Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Императорский фарфоровый завод"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью данной работы является проведение общего анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Императорский фарфоровый завод».
Задача работы заключается в проведении анализа бухгалтерской отчетности предприятия, анализа ликвидности и платежеспособности предприятия, проведении анализа финансовых результатов предприятия.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………….3
2.Общая характеристика организации……………………………………………..4
3.Общая оценка структуры имущества организации и его источников…………5
4.Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности баланса…………..19
5.Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………………..27
6.Оценка деловой активности и эффективности деятельности……………………32
7.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………………….41
8.Заключение…………………………………………………………………………48
9.Список использованной литературы……………………………………………..49
10.Приложение……………………………………………………………………….51

Файлы: 1 файл

курсовая работа бух учет.docx

— 189.41 Кб (Скачать)

 

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Этот показатель называют также нормой прибыльности. В 2011 году показатель был равен 0,3, в 2012 году он уменьшился и был равен 0,02, что свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию предприятия. В 2013 году рентабельность продаж увеличилась и составила 0,07, что является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах.

Рентабельность совокупных активов показывает, сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия, в 2011 году она составила 0,06, это значение является очень низким, предприятие получало 6 копеек с каждого рубля, авансированного на формирование капитала. В 2012 году этот коэффициент еще снизился и составил 0,03. А в 2013 году составил 0,04. Низкий уровень рентабельности активов свидетельствует о низком спросе на продукцию фирмы или же о перевложении капитала в активы. Если такая ситуация сохраняется в течение длительного периода времени, то это является сигналом плохого ведения дел. Из чего следует вывод о неэффективности использования оборотных средств.

Рентабельность текущих активов (рентабельность предприятия) отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Значения данного показателя на анализируемом предприятии малы и составляют 0,08, 0,04 и 0,05 в 2011, 2012, 2013 годах соответственно.

Рентабельность основных средств (рентабельность по фондам) отражает эффективность использования основных средств и показывает величину прибыли, полученную на 1 рубль стоимости основных фондов. Таким образом, предприятие получило 0,4 рубля прибыли в 2011, в 2012  и 2013 годах - 0,1 рубль прибыли на 1 рубль стоимости основных фондов.

Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного во внеоборотные активы предприятия. Динамика данного показателя: 2011 год – 0,3, 2012 год – 0,09, 2013 год – 0,1.

Рентабельность собственного (акционерного) капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица. Следовательно каждый инвестированный собственниками рубль принес в 2011 году 0,1 руб. приыли, в 2012 году 0,03 руб., а в 2013 году – 0,04 руб. прибыли.

Динамика показателей рентабельности проиллюстрирована на рисунке 6.1.

Рис. 6.1. Динамика изменения показателей рентабельности

Для выявления влияния различных факторов на эффективность деятельности предприятия можно использовать формулу Дюпона, представляющую из себя трех факторную мультипликативную модель зависимости рентабельности собственного капитала от рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансового левериджа, которая имеет следующий вид:

РСК=РА*ФЛ = РП*ОА*ФЛ,

где РСК – рентабельность собственного капитала

РА – рентабельность активов

ФЛ – финансовый леверидж, который определяется как отношение средней величины активов к средней величине собственного капитала

РП – рентабельность продаж

ОА – оборачиваемость активов

Определение влияния факторов в данном случае проведем методом абсолютных разниц, но для начала необходимо рассчитать финансовый леверидж.

ФЛ2011 = =1,9

ФЛ2013 =  =1,1

 

Таблица 6.3.

Данные для факторного анализа рентабельности собственного капитала

Показатель

2011

2013

Абсолютное отклонение

РП

0,3

0,07

-0,23

ОА

0,3

0,6

0,3

ФЛ

1,9

1,1

-0,8

РСК

0,171

0,0462

-0,1248


 

Проследим изменение рентабельности собственного капитала и выявим влияние каждого фактора.

Изменение рентабельности собственного капитала из-за изменения рентабельности продаж: РСКРП =(-0,23)* 0,3*1,9 = -0,1311

Изменение рентабельности собственного капитала из-за изменения оборачиваемости активов: РСКОА =0,07*0,3* 1,9 = 0,0399

Изменение рентабельности собственного капитала из-за изменения финансового левериджа: РСКФЛ =0,07*0,6* (-0,8) = -0,0336

Суммарное влияние факторов: (-0,1311) + 0,0399 + (-0,0336) = -0,1248

Таким образом, суммарное влияние факторов равно абсолютному приросту рентабельности собственного капитала, следовательно, анализ проведен верно. В большей степени влияние на увеличение рентабельности собственного капитала оказывает изменение оборачиваемости активов. Это значит, что при изменении оборачиваемости активов рентабельность собственного капитала увеличится на 4%, а при увеличении финансового левериджа показатель уменьшится на 3,36%.

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива.

Показатели финансовых результатов (прибыли) отражают эффективность работы организации по всем направлениям её деятельности: производственный, сбытовой, снабженческий, финансовой и инвестиционный. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия (выручка, затраты, прибыль) представлены в форме № 2.

Анализ финансовых результатов как важнейших показателей эффективности работы предприятия, включает в себя исследование изменения их за текущий (анализируемый) период (горизонтальный анализ), изучение структуры данных показателей (вертикальный анализ), а также исследование динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели: абсолютные и относительные отклонения прибыли, уровни каждого показателя, изменение структуры. Они сведены в таблицу 7.1.

 

Таблица 7.1.

Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия

№ п/п

Наименование

2011

2012

2013

Абсолютное изменение, т.р.

Темп роста, %

Отклонение уровня, %

Тыс. р

% к выручке

Тыс. р

% к выручке

Тыс. р

% к выручке

11-12

12-13

11-13

11-12

12-13

11-13

11-12

12-13

11-13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Выручка от реализации

529607

100

922077

100

1104412

100

392470

182335

574805

174,1

119,7

208,5

0

0

0

2

Себестоимость реализации товаров

273412

51,6

421513

45,7

460121

41,6

148101

38608

186709

154,1

109,1

168,3

-5,9

-4,1

-10

3

Валовая прибыль (убыток)

256195

48,4

500564

54,3

644291

58,3

244369

143727

388096

195,4

128,7

251,5

5,9

4

9,9

4

Коммерческие расходы

188668

35,6

347145

37,6

381777

34,5

158477

34632

193109

183,9

109,9

202,3

2

-3,1

-1,1

5

Прибыль (убыток) от продаж

28438

5,3

20951

2,3

82208

7,4

-7487

61257

53770

73,6

392,4

289

-3

5,1

2,1

6

Проценты к получению

422

0,08

5618

0,6

3243

0,3

5196

-2375

2821

1331

57,7

768,5

0,52

-0,3

0,22

7

Проценты к уплате

58831

11,1

-

-

-

-

-58831

-

-58831

-

-

-

-11,1

-

-11,1

8

Прочие операционные расходы

258446

48,8

84922

9,2

70218

6,3

-173524

-14704

-188228

32,8

82,6

27,2

-39,6

-2,9

-42,5

9

Прочие операционные доходы

338195

63,8

61901

6,7

24527

2,2

-276294

-37374

-313668

18,3

39,6

7,2

-57,1

-4,5

-61,6

10

Прибыль (убыток) до налогообложения

126966

23,9

38354

4,1

39760

3,6

-88612

1406

-87206

30,2

103,6

31,3

-19,8

-0,5

-20,3

11

Текущий налог на прибыль

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

12

Постоянные налоговые обязательства (активы)

13445

2,5

11527

1,2

8023

0,7

-1918

-3504

-5422

85,7

69,6

59,6

-1,3

-0,5

-1,8

13

Изменение отложенных налоговых обязательств

13390

2,5

14725

1,6

15034

1,4

1335

309

1644

109,9

102

112,3

-0,9

-0,2

-1,1

14

Изменение отложенных налоговых активов

30417

5,7

11374

1,2

935

0,08

-19043

-10439

-29482

37,4

8,2

3,07

-4,5

-1,12

-5,62

15

Прочее

29087

5,5

2524

0,3

37579

3,4

-26563

35055

8492

8,6

1488

129,2

-5,2

3,1

-2,1

16

Чистая прибыль (убыток)

35944

6,7

44229

4,8

61370

5,5

8285

17141

25426

123

138,7

170,7

-1,9

0,7

-1,2


 

На основе данных вертикального анализа можно сделать вывод, что основной удельный вес в выручке в 2011 году занимает себестоимость продаж (51,6%), а в 2012 и 2013 годах валовая прибыль (54,3% и 58,3% соответственно). Наименьший удельный вес в выручке от продаж занимают проценты к получению, в 2011 году они составили 0,08%, в 2012 году –0,6%, в 2013 году – 0,3%.

Уменьшение удельного веса себестоимости в выручке от продаж в 2012 и 2013 годах на 5,9% и 4,1% соответственно может быть вызвано снижением затрат на производство, более эффективного использования имеющихся мощностей, уменьшение брака в производстве. Это снижение является для предприятия хорошим направлением.

Из таблицы видим, что в целом по предприятию в 2012 и 2013 годах происходит увеличение всех показателей: увеличиваются расходы, увеличивается и прибыль.

Горизонтальный анализ показал, что за три года выручка от реализации значительно изменялась. В 2011 году ее величина составила 529607 т.р., к 2012 году произошло ее заметное увеличение на 392470 т.р. и составило 922077 т.р. В 2013 году наблюдается увеличение выручки по отношению к 2012 году (на 182335 т.р.), это произошло как за счет увеличения объема проданных товаров, так и за счет увеличения себестоимости товара.

Себестоимость продаж имела такую же тенденцию к изменению, как и выручка от реализации.

Изменение выручки от реализации и себестоимости продукции представлено на рисунке 7.1.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.1. Динамика изменения выручки от реализации и себестоимости продукции

Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации и себестоимостью продукции. Она так же претерпевает заметные изменения за три периода, в 2012 году она увеличилась на 128,7%, а в 2013 году наблюдается увеличение на 251,5%.  В абсолютном выражении это увеличение, по отношению к базисному периоду, составило 388096 т.р. Увеличение выручки, себестоимости, валовой прибыли говорит об увеличении объема производства.

Коммерческие расходы за анализируемый период имеют тенденцию к снижению, что является положительным фактором, т.к. коммерческие расходы являются такой статьей расходов, необходимость которых доказать очень сложно.

Прочие доходы в 2011 году составили 338195 т.р., в 2012 году произошло значительное снижение до 61901 т.р. А к 2013 году прочие доходы еще сократились и составили 24527 т.р. Динамика прочих расходов схожа с вышеуказанной. Наглядно динамика изменения прочих расходов и доходов представлена на рисунке 7.2.

 

                

Рис. 7.2. Динамика изменения прочих операционных доходов и расходов

Динамика изменения прибыли наглядно представлена на рисунке 7.3.

            

Рис. 7.3. Динамика изменения прибыли организации

В процессе анализа, было выявлено, что на предприятии в динамике происходит увеличение прибыли на всех этапах расчета чистой прибыли. Чистая прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации. За анализируемый период она заметно изменилась. В 2011 году она составляла 35944 т.р., в 2012 году -  44229 т.р., а в 2013 выросла до 61370 т.р.

Далее выполним факторный анализ чистой прибыли методом цепных подстановок, основываясь на том, что чистая прибыль представляет собой сумму прибыли от продаж (Ппр) и прибыли от прочей деятельности(Ппд) за вычетом налога на прибыль и прочих выплат (НВ).

ЧП = Ппр + Ппд – НВ

Данные для проведения факторного анализа чистой прибыли представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.2.

Данные для проведения факторного анализа чистой прибыли, тыс. руб.

Показатель

2011

2012

2013

Прибыль от продаж

28438

20951

82208

Убыток от прочей деятельности

21340

-17403

-42448

Налог на прибыль и прочие выплаты

-46114

827

-23480


 

Проследим изменение чистой прибыли и выявим влияние каждого фактора:

П2011 = 28438-21340-(-46114)= 35944

   Пусл1 =20951-21340- (-46114)=45725

   Пусл2 = 20951-(-17403) –(-46114)=84468

П2012 = 20951-(-17403)- 827=44229

   Пусл3 =82208-(-17403)- 827=98784

   Пусл4 = 82208-(-42448)- 827=123829 

П2013 = 82208-(-42448)- (-23480)= 61370

Рассмотрим влияние каждого фактора.

  1. Влияние прибыли от продаж:

2012:  ΔПпр2011-2012 = Пусл1 - П2011 = 45725-35944=9781

2013:  ΔПпр2012-2013 = Пусл3 - П2012 = 98784-44229=54555

За весь анализируемый период:

ΔПпр2011-2013 = ΔПпр2011-2012 + ΔПпр2012-2013 = 9781+54555=64336

или ΔПпр2011-2013=64336

 Данный анализ позволяет  сделать вывод, что в 2013 году увеличение  прибыли от продаж до 82208 т.р. вызвало рост чистой прибыли до 61370 т.р.

  1. Влияние убытка от прочей деятельности:

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО "Императорский фарфоровый завод"