Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, то есть от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….… 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1. Конкурентные стратегии предприятия……………………………….5
1.2. Анализ конкурентных стратегий……………………………………..16
1.3. Определение конкурентной позиции предприятия…………………23
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «МЕРКУРИЙ» И
ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Меркурий»……….24
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО
«Меркурий»………………………………………………………………...26
2.3. Анализ применяемой конкурентной стратегии в ООО «Меркурий»
и оценка ее эффективности……………………………………………..27
2.4. Оценка конкурентной позиции ООО «Меркурий» на рынке……..31
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
ООО «МЕРКУРИЙ»
3.1. Пути совершенствования конкурентной стратегии………………32
3.2. Приведение в соответствие скорректированной конкурентной
стратегии с общим стратегическим портфелем предприятия……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39
Следует отметить, что 1 и 2 конкуренты имеют в своем корпоративном портфеле несколько деловых стратегий, что облегчает ведение конкурентной борьбы с ними, так как они должны быть сосредоточены на всех видах деятельности одновременно, что не исключает возможности допущения ошибки на каком-либо этапе создания, удержания или завоевания конкурентного преимущества, также им может не хватить средств, а исследуемое ООО «Меркурий» занимается только лишь одной торговлей канцелярскими товарами, что обеспечивает ему концентрацию всех усилий и средств в одном направлении, а, следовательно, и создание устойчивого конкурентного преимущества на рынке.
Также стоит обратить внимание на то, что фирмы-конкуренты ориентируется не на всех сразу потенциальных потребителей канцелярской продукции, а лишь на отдельные их категории (стратегия рыночной ниши), поэтому у исследуемого предприятия есть шанс удержать ту или иную категорию, если одна из фирм выиграет у ООО «Меркурий» конкурентную борьбу за потенциальных или отвоюет уже имеющихся потребителей. Но здесь есть и оборотная сторона проблемы, которая заключается в предположении того, что если вдруг обе фирмы-конкуренты построят свои конкурентные стратегии таким образом, что отвоюют у исследуемого предприятия каждая свою категорию потребителей. В таком случае это будет большой проблемой для ООО «Меркурий», этот аспект также должен быть предусмотрен при формировании конкурентной стратегии.
Может быть, названное количество конкурентов покажется небольшим, но в действительности это не так, потому что количество жителей г. Орел - 30 тысяч человек, а количество предприятий и организаций также не велико, то есть количество конкурентов достаточное исходя из размеров рынка.
Итак, можно определить следующие недостатки использования стратегии дифференциации:
1. Невысокие входные барьеры в отрасль, при которых опасно использовать данную стратегию, потому что существует постоянная угроза появления новых конкурентов в отрасли и использование конкурентной стратегии дифференциации в борьбе с ними окажется неэффективным.
2.
Чрезмерная дифференциация
3.
Фирмы-конкуренты имеют
4.
Предприятие осуществляет
Таким
образом, можно сделать общий вывод
о том, что к данному времени конкурентная
стратегия дифференциации уже изжила
себя, конкурентное преимущество, которое
было создано в результате ее применения,
сейчас уже является неустойчивым, потому
что фирмы-конкуренты уже сориентировались
на рынке и готовы предпринять ответные
шаги. В общем, фирма достаточно долго
использовала
2.4.
Оценка конкурентной
позиции ООО «Меркурий»
на рынке
Для выяснения конкурентной ситуации нашего предприятия на рынке построим карту стратегических групп. Для построения будем использовать показатели: ассортимента и номенклатуры; интенсивность стимулирования сбыта.
Выбор данных показателей обусловлен тем, что они являются характеризуют наиболее существенные различия конкурентов и не взаимосвязаны между собой. Площадь секторов, обозначающих фирму на графике, отражает долю их продаж на рынке.
Проанализировав
карту стратегических групп, видим,
что на ней очень близко к ООО «Меркурий»
располагается фирма "Макет", что
указывает на то, что она является нашим
самым опасным конкурентом. Также можно
сделать вывод о том, что ООО «Меркурий»
является лидером на рынке продаж канцелярских
товаров, а "Макет" - идущий вслед
за лидером. Из этого следует, что если
"Макет" начнет наступление, используя
слабости нашей фирмы, то она может выиграть
в конкурентной борьбе. Поэтому у ООО «Меркурий»
существует реальная необходимость пересмотреть
свою конкурентную стратегию и в соответствии
с ней предпринять какие-то шаги в борьбе
с конкурентами.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «МЕРКУРИЙ»
3.1.
Пути совершенствования
конкурентной стратегии
Проанализировав и оценив используемую в данное время конкурентную стратегию ООО «Меркурий», стало очевидно, что конкурентное преимущество, завоеванное с ее помощью, требует ликвидации. Таким образом, следует изменить поведение в конкурентной борьбе путем изменения конкурентной стратегии.
Для победы в конкурентной борьбе ООО «Меркурий» следует все-таки сохранить стратегию дифференциации, но внести в нее существенные изменения. Вообще, фирме нужно полностью пересмотреть подход к дифференциации.
Проанализировав недостатки применения стратегии дифференциации, нужно принять следующие решения о ее корректировке:
1.
Устранить чрезмерную
Для эффективного проведения дифференциации фирме целесообразно провести маркетинговое исследование потребителей с целью выявления необходимых признаков дифференциации, которые будут цениться ими. Также не лишним будет запустить рекламу о новых принципах дифференциации.
Такое изменение подхода к дифференциации поможет фирме сэкономить средства на закупку продукции завоевать лояльность к себе. Покупатель будет точно знать, что придя в один из магазинов фирмы его глаза не будут разбегаться от огромного количества товара на прилавке, среди которого с огромным трудом нужно будет найти то, что нужно именно ему, а среди разумного разнообразия можно будет легко выбрать необходимое.
2. Опасность того, что конкуренты могут, изучив нашу стратегию и выявив то, что одна из причин ее успеха в том, что нашими поставщиками являются престижные фирмы, продукция которых традиционно считается престижной, качественной, начать закупать и предлагать также продукцию этих фирм, можно устранить применением вертикальной интеграции назад, заключить договора с поставщиками на таких условиях, чтобы наши конкуренты не смогли закупать у них товары.
3.
Угрозу вхождения новых
4.
Опасность того, что конкуренты
применяют сфокусированные
Здесь ООО «Меркурий» должна использовать активные наступательные действия, особенно к своему ближайшему конкуренту: фирме "Макет".
Предложения по ведению наступательных действий:
• Целесообразным является применение стратегии противостояния сильным сторонам конкурентов, что, в принципе, довольно опасно, но ООО «Меркурий» может ее применить при сохранении позиции лидера на рынке. Учитывая сильные стороны конкурентов, можно провести наступление с помощью активного применения стратегии коммуникаций, вообще с помощью широкой маркетинговой деятельности, также можно снизить цену на товар.
• Также для атаки ООО «Меркурий» может применить действия, направленные на использование слабых сторон конкурентов. Здесь целесообразно выявлять таких потребителей продукции конкурентов, которые не полностью удовлетворены тем, как конкурент их обслужил когда-либо, но они не ушли от него по каким-либо причинам, или тех, которым не нравится, как их обслуживают сейчас. Здесь главным является вовремя оказаться в нужное время в нужном месте и заранее подготовиться к тому, каким образом переманить покупателя к себе, или, как минимум, посеять в его душе сомнения относительно эффективности его обслуживания в конкурентной фирме.
•
Можно применить стратегию
• Можно применить одновременное наступление на нескольких фронтах, что предполагает использование совокупности нескольких методов конкурентной борьбы.
Как видим, применение наступательной стратегии позволяет предпринять множество действий по ее реализации. Такой широкий спектр методов атаки, приемлемых для ООО «Меркурий» объясняется еще и тем, что фирма является лидером на рынке продажи канцелярских товаров в г. Орел, что дает ей возможность обширного маневрирования при осуществлении атаки на конкурента и облегчает этот процесс из-за наличия требуемых средств, опыта, имиджа, известности и приверженности покупателей.
Необходимым мероприятием для успешной корректировки конкурентной стратегии является проведение маркетингового исследования потребителей, т.к. при проведении анализа было выявлено, что одним из факторов неэффективности используемой в данное время на предприятии конкурентной стратегии дифференциации является незнание запросов своих потребителей, поэтому сейчас для ООО «Меркурий» очень важно вложить средства в проведение маркетингового исследования, чтобы в дальнейшем устранить недовольство существующих покупателей и привлечь новых, а для себя - сэкономить средства.
3.2.
Приведение в соответствие
скорректированной
конкурентной стратегии
с общим стратегическим
портфелем предприятия
Следует учитывать то, что предложенные пути совершенствования конкурентной стратегии ООО «Меркурий» не гарантируют полного успеха при их реализации, если скорректированная конкурентная стратегия не будет согласована с действиями по реализации других стратегий предприятия. Успех возможен только при полном стратегическом соответствии. Его достижения для предприятия добиться не трудно, т.к. оно не диверсифицировано, поэтому не имеет корпоративной стратегии, его стратегический портфель ограничивается только одной деловой стратегией. Поэтому ООО «Меркурий» прежде всего необходимо увязать новую конкурентную стратегию: со стратегией маркетинга; с бюджетом; с организационной структурой предприятия; с общей корпоративной культурой предприятия.
Также новая стратегия должна учитывать ситуацию во внешней среде. При предложении путей совершенствования конкурентной стратегии была учтена сложившаяся во внешней среде ситуация путем всестороннего анализа и оценки как факторов внешней макросреды, так и факторов внешней микросреды.
Для успешной реализации скорректированной стратегии очень важным и необходимым является поддержка ее с помощью маркетинговой стратегии. Основным аспектом здесь является активное применение одной из составляющих маркетинговой стратегии -стратегии коммуникаций. Предложенные мероприятия таковы, что одной из составляющих успешной реализации конкурентной стратегии является воздействие на потребителей, что обеспечивает стратегия коммуникаций. Также с ее помощью можно напугать и конкурентов. То есть применение средств маркетинговых коммуникаций обеспечивает т.н. двойной эффект воздействия. В данное время предприятие применяет воздействие с помощью рекламы на местном телевидении, в местных периодических изданиях, на рекламных щитах, чего вполне достаточно. Но в небольших объемах используются средства стимулирования сбыта: применяются лишь розыгрыш призов по кассовым чекам и подарок каждому сотому покупателю. Таким образом предприятию целесообразно ввести такое средство стимулирования сбыта, как доставка товаров для тех покупателей, которые производят закупки в больших количествах, также можно предоставлять скидки таким покупателям, например, за приобретение товаров на сумму, больше установленной.