Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 18:18, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, то есть от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….… 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1. Конкурентные стратегии предприятия……………………………….5
1.2. Анализ конкурентных стратегий……………………………………..16
1.3. Определение конкурентной позиции предприятия…………………23
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «МЕРКУРИЙ» И
ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Краткая характеристика деятельности ООО «Меркурий»……….24
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО
«Меркурий»………………………………………………………………...26
2.3. Анализ применяемой конкурентной стратегии в ООО «Меркурий»
и оценка ее эффективности……………………………………………..27
2.4. Оценка конкурентной позиции ООО «Меркурий» на рынке……..31
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ
ООО «МЕРКУРИЙ»
3.1. Пути совершенствования конкурентной стратегии………………32
3.2. Приведение в соответствие скорректированной конкурентной
стратегии с общим стратегическим портфелем предприятия……35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39
Чтобы избежать некоторых недостатков вертикальной интеграции и увеличить преимущества, получила распространение стратегия независимости и рассредоточения, которая заключается не в полном слиянии при интеграции, а в заключении долгосрочных кооперативных соглашений. Она эффективна в случаях: когда определенные действия могут быть лучше выполнены независимыми специализированными фирмами; когда данная деятельность не является критически важной для достижения конкурентного преимущества и не связана с его главными достоинствами; когда она приводит к сокращению риска, негативных последствий, изменению технологий или предпочтений потребителя; когда она позволяет фирме-производителю сосредоточиться на своем деле.
Решение
вопроса о том, какое направление
и какой масштаб интеграции выбрать
зависит от: способности вертикальной
интеграции улучшить стратегически важные
участки работы, обеспечить снижение издержек;
влияния вертикальной интеграции на капитальные
затраты, гибкость и быстроту ответной
реакции на изменение, эффективность системы
управления; способна ли вертикальная
интеграция создать конкурентное преимущество.
1.3.
Определение конкурентной
позиции предприятия
Для
выяснения конкурентной ситуации используется
карта стратегических
групп. Она связывает воедино отраслевой
анализ и оценку положения каждой фирмы
в отдельности. Стратегическая группа
представляет собой совокупность фирм-конкурентов
на рынке с одинаковым стилем конкуренции
или со схожими позициями на рынке. Если
все фирмы на рынке выступают с одинаковой
стратегией, то на нем только одна стратегическая
группа, если же все фирмы с разными стратегиями,
то групп столько же, сколько самих конкурентов.
Методика составления карты стратегических
групп: 1. Установить все характеристики,
которые отличают фирмы одна от другой;
2. Основные переменные на графике по осям
координат не должны быть связаны между
собой; 3. Переменные осей координат должны
отражать самые существенные различия
конкурентов; 4. Площади обозначений фирм
должны отражать их относительную долю
продаж на рынке; 5. Если существенных
переменных больше двух, то
целесообразно построение двух или более
карт.
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «МЕРКУРИЙ» И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1.
Краткая характеристика
деятельности ООО «Меркурий»
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" основано постановлением главы администрации г. Орел от 02.06.1998 года. Целью деятельности дочернего предприятия является: удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах, товарах и реализации интересов основателей дочернего предприятия и его работников на основе полученной прибыли; удовлетворение общественных потребностей в разнообразных видах товаров, услуг, работ, имущества, производственной, научной, технической, интеллектуальной и другой продукции; социально-экономическое развитие коллектива дочернего предприятия и его основателей; обеспечение увеличения товарооборота, выпуска и реализации продукции собственного производства, прибыли, роста продуктивности труда, увеличение эффективности использования основных фондов, финансовых и трудовых ресурсов; осуществление внешнеэкономической деятельности.
Отношения ООО «Меркурий» с другими предприятиями, организациями и лицами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе заключаемых договоров. ООО «Меркурий» осуществляет за счет собственных и заемных средств такие виды деятельности: осуществление всех видов торговых операций, в т.ч. товарообменных и компенсационных; оптовая и розничная торговля отечественными и импортными товарами непродовольственной группы, покупка и продажа сельскохозяйственной продукции; осуществление внешнеэкономической деятельности, осуществление экспортно-импортных операций, включая бартерные, брокерские на условиях купли-продажи и комиссионного вознаграждения, изготовление, обработка, обеспечение товарного вида, установление цены и другую коммерческую деятельность в форме принцила, агента, посредника или в другом виде соответственно действующему законодательству; организация складского хозяйства, в том числе таможенно-лицензионного, предоставление складских услуг; предоставление бытовых и транспортных услуг населению и юридическим лицам; осуществление маркетинговых, лизинговых, инжениринговых услуг; организация коммерческих выставок-продаж, ярмарок, лотерей, аукционов товаров народного творчества и предметов искусства; реклама и подготовка материалов для средств массовой информации; выпуск справочных материалов, аналитических и информационных обзоров по разнообразной тематике, проведение исследований рынка, реализация этой продукции; осуществление всех видов операций с недвижимым имуществом.
ООО «Меркурий» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, Уставом предприятия, внутренними правилами процедур, регламентами и другими локальными нормативными актами. Также предприятие имеет свой самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банках; фирменную марку и товарный знак, печать со своим наименованием.
Имущество предприятия состоит из основных фондов и оборотных средств, а также ценностей, стоимость которых отображена в балансе предприятия.
Материально-техническое
обеспечение предприятия
Предприятие реализует свою продукцию, имущество, товары, услуги по ценам и тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, - по государственным ценам и тарифам.
ООО
«Меркурий» самостоятельно устанавливает
формы, системы оплаты труда, а также другие
виды доходов работников; самостоятельно
определяет фонд оплаты труда без ограничений
его возрастания со стороны государственных
органов. Уставной фонд ООО «Меркурий»
предприятия составляет 10000 рублей. Управление
ООО осуществляется на принципах широкой
демократии и активного участия его работников
в решении вопросов деятельности предприятия,
а также объединением прав трудового коллектива
и собственника имущества предприятия.
Собственник устанавливает финансовые
и экономические планы развития предприятия,
осуществляет контроль за его работой.
Основной формой осуществления полномочий
трудового коллектива являются его общее
собрание, которое собирается по необходимости,
но не реже одного раза в год.
2.2.
Основные технико-экономические
показатели деятельности
ООО «Меркурий»
Основные
технико-экономические
Показатели были рассчитаны следующим образом:
1. Производительность труда = Выручка от реализации продукции / Численность работающих;
2. Рентабельность = (Прибыль / Себестоимость) * 100%;
3. Чистая прибыль = Балансовая прибыль - Подоходный налог (30% от балансовой прибыли).
Таблица 2.1.
Основные
технико-экономические
|
2.3.
Анализ применяемой
конкурентной стратегии
в ООО «Меркурий»
и оценка ее эффективности
Основным видом деятельности ООО "Меркурий" является оптовая и розничная торговля канцелярскими товарами начиная от самых дешевых ручек и карандашей и заканчивая разнообразными офисными канцелярскими принадлежностями на любой вкус.
Поставщиками продукции являются ведущие фирмы- производители канцелярских товаров Германии, Италии, а также отечественные и российские производители. Ассортимент и номенклатура товаров действительно огромные и составляют несколько тысяч наименований.
Так как данные товары являются необходимым элементом обихода любого человека, то определить такой элемент микросреды предприятия, как потребители не представляет большой проблемы, потребителем может являться каждый человек, начиная с маленького ребенка. На этом рынке нет ограничений ни по поло-возрастной структуре, ни по территориальной, ни по уровню доходов. Единственный фактор, который может влиять на структуру потребителей, - это уровень образования, но он разделяет потребителей на использующих данную продукцию в большей или меньшей степени, поэтому он не оказывает существенного влияния.
Исходя из массовости потенциальных потребителей продукции данной отрасли, не удивительно, что конкурентная борьба на этом рынке действительно жестокая, т.к. при наличии эффективной системы поставок, активном использовании стратегии коммуникации, наличии отлаженной сбытовой сети, одним словом, согласованной деловой стратегии, можно получать стабильную немалую прибыль при сравнительно невысоком уровне затрат. Еще одной привлекательной чертой для входа в данную отрасль является очень малая величина входных барьеров, прибыльность отрасли практически не зависит от факторов внешней макросреды.
Все вышеперечисленное делает отрасль привлекательной для конкурентов и обязует фирму серьезно задуматься о своей конкурентной стратегии, т.к. общая деловая стратегия фирмы может победить на рынке только при наличии устойчивого конкурентного преимущества.
В настоящее время предприятие использует конкурентную стратегию дифференциации, на что указывают следующие признаки: Огромный ассортиментный и номенклатурный ряд продукции; Увеличение прибыли, которое произошло, естественно, из-за увеличения количества покупателей, и, следовательно, объемов продаж. Это свидетельствует о том, что предлагаемые признаки дифференциации ценятся покупателями. Фирма имеет преимущество перед конкурентами в обслуживании покупателей за счет интенсивного применения стимулирования сбыта: подарок каждому сотому покупателю, розыгрыш призов по кассовым чекам, скидка в 5% за приобретение товаров в большом количестве. Преимущества, которые получает фирма при использовании данной стратегии, а также недостатки ее использования приведены в таблице 2.2.
Преимущества и недостатки использования конкурентной стратегии дифференциации
Преимущества | Недостатки |
1.
Фирма может удовлетворить 2. Фирма имеет преимущество в обслуживании покупателей за счет применения стимулирования сбыта. 3. Фирма предлагает такие признаки дифференциации, которые ценятся покупателями. |
1. Очень низкие
входные барьеры отрасли.
2. Возможность
копирования используемой 3. Чрезмерная дифференциация. 4. Существующая угроза со стороны конкурента с низкими издержками. |
Для
того, чтобы всесторонне оценить
применяемую стратегию
1. Фирма "Макет", которая занимается продажей и установлением офисного оборудования, техники и канцелярских товаров. Она может составить конкуренцию в борьбе лишь за потребителей-фирм и организаций, т.к. ее ассортимент канцелярских товаров состоит из дорогих и предназначенных для офисов; можно сделать вывод, что этот конкурент использует стратегию рыночной ниши, проводится ориентация на определенный рыночный сегмент и делается все возможное, чтобы наилучшим образом удовлетворить покупателя на этом сегменте.
2. Фирма "Лотос", направлением деятельности которой является торговля разнообразными товарами народного потребления. Следует отметить, что канцелярские товары, предлагаемые этой фирмой, достаточно непритязательны и дешевы, поэтому могут удовлетворить запросы потребителей с небольшим уровнем дохода. Эта фирма выступает конкурентом с точки зрения завоевания этих потребителей. Фирма использует конкурентную стратегию рыночной ниши, так же, как и фирма "Макет", но ориентируется на другой сегмент рынка.
3. Этот конкурент не имеет четкого названия в связи с тем, что это -канцелярская продукция, предлагаемая на городском рынке, продавцы которой разрознены и скорее заняты конкурентной борьбой между собой. Они не столь опасны, т.к. их продукция хотя и сравнительно дешевая, но не поддается оценке ни по каким стандартам качества. Не секрет, что все уже давно убедились в этом и сейчас найдется немного охотников за китайским канцелярским ширпотребом. Их конкурентная стратегия не поддается оценке, т.к. ее просто не существует.