Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:27, курсовая работа
В первой, теоретической, будут рассмотрены задачи, значение и источники информации для проведения анализа. Также подробно мы опишем систему показателей, используемых при оценке финансового состояния предприятия.
Вторая глава – практическая. В ней мы проведем анализ финансовой устойчивости по данным годовой бухгалтерской отчетности ООО "Ост-Сервис" за 2006-2007 гг.
В заключении работы мы сделаем выводы из проведенного анализа и перечислим меры, направленные на укрепление финансовой устойчивости предприятий.
Введение………………………………………………………………….. 3
Теоретические основы анализа финансовой устойчивости……….. 5
Анализ финансовой устойчивости: понятие, сущность, последовательность проведения……………………… 5
Методика анализа финансовой устойчивости…………………… 7
Анализ финансовой устойчивости ООО "Ост-Сервис"…………….. 19
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия……… 19
Анализ финансовых результатов…………………………………. 28
Комплексный анализ финансовой устойчивости………………... 33
Заключение…………………………………………………………………. 37
Список литературы…………………………………………………………. 39
Анализируя данные таблицы 2.1.6, можно сделать вывод о том, что состояние ликвидности предприятия далеко не идеально.
Показатель
маневренности собственных
Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько рублей оборотных активов приходится на рубль краткосрочных обязательств. Этот показатель не достиг норматива ни на одну расчетную дату, хотя и отмечается положительная динамика. На каждый рубль краткосрочных обязательств приходилось от 89 копеек до 1 рубля 37 копеек оборотных активов. Это говорит о том, что предприятие, в принципе, платежеспособно на конец анализируемого периода, то есть реализовав все свои оборотные активы и превратив их в денежные средства предприятие рассчитается по долгам, но после уплаты всех долгов у него не останется практически ничего, чтобы продолжить торговую деятельность. На начало же исследуемого периода предприятие было неплатежеспособным, поскольку на каждый рубль заемных средств имело лишь 94 копейки оборотных активов.
Коэффициент
быстрой ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности - самый жесткий показатель ликвидности. Он показывает, какая часть долгов может быть погашена немедленно, по первому требованию. Этот показатель также не достигал нормативного значения в 20% в 2006 г., но на 1 января 2008 г. он превысил норматив на 12%). Наблюдается резкий рост коэффициента абсолютной ликвидности – более чем в 10 раз за исследуемый период.
Показатель доли оборотных средств в активах не имеет четких критериев, но мы приняли нижнюю границу в 0,5, поскольку для торгового предприятия хотя бы половина всех активов должна находиться в обороте. Этот показатель выполнен по нормативу, даже слишком намного превышает норматив (близок к единице). Только 5% всех средств предприятия вложено во внеоборотные активы: "Ост-Сервис" арендует здания магазинов и складов, имеет в собственности лишь один автомобиль и компьютерную технику. Нам кажется, что собственному капиталу предприятия (уставному фонду и фонду накопления) можно было бы найти применение лучшее, чем закупать на эти деньги товар. На наш взгляд, магазин должен укрепить свою материально-техническую базу, приобрести в собственность недвижимость и автотранспорт, так как фирма на сегодняшний день находится в полной зависимости от арендодателей.
Доля собственных оборотных средств в общей их сумме недостаточна, хотя такой вывод можно сделать лишь по данным на 1 января 2008 г.; на две предыдущих анализируемых даты этот показатель не мог быть рассчитан из-за того, что сумма собственных оборотных средств была отрицательной. Для этого показателя не установлены нормативы, но по общей практике торговые предприятия формируют около половины оборотных активов за счет внешних источников финансирования, так что за норматив можно принять величину в 40-50%. В нашем случае около 30% оборотных активов предприятия формируется за счет собственных оборотных средств (и как мы определили при расчете показателя 1, большая часть из них просто оставлена в виде денежных средств). Данный показатель имеет тенденцию к росту.
Доля запасов в оборотных активах также не имеет четко установленных нормативов, но для торговых предприятий ориентировочная нижняя граница составляет 0,5. Этот показатель намного превысил норматив. Мы уже упоминали, что по данным анализа получается, что предприятие, получив денежные средства, тут же вкладывает их в товарные запасы. Для того, чтобы определить, правильно ли поступает предприятие, необходим дополнительный анализ оборачиваемости товарных запасов по каждой ассортиментной группе, расчет норматива товарных запасов в днях и сумме.
Показатель доли собственных оборотных средств в покрытии запасов достиг норматива в 39%. Это означает, что запасы товаров для перепродажи почти наполовину формируются за счет собственных средств, то есть для торгового предприятия это нормально. Отметим, что на 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г. данный показатель не был рассчитан из-за отрицательной величины собственных оборотных средств.
Коэффициент покрытия запасов дает представление о том, какая часть запасов сформирована за счет "нормальных" источников. Данный показатель на начало анализируемого периода был близок к нормативу, затем его значение еще повысилось и составило на 1 января 2002 г. 1,02 при нормативе 1. Это означает, что товарные запасы предприятия полностью сформированы за счет "нормальных" источников: задолженности перед поставщиками и краткосрочных кредитов. Кроме того, после формирования всех запасов у предприятия еще осталось 0,2% "нормальных" источников для формирования других видов оборотных активов.
Итак,
подводя итоги анализа
Для управления финансовой устойчивостью предприятия, достижения определенного уровня ликвидности требуется изучить источники финансирования внеоборотных и оборотных активов, включая финансовые результаты.
Представим показатели предприятия за период 2000-2001 гг. в табл. 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Анализ
показателей прибыли и
Показатель | 2000 | 2001 | Отклонение, | Темп роста |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Выручка от реализации | 2823 | 4940 | 2117 | 1,75 |
Себестоимость реализации | 2782 | 4696 | 1914 | 1,68 |
Прибыль от реализации | 41 | 244 | 203 | 5,95 |
Прочие операционные доходы | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прочие операционные расходы | 7 | 7 | 0 | 1 |
Внереализационные доходы | 0 | 0 | 0 | 0 |
Внереализационные доходы | 0 | 0 | 0 | 0 |
Прибыль отчетного периода | 34 | 240 | 206 | 7,06 |
Налог на прибыль | 7 | 46 | 39 | 6,57 |
Отвлеченные средства | 51 | 194 | 143 | 3,80 |
Чистая прибыль | -24 | 0 | 24 | 0 |
Рентабельность продаж | 1,45 | 4,94 | 3,49 | 3,4 |
Рентабельность основной деятельности | 1,47 | 5,19 | 3,72 | 3,53 |
Рентабельность совокупного капитала | 11,93 | 62,56 | 50,63 | 5,24 |
Рентабельность собственного капитала | -- | 492,9 | -- | -- |
Анализируя показатели таблицы 2.2.1, можно сказать следующее: налицо имеем рост основных показателей прибыли. Так, прибыль от реализации продукции выросла в 2001 г. почти в шесть раз; а прибыль от всей финансово-хозяйственной деятельности выросла почти в семь раз. Значителен рост товарооборота (75%), но и себестоимость реализации соответственно выросла на 68%. Превышение темпов роста выручки над темпами роста себестоимости – это позитивная тенденция, ведущая к увеличению прибыли в будущем при сохранении этих же темпов.
Прибыль отчетного периода складывается не только из прибыли от реализации продукции, но и от прочих доходов и расходов. У предприятия в анализируемом периоде прочих операционных доходов не было, а прочие операционные расходы составили 7 тыс.руб. и в 2000 г., и в 2001 г. Внереализационных доходов и внереализационных расходов не было также. С одной стороны, этот факт можно оценить положительно, поскольку отсутствие внереализационных расходов означает отсутствие уплаченных предприятием штрафов, пеней и пр., а отсутствие внереализационных доходов означает, что дебиторы предприятия являются добросовестными партнерами и не допускают возникновения хозяйственных ситуаций, ведущих к уплате штрафов. Но с другой стороны, в состав прочих доходов входят не только полученные штрафы, и отсутствие операционных и внереализационных доходов означает нежелание (или невозможность) предприятия осуществлять иные коммерческие операции, кроме основного вида деятельности – торговли канцелярскими принадлежностями.
Относительные показатели доходности – показатели рентабельности. По основной деятельности предприятия (торговой) произошло увеличение этих показателей. Так, в 2000 г. на рубль товарооборота было получено 1,45 копейки прибыли, а в 2001 г. уже 4,94 копейки. Каждый рубль затрат в 2000 г. дал 1,47 копеек прибыли, а в 2001 г. на 3,72 копейки больше. Несмотря на рост показателей рентабельности основной деятельности, они остаются еще очень низкими.
Общая сумма хозяйственных средств, вложенных в дело, в 2000 г. принесла 11,93 копейки балансовой прибыли, а в 2001 г. уже 62,56 копейки, то есть средства предприятия стали использоваться с большей отдачей. Собственникам предприятия важен показатель рентабельности собственного капитала, который дает представление о доходности средств собственников, вложенных в дело. Он вырос за 2001 г. на 4 рубля 93 копейки, а в 2000 г. собственники предприятия имели убытки от вложения средств в дело.
Таким образом, предприятие прибыльно, его деловая активность растет, рентабельность основной деятельности стала намного выше, так же как и рентабельность вложенных в дело средств.
Оценку
деловой активности проведем в таблице
2.2.2:
Таблица 2.2.2
Анализ деловой активности ООО "Ост-Сервис"
Показатель | 2000 | 2001 | Отклонение |
А | 1 | 2 | 3 |
Фондоотдача | 235,25 | 340,69 | 105,44 |
Фондоемкость | 0,004 | 0,003 | -0,001 |
Оборачиваемость оборотных активов | 8,5 | 13,2 | 4,7 |
Оборачиваемость в днях | 42,9 | 27,6 | -15,3 |
Оборачиваемость запасов | 12,3 | 20,1 | 7,8 |
То же в днях | 29,7 | 18,2 | -11,5 |
Оборачиваемость средств в расчетах (дебиторской задолженности) | 39,5 | 74,8 | 35,3 |
То же в днях | 9,2 | 4,9 | -4,3 |
Продолжительность операционного цикла в днях | 38,9 | 23,1 | -15,8 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях | 34,3 | 16,8 | -17,5 |
Продолжительность финансового цикла в днях | 4,6 | 6,3 | 1,7 |
Эффективность использования основных фондов в 2001 г. выросла на 105,44 рубля выручки с каждого рубля основных фондов. Соответственно, фондоемкость снизилась на 0,1 копейку. За счет роста фондоотдачи в 2001 г. предприятие дополнительно получило