Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 22:55, курсовая работа
Объектом исследования является Частное транспортное унитарное предприятие «Анатранс».
Предмет исследования: платежеспособность и кредитоспособность ЧТУП «Анатранс».
Главными задачами данной курсовой работы является:
определение понятий кредитоспособность и платежеспособность;
обоснование системы показателей для оценки и анализа платежеспособности и кредитоспособности, а также определения роли и задач данного анализа;
оценка платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
прогнозирование финансовой устойчивости предприятия;
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы анализа платежеспособности и кредитоспособности...6
Понятие платежеспособности и кредитоспособности. Обоснование
системы показателей для оценки платежеспособности и кредитоспособности...6
Роль и задачи анализа платежеспособности и кредитоспособности
предприятия. ……………………………………………………………………….14
1.3 Обзор литературы по теме исследования……………………………………..16
1.4 Экономическая характеристика ЧТУП «Анатранс»………………………....19
2 Анализ платежеспособности ЧТУП «Анатранс»………………………...........22
2.1 Анализ платежеспособности на основании ликвидности баланса………….22
2.2 Анализ платежеспособности на основании изучения денежных потоков.…29
3 Анализ кредитоспособности ЧТУП «Анатранс».........……………………...…37
3.1 Анализ кредитоспособности и вероятности банкротства субъектов
хозяйствования …………………...............................................................………..37
3.2 Пути финансовой стабилизации предприятия при угрозе банкротства….…46
Выводы, полученные на основе анализа
финансового состояния и
Основания для признания хозяйственным судом должника банкротом или объявления должником о своем банкротстве устанавливает Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»от 18 июля 2000 г. № 423-З (в редакции от 31.12.2009г.№ 114-З). Закон также регулирует порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществления мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, в целях проведения его санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов [14].
Финансовое состояние
хозяйствующего субъекта может быть
устойчивым, неустойчивым и кризисным.
Способность предприятия
Для характеристики финансовой устойчивости А.Ф.Ионова предлагает использовать четыре группы показателей: структуры источников капитала, состояния внеоборотных активов, состояния оборотных активов и абсолютные показатели обеспеченности запасов источниками их формирования [28, c.409].
Кравченко Е. считает, что система критериев, по которым устанавливается неудовлетворительная структура баланса неплатежеспособных предприятий, базируется на показателях текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и способности к восстановлению (утрате) платежеспособности [7, c.12].
В традиционном понимании анализ платежеспособности представляет собой метод оценки и прогнозирования платежеспособности предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
При исследовании сущности финансовой устойчивости организации Ермолович Л. отмечает, что в настоящее время не выработано единого методологического подхода к оценке финансовой устойчивости [4, c. 14].
Так методика оценки платежеспособности предприятия Сергеева И.В. и Веретникова И.И. сводится к расчету финансовых показателей. По мнению авторов, платежеспособность предприятия – одно из условий устойчивости предприятия. Анализу платежеспособности предприятия отводится первостепенное значение. Авторы предлагают выбрать из совокупности коэффициентов наиболее подходящие для определения платежеспособности, в зависимости от цели анализа (проводят его кредиторы или владельцы предприятия). Недостаток данной методики, в том, что сравнение с рекомендуемыми нормативами представляет известную трудность из-за их величины, различной отраслевой региональной, национальной или какой-либо другой специфики. Авторы оперирует большим количеством финансовых показателей, тем самым имеют недостатки присущие коэффициентному анализу [21].
По мнению Смольского А.П. для определения финансово-экономического положения и перспектив развития организации недостаточно проанализировать и оценить показатели результативности ее деятельности и финансового состояния. Экономический потенциал компании и ее финансовая устойчивость во многом определяются величиной и структурой имеющихся у нее активов и источников их формирования, которые позволяет выяснить анализ имущественного положения. Он заключается в проведении вертикального и горизонтального анализа актива и пассива бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также расчете и сравнении некоторых коэффициентов [23].
По мнению Шеремета А.Д. анализ платежеспособности сводится к анализу ликвидности баланса и рассматривается как один из блоков анализа финансового состояния предприятия. Для этого используются коэффициент абсолютной ликвидности, критической ликвидности, текущей ликвидности. Недостаток такого подхода заключается в том, что анализ платежеспособности сводится к анализу ликвидности баланса [27, c. 527].
Крейнина М.Н. для определения платежеспособности предприятия предлагает использовать коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами. Но, как и многие экономисты, она считает, что нестабильность делает невозможным какого-либо нормирования показателей коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами. Эти коэффициенты должны оцениваться для каждого конкретного предприятия по его балансовым данным [8, c.269].
Также широко и всесторонне изложена методика анализа финансового состояния, платежеспособности, ликвидности, кредитоспособности в учебных пособиях под редакцией профессора Савицкой Г.В.[17].
В современных условиях особенно остро стоит проблема банкротства. Многие предприятия Республики Беларусь находятся на стадии «умирания». Данной проблеме посвящено множество статей периодической печати (вт.ч. Жоровин С.Г. «Методика анализа и оценки потенциального банкротства субъектов хозяйствования» [5], Кравченко Е. «Неплатежеспособность предупреждает о возможном банкротстве» [7]). Также многими авторами обсуждалась проблема того, что действующие в нашей стране методы оценки финансового состояния и платежеспособности зачастую не отражают реального положения дел.
Следовательно, обзор современной экономической литературы показывает, что в настоящее время не выработано единого методологического подхода к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
1.4 Экономическая характеристика ЧТУП «Анатранс»
Частное транспортное унитарное
предприятие «Анатранс» создано
в результате реорганизации путем
выделения из Частного транспортного
унитарного предприятия «Бонтрансэкспресс»
Предприятие является юридическим
лицом по законодательству Республики
Беларусь. Предприятие имеет
Юридический адрес предприятия:
220131, Республика Беларусь, г. Минск , ул. Притыцкого, д.56, ком 6.
Предметом деятельности предприятия является:
1) деятельность автомобильного грузового автотранспорта;
2) аренда автомобилей;
3) аренда прочих машин и оборудования.
Предприятие осуществляет
внешнеэкономическую
Имущество предприятия
составляют основные средства, оборотные
средства, а также иные ценности,
стоимость которых отражается в
балансе предприятия. Имущество
предприятия находится в
Предприятие руководствуется принятой им учетной политикой. В учетной политике отражается порядок ведения учета с учетом отрасли, формы собственности, вида деятельности и др.
В конце каждого месяца и года
предприятие составляет бухгалтерский
баланс. Он является способом группировки
в денежной оценке хозяйственных
средств предприятия по составу
и размещению, а также по источникам
образования на определенную дату.Баланс
используется для анализа хозяйственной
деятельности, т.е. для анализа обеспеченности
основными и оборотными средствами,
наличия средств по источникам образования,
состояния дебиторской и
Прибыль (убыток) является основным обобщающим показателем финансовых результатов деятельности. Предприятие уплачивает налоги и платежи в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Часть прибыли предприятия после уплаты налогов направляется на выплату отчислений (дивидендов) учредителю предприятия, в размерах, устанавливаемых учредителем предприятия. Убытки предприятия покрываются из резервного фонда, а в случае недостаточности резервного фонда - из других фондов предприятия.
Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую и иную отчетность в порядке, определяемом действующими законодательными актами, и отвечает за ее достоверность перед соответствующими государственными органами. Финансовый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
Предприятие представляет отчет о международных автомобильных перевозках(приложение А):
Частное предприятие «Анатранс» располагает собственным парком современных грузовых автомобилей для выполнения международных перевозок. Количество автомобильных транспортных средств, используемых для осуществления международных автомобильных перевозок грузов (пассажиров) – 6 штук:
Согласно отчету о международных автомобильных перевозках (приложение В) за 2011 г. количество заездов с грузом (пассажирами) составило 277 ед., перевезено грузов (пассажиров) 4356,2 т (чел.), в том числе транзит – 263 т (чел.), общий пробег составил 578,6 тыс. км, из них 453,2 тыс. км приходится на пробег с грузом (пассажирами).
По данным бухгалтерского баланса на 1 января 2012 года (приложение Б): уставный фонд организации составляет 3 млн. руб., резервный фонд отсутствует. Организация имеет основных средств на сумму 2906 млн. руб., дебиторскую задолженность на сумму 447 млн. руб., кредиторскую задолженность на сумму 267 млн. руб.
Основные результаты производственной и финансовой деятельности организации за 2011 г. из отчёта «О прибылях и убытках» с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. (приложение В) представлены в таблице 3:
Таблица 3 – Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЧТУП «Анатранс».
Наименование показателей |
За 2009 год, млн. руб. |
За 2010 год, млн. руб. |
За 2011 год, млн. руб. |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг |
21 |
662 |
2783 |
Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ и услуг |
-8 |
69 |
2 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
0 |
0 |
0 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-1 |
-12 |
176 |
Чистая прибыль (убыток) |
-9 |
34 |
133 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании отчёта «О прибылях и убытках».
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг в 2011 году составила 2783 млн. руб. По сравнению с 2009 и 2010 гг. выручка увеличилась на 2762 млн. руб. (или на 13152,4%) и 2121млн. руб. (или на 320,4%) соответственно.Финансовый результат от реализации товаров, продукции, работ и услуг за 2011 годпо сравнению с 2009 годом увеличился на 10 млн. руб., однако по сравнению с 2010 годом снизился на 67 млн. руб.Финансовый результат от внереализационных доходов и расходов за 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 177 млн. руб., по сравнению с 2010 годом увеличился на 188 млн. руб.
Анализируя финансовые результаты деятельности ЧТУП «Анатранс», обратим внимание на то, что чистая прибыль в 2011 году составила 133 млн. руб. и увеличилась на 142 млн. руб. по сравнению с 2009 годом, и на 99 млн. руб. по сравнению с 2010 годом. В целом основные показатели развития организации находятся на хорошем уровне.
Информация о работе Анализ платежеспособности и кредитоспособности