прибыль от реализации (Рp).

Рентабельность  собственного капитала (Ксоб.к.) - это коэффициент, показывающий эффективность использования собственного капитала. Он рассчитывается по формуле

 

Ксоб.к. = Р/Исср, (28)

 

где Исср - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу.

Рентабельность  инвестированного капитала (Кин.к.) - это коэффициент, отражающий эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок (как собственного, так и заемного). Он рассчитывается по формуле

 

Кин.к. = Р / Исср + Ктср, (29)

 

где Ктср - средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов.

Коэффициент общей оборачиваемости капитала (kобк) отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. Он рассчитывается по формуле

 

kобк =N/Вср, (30)

 

где N - выручка  от реализации продукции (работ, услуг);

В - средний  за период итог баланса.

Коэффициент оборачиваемости мобильных средств (Кобм.с.) показывает скорость оборота всех мобильных (как материальных, так и нематериальных) средств предприятия. Он рассчитывается по формуле

 

Кобм.с.=N/Zср+Rаср, (31)

 

где Zср - средняя за период величина запасов и затрат по балансу;

Rаср - средняя за период величина денежных средств, расчетов и прочих активов.

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных  средств (Кобмат.с.) отражает число оборотов запасов и затрат предприятия за анализируемый период. Он рассчитывается по формуле:

 

Кобмат.с.=N/Zср, (32)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 РЕЗЕРВЫ  РОСТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ.

 

Проведенный анализ показателей эффективности  работы предприятия, ЗАО «Каустик»  выявил, что предприятие в основном работает удовлетворительно и его  работа в целом приносит прибыль, но некоторые его показатели неудовлетворительны  и имеют тенденцию к снижению. Просмотрев эти показатели (коэффициент  износа активной части основных средств, коэффициент выбытия основных средств, величина собственных оборотных  средств, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент маневренности собственного капитала) видно, что основными проблемами на предприятии являются:

- рост  дебиторской задолженности;

- рост  кредиторской задолженности;

- дефицит  денежных средств;

- проблема  воспроизводства.

Из данных проблем видно, что предприятию  необходимо изменить свою политику в  сфере финансирования и накопления запасов, воспроизводства.

В современных  условиях, в условиях экономической  нестабильности очень сложно предприятию  принять правильные решения, которые  позволили бы предприятию избавиться от возникших проблем. Ведь в течении  длительного периода у нас  в стране господствовала концепция  производства, а не сбыта. Оптимизация  объема выпуска продукции рассматривалась в качестве оценочной в «до рыночный» период, соответственно строилась методология оптимизации объема производства, направленная на рост выпуска продукции. В настоящее время изменился подход к расчету оптимального выпуска продукции и отправной точкой для составления оптимального плана являются, не производственные мощности, а рыночный спрос на выпускаемую продукцию.

В современных  условиях для предприятий кроме  ограниченного спроса существуют и  другие ограничения: максимальные цены, сложившиеся на начало отчетного  периода, с учетом роста инфляции, по которым продукцию можно реализовать, что ведет к неплатежам покупателей;

затраты на производство и реализацию продукции, состоящие из постоянных и переменных затрат, где переменные затраты рассчитаны согласно норм расхода: сырья, материалов, заработной платы основных производственных рабочих, топлива и энергии на технологические цели и т.д., что  приводит предприятие к неоправданным  кредитным займам.

Экономическая ситуация в стране, сложившаяся в  настоящее время, требует изменения  в планировании и прогнозировании  хозяйственной деятельности предприятия.

 

Заключение

 

Анализ показателей эффективности  деятельности предприятия в современных  условиях становится элементом управления. Это практически единственный инструмент оценки надежности потенциального партнера (покупателя или поставщика) и ссудозаемщика, поскольку, взятые в отрыве одни от других, данные бухгалтерской отчетности не позволяют составить целостную  картину финансового положения  предприятия, которое является важнейшей  характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Финансовое положение предприятия помогает определить конкурентоспособность  и потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников деятельности как самого предприятия, так и его партнеров. А полученные результаты анализа позволяют выявить  уязвимые места, требующие особого  внимания. Нередко оказывается достаточным  обнаружить эти места, чтобы разработать  мероприятия по их ликвидации.

В условиях рыночной экономики существенно  возрос интерес участников экономического процесса к субъективной и достоверной  информации о финансовом состоянии  и деловой активности предприятия. Все субъекты рыночных отношений - собственники (акционеры), инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики, страховые компании, рекламные агентства заинтересованы в однозначной оценке конкурентоспособности  и надежности своих партнеров.

Проведенный расчет и анализ показателей эффективности  работы предприятия на примере ЗАО  «Каустик» показал, что предприятие  находится в удовлетворительном финансовом положении и возможны перспективы роста, если преодолеть некоторые трудности, выявленные по данным анализа с которыми сталкивается предприятие.

Расчет  и анализ проводился по следующей  схеме:

- во-первых, было оценено имущественное состояние  предприятия по данным бухгалтерского  баланса и при помощи расчета  некоторых показателей. Из чего  было определено, что политика  предприятия в части формирования  имущества была не эффективна, хотя имущественный потенциал  возрос. В основном увеличение  текущих активов происходило  за счет, высокой дебиторской  задолженности. Обращает на себя  внимание низкая доля денежных  средств, можно даже сказать  об их дефиците. Высок износ  основных средств, предприятие  не успевает в достаточной  мере их обновлять. Структура  пассивов отличается существенным  превышением кредиторской задолженности  над другими источниками средств.

-во-вторых, был произведен анализ  показателей ликвидности и платежеспособности  предприятия. Величина собственных  оборотных активов снизилась,  коэффициенты быстрой ликвидности  и абсолютной ликвидности повысились, но оборотных активов не хватает  на покрытие краткосрочной кредиторской  задолженности. Коэффициент покрытия  запасов очень велик, но повышается  коэффициент финансовой зависимости,  а коэффициент маневренности  собственного капитала падает, что  говорит о том, что предприятие  все больше пользуется заемными  средствами. Этот вывод также  напрашивается и из общего  неравенства определяющего финансовую  устойчивость предприятия как  нормальную, но также видно, что  зависимого от привлеченных средств.

-в-третьих,  был проведен анализ доходности  предприятия который, позволил  составить обобщающее заключение  относительно показателей эффективности  его деятельности: рентабельности  вложения капитала и оптимальности  произведенных затрат. Данный раздел  раскрыл систему показателей  рентабельности, позволяющих разносторонне  оценить эффективность управления  активами и доходность деятельности. В целом по предприятию рентабельность  всех статей затрат выросла,  также вырос коэффициент оборачиваемости  капитала, что является несомненно  хорошим показателем. Коэффициенты  оборачиваемости кредиторской и  дебиторской задолженности имели тенденцию к росту за период м/у базовым и отчетным годами, что говорит о эффективной работе предприятия. Показатель фондоемкости очень низкий, а фондоотдачи высокий, что говорит о том, что предприятие в отчетном году работало эффективно.

В конце  всех расчетов были определены темпы  изменения: балансовой прибыли; объема реализации и суммы активов, а  затем сведены в «золотое правило  экономики» из чего было видно, что  прибыль на предприятии увеличивается  более высокими темпами, чем объем  продаж, что также говорит об относительном  снижении издержек производства и обращения. Объем продаж возрос более высокими темпами, чем активы предприятия, т.е. ресурсы предприятия, использовались более эффективно. И наконец из данного неравенства мы увидели, что экономический потенциал  предприятия возрос по сравнению  с предыдущим годом.

Однако  нельзя с уверенностью сказать, что  проведенный нами анализ является полным, ввиду несовершенства применяемых  методик. Для принятия экономических  решений необходимо привлечь дополнительные данные управленческого и производственного  учета, а затем уже делать окончательные  выводы.

Следующая политика поможет  предприятию завоевать доверие  потребителей, увеличить объем продаж:

1. Предоставление  скидок покупателям заказчикам  с договорной цены, при условии  уменьшении срока оплаты, скидки  могут предоставляться разных  размеров для разных сроков, удовлетворяющих  продавца и покупателя, что позволит  предприятию быстрее получить  свои деньги за товар и услуги, а также сократит потери от  инфляции.

2. Ориентироваться  на увеличение количества заказчиков - позволит уменьшить риск неуплаты  монопольным.

3. Контролировать  состояние расчетов по просроченным  задолженностям, и расширить схему  авансовых платежей, что позволит  сократить риск в условиях инфляции получить лишь часть стоимости выполненных заказов.

4. Предусматривать  в договорах, при условии отпуска  продукции без предоплаты, наличие  залога под отгруженную продукцию,  предметом которого может быть  имущество, включая вещи и имущественные  права, в результате понизиться  риск неуплаты заказчиком, так  как в случае невыполнения  покупателем своих обязательств  по оплате продукции взыскание  может быть обращено на предмет  залога. Исключить выполнение заказов  на поставку продукции без  договоров или по договорам  не соответствующим требованиям  ГК РБ - снижение риска неуплаты и повысит претензионно - исковые возможности в суде. Ввести в практику перевод дебиторской задолженности во взаимозачетах сторонним предприятиям и организациям, что позволит уменьшить свою задолженность перед кредиторами

5. Сократить  долю посредников в снабженческо-сбытовой  деятельности, что приведет к  снижению риска кредиторской  задолженности за счет прямых  договоров. Разрабатывать ежеквартальный  график погашения кредиторской  задолженности, согласованный по  реальным возможностям. Разработать  механизм взаимного обмена акциями  с технологически смежными предприятиями,  что приведет к созданию взаимной  заинтересованности и погашения  долгов.

6. На  основе инвентаризации имущества  рассмотреть эффективность его  использования и принять решение  о его дальнейшем использовании  (сдаче в аренду, продаже), как  результат - поступление дополнительных  денежных средств.

7. Обеспечить  формирование фонда накопления  и его использования на цели  модернизации и технического  перевооружения, что позволит решить  проблему воспроизводства. Неиспользуемые  производственные площади, административные  помещения загружать новыми производствами  или сдавать в аренду - привлечение дополнительных средств Привлечение дополнительных средств.

8. Привлечение  инвестиционных средств как за  счет мелких неконсолидированных  вкладчиков, так и за счет крупных  стратегических инвесторов: - участие  в инвестиционных конкурсах; создание  дочерних закрытых акционерных  обществ и предприятий малого  бизнеса, все это приведет к  увеличению денежных средств.

Изложенный  материал можно использовать как  основу для дальнейшего изучения и анализа финансового состояния, финансовых результатов, показателей  доходности. Просчитать экономический  эффект от предложенных в третьей  части мероприятий, по устранению проблем  выявленных по данным расчетов и даже может быть внедрить некоторые из них на предприятия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.     Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В. И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. - 7-е изд., испр. - Минск: Выш.шк., 2008.-527с.

2.       Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. - Минск: Соврем. шк., 2006. - 736 с.

3.  Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М., 2000.

4.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: М., 1997.

6.   Ермалович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Минск, 1997

7.     Ермолович  Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова  И.В. Анализ хозяйственной деятельности  предприятия: Учеб. пособие / Под  общей редакцией Л.Л. Ермолович.  – Мн.: Интерпрессервис, 2001.

8.     Ковалев  В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной  деятельности предприятия. М., 2000.

9.     Русак Н.А.  Экономический анализ деятельности  перерабатывающих предприятий АПК.  М., 1990.

10.Савицкая Г.В. Анализ  хозяйственной деятельности предприятия:  Учебник. – 3-е изд., испр. и доп.  – М.: ИНФРА-М, 2006. – 330с.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности