Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 13:02, контрольная работа
анализ платежеспособности и ликвидности
3.3. Анализ дебиторской задолженности.
Для оценки оборачиваемости
дебиторской задолженности
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности.
|
где:
|
В том случае, если в течение года величина выручки от реализации значительно изменялась по месяцам, то применяют уточненный способ расчета средней величины дебиторской задолженности, основанный на ежемесячных данных. Тогда:
|
где ОДЗn - величина дебиторской задолженности на конец n-го месяца.
2. Период погашения дебиторской задолженности.
|
Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск её непогашения.
3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов.
|
4. Доля сомнительной
задолженности в составе
|
Этот показатель
характеризует "качество" дебиторской
задолженности. Тенденция к его
росту свидетельствует о
Существуют некоторые
общие рекомендации, позволяющие
управлять дебиторской
- контролировать
состояние расчетов с
- по возможности
ориентироваться на большее
- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования;
- использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.
3.4. Анализ оборачиваемости товарно-материальных запасов.
Оценка оборачиваемости товарно-материальных запасов проводится по каждому их виду (производственные запасы, готовая продукция, товары т.д.). Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их заготовления (приобретения), то для расчета коэффициента оборачиваемости запасов используется не выручка от реализации, а себестоимость реализованной продукции. Для оценки скорости оборота запасов используется формула:
|
При этом:
|
Срок хранения запасов определяется по формуле:
|
4. Анализ эффективности использования имущества.
Функционирование предприятия зависит от его способности приносить необходимую прибыль. При этом следует иметь в виду, что руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стрвтегии, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д.
К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь, относятся следующие:
- выбор способа
начисления амортизации
- выбор метода
оценки материалов, отпущенных и
израсходованных на
- определение
способа начисления износа по
малоценным и
- порядок отнесения
на себестоимость
- состав затрат,
относимых непосредственно на
себестоимость конкретного
- состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения и др.
Вполне понятно, что предприятие, раз выбрав тот или иной способ формирования себестоимости реализованной продукции и прибыли, будет придерживаться его в течение всего отчетного периода (не менее года), а все дальнейшие изменения в учетной политике должны иметь веские основания и непременно оговариваться.
В целом, результативность
деятельности любого предприятия может
оцениваться с помощью
Существует и используется система показателей эффективности деятельности, среди них коэффициент рентабельности активов (имущества).
|
Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы.
В аналитических целях как рентабельность всей совокупности активов, так и рентабельность текущих активов.
|
Показателем, отражающим
эффективность использования
|
Показатель рентабельности инвестиций рассматривается в зарубежной практике финансового анализа как способ оценки "мастерства" управления инвестициями. При этом считается, что поскольку руководство компанией не может влиять на величину уплачиваемого налога на прибыль, для более точного расчета показателя в числителе используется величина прибыли до уплаты налога.
Инвесторы капитала
(акционеры) вкладывают в предприятие
свои средства с целью получения
прибыли от этих инвестиций, поэтому,
с точки зрения акционеров, наилучшей
оценкой результатов
|
Другой важный коэффициент - рентабельность реализованной продукции - рассчитывается по формуле:
|
Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия.
Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижение индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.
Анализ влияния рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность продукции проводится в следующей последовательности:
1) определяют
удельный вес каждого вида
продукции в общем объеме
2) рассчитывают
индивидуальные показатели
3) определяют влияние рентабельности отдельных изделий на её средний уровень для всей реализованной продукции. Для этого значение индивидуальной рентабельности умножают на долю изделия в общем объеме реализованной продукции. При этом рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:
|
где: Pi - рентабельность i-го вида продукции;
Qi - доля i-го вида продукции в общем объеме реализации;
n - количество выпускаемых
Отметим, что анализ рассчитанных коэффициентов рентабельности имеет практическую полезность лишь в том случае, если полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий.
Существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции, которая может быть представлена в виде формулы:
|
Иными словами,
прибыль предприятия, полученная с
каждого рубля средств, вложенных
в активы, зависит от скорости оборачиваемости
средств и от того, какова доля чистой
прибыли в выручке от реализации.
5. Анализ безубыточности предприятия.
Все затраты предприятия могут быть подразделены на две части: переменные расходы (производственные), изменяющиеся пропорционально объему производства, и постоянные расходы (периодические), которые, как правило, остаются стабильными при изменении объема выпуска. Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости в объеме производственных переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений.
К переменным (производственным) расходам относятся прямые материальные затраты, заработная плата производственного персонала с соответствующими отчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других общепроизводственных расходов.
К постоянным относятся административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы.
Одним из основных практических результатов использования классификации расходов предприятия по принципу зависимости от объема производства является возможность прогнозирования прибыли, исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определение для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть свои расходы без получения прибыли, принято называть критическим объемом производства ("мертвой точкой"). Для его определения может использоваться следующая формула:
|
где V - объем реализации в стоимостном выражении;
v - переменные расходы;
C - постоянные расходы;
P - прибыль.
Поскольку переменные
расходы (v) по самому принципу их определения
находятся в непосредственной зависимости
от объема реализации, можем записать,
что V=aV, где a - коэффициент
Тогда:
|
Поскольку по определению критическим считают объем, при котором выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула определения критического объема примет вид:
|
Соотношение выручки и полных издержек может быть представлено в виде графика:
Используя график, можно решать следующие задачи:
1) по постоянным, переменным расходам и объему реализации определить объем прибыли;
2) исходя из
заданной прибыли, определить
необходимый для её получения
объем реализации и