Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 18:19, курсовая работа
Главной целью данной работы является проведение общего анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Императорский фарфоровый завод».
Задача работы заключается в проведении анализа бухгалтерской отчетности предприятия, анализа ликвидности и платежеспособности предприятия, проведении анализа финансовых результатов предприятия.
1. Введение…………………………………………………………………………….3
2.Общая характеристика организации……………………………………………..4
3.Общая оценка структуры имущества организации и его источников…………5
4.Анализ платежеспособности предприятия и ликвидности баланса…………..19
5.Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………………..27
6.Оценка деловой активности и эффективности деятельности……………………32
7.Анализ финансовых результатов деятельности предприятия………………….41
8.Заключение…………………………………………………………………………48
9.Список использованной литературы……………………………………………..49
10.Приложение……………………………………………………………………….51
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Этот показатель называют также нормой прибыльности. В 2011 году показатель был равен 0,3, в 2012 году он уменьшился и был равен 0,02, что свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию предприятия. В 2013 году рентабельность продаж увеличилась и составила 0,07, что является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах.
Рентабельность совокупных активов показывает, сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия, в 2011 году она составила 0,06, это значение является очень низким, предприятие получало 6 копеек с каждого рубля, авансированного на формирование капитала. В 2012 году этот коэффициент еще снизился и составил 0,03. А в 2013 году составил 0,04. Низкий уровень рентабельности активов свидетельствует о низком спросе на продукцию фирмы или же о перевложении капитала в активы. Если такая ситуация сохраняется в течение длительного периода времени, то это является сигналом плохого ведения дел. Из чего следует вывод о неэффективности использования оборотных средств.
Рентабельность текущих активов (рентабельность предприятия) отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Значения данного показателя на анализируемом предприятии малы и составляют 0,08, 0,04 и 0,05 в 2011, 2012, 2013 годах соответственно.
Рентабельность основных средств (рентабельность по фондам) отражает эффективность использования основных средств и показывает величину прибыли, полученную на 1 рубль стоимости основных фондов. Таким образом, предприятие получило 0,4 рубля прибыли в 2011, в 2012 и 2013 годах - 0,1 рубль прибыли на 1 рубль стоимости основных фондов.
Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов предприятия и показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного во внеоборотные активы предприятия. Динамика данного показателя: 2011 год – 0,3, 2012 год – 0,09, 2013 год – 0,1.
Рентабельность собственного (акционерного) капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица. Следовательно каждый инвестированный собственниками рубль принес в 2011 году 0,1 руб. приыли, в 2012 году 0,03 руб., а в 2013 году – 0,04 руб. прибыли.
Динамика показателей рентабельности проиллюстрирована на рисунке 6.1.
Рис. 6.1. Динамика изменения показателей рентабельности
Для выявления влияния различных факторов на эффективность деятельности предприятия можно использовать формулу Дюпона, представляющую из себя трех факторную мультипликативную модель зависимости рентабельности собственного капитала от рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансового левериджа, которая имеет следующий вид:
РСК=РА*ФЛ = РП*ОА*ФЛ,
где РСК – рентабельность собственного капитала
РА – рентабельность активов
ФЛ – финансовый леверидж, который определяется как отношение средней величины активов к средней величине собственного капитала
РП – рентабельность продаж
ОА – оборачиваемость активов
Определение влияния факторов в данном случае проведем методом абсолютных разниц, но для начала необходимо рассчитать финансовый леверидж.
ФЛ2011 = =1,9
ФЛ2013 = =1,1
Таблица 6.3.
Данные для факторного анализа рентабельности собственного капитала
Показатель |
2011 |
2013 |
Абсолютное отклонение |
РП |
0,3 |
0,07 |
-0,23 |
ОА |
0,3 |
0,6 |
0,3 |
ФЛ |
1,9 |
1,1 |
-0,8 |
РСК |
0,171 |
0,0462 |
-0,1248 |
Проследим изменение рентабельности собственного капитала и выявим влияние каждого фактора.
Изменение рентабельности собственного капитала из-за изменения рентабельности продаж: РСКРП =(-0,23)* 0,3*1,9 = -0,1311
Изменение рентабельности собственного капитала из-за изменения оборачиваемости активов: РСКОА =0,07*0,3* 1,9 = 0,0399
Изменение рентабельности собственного капитала из-за изменения финансового левериджа: РСКФЛ =0,07*0,6* (-0,8) = -0,0336
Суммарное влияние факторов: (-0,1311) + 0,0399 + (-0,0336) = -0,1248
Таким образом, суммарное влияние факторов равно абсолютному приросту рентабельности собственного капитала, следовательно, анализ проведен верно. В большей степени влияние на увеличение рентабельности собственного капитала оказывает изменение оборачиваемости активов. Это значит, что при изменении оборачиваемости активов рентабельность собственного капитала увеличится на 4%, а при увеличении финансового левериджа показатель уменьшится на 3,36%.
7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Получение прибыли является непосредственной целью производства хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство. Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, снижение затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы деятельности. Прибыль является основной формой чистого дохода (наряду с акцизами и НДС). Она отражает экономический эффект, полученный в результате деятельности субъекта хозяйствования. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального характера трудового коллектива.
Показатели финансовых результатов (прибыли) отражают эффективность работы организации по всем направлениям её деятельности: производственный, сбытовой, снабженческий, финансовой и инвестиционный. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия (выручка, затраты, прибыль) представлены в форме № 2.
Анализ финансовых результатов как важнейших показателей эффективности работы предприятия, включает в себя исследование изменения их за текущий (анализируемый) период (горизонтальный анализ), изучение структуры данных показателей (вертикальный анализ), а также исследование динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
В ходе анализа рассчитываются следующие показатели: абсолютные и относительные отклонения прибыли, уровни каждого показателя, изменение структуры. Они сведены в таблицу 7.1.
Таблица 7.1.
Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия
№ п/п |
Наименование |
2011 |
2012 |
2013 |
Абсолютное изменение, т.р. |
Темп роста, % |
Отклонение уровня, % | |||||||||
Тыс. р |
% к выручке |
Тыс. р |
% к выручке |
Тыс. р |
% к выручке |
11-12 |
12-13 |
11-13 |
11-12 |
12-13 |
11-13 |
11-12 |
12-13 |
11-13 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1 |
Выручка от реализации |
529607 |
100 |
922077 |
100 |
1104412 |
100 |
392470 |
182335 |
574805 |
174,1 |
119,7 |
208,5 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Себестоимость реализации товаров |
273412 |
51,6 |
421513 |
45,7 |
460121 |
41,6 |
148101 |
38608 |
186709 |
154,1 |
109,1 |
168,3 |
-5,9 |
-4,1 |
-10 |
3 |
Валовая прибыль (убыток) |
256195 |
48,4 |
500564 |
54,3 |
644291 |
58,3 |
244369 |
143727 |
388096 |
195,4 |
128,7 |
251,5 |
5,9 |
4 |
9,9 |
4 |
Коммерческие расходы |
188668 |
35,6 |
347145 |
37,6 |
381777 |
34,5 |
158477 |
34632 |
193109 |
183,9 |
109,9 |
202,3 |
2 |
-3,1 |
-1,1 |
5 |
Прибыль (убыток) от продаж |
28438 |
5,3 |
20951 |
2,3 |
82208 |
7,4 |
-7487 |
61257 |
53770 |
73,6 |
392,4 |
289 |
-3 |
5,1 |
2,1 |
6 |
Проценты к получению |
422 |
0,08 |
5618 |
0,6 |
3243 |
0,3 |
5196 |
-2375 |
2821 |
1331 |
57,7 |
768,5 |
0,52 |
-0,3 |
0,22 |
7 |
Проценты к уплате |
58831 |
11,1 |
- |
- |
- |
- |
-58831 |
- |
-58831 |
- |
- |
- |
-11,1 |
- |
-11,1 |
8 |
Прочие операционные расходы |
258446 |
48,8 |
84922 |
9,2 |
70218 |
6,3 |
-173524 |
-14704 |
-188228 |
32,8 |
82,6 |
27,2 |
-39,6 |
-2,9 |
-42,5 |
9 |
Прочие операционные доходы |
338195 |
63,8 |
61901 |
6,7 |
24527 |
2,2 |
-276294 |
-37374 |
-313668 |
18,3 |
39,6 |
7,2 |
-57,1 |
-4,5 |
-61,6 |
10 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
126966 |
23,9 |
38354 |
4,1 |
39760 |
3,6 |
-88612 |
1406 |
-87206 |
30,2 |
103,6 |
31,3 |
-19,8 |
-0,5 |
-20,3 |
11 |
Текущий налог на прибыль |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
Постоянные налоговые обязательства (активы) |
13445 |
2,5 |
11527 |
1,2 |
8023 |
0,7 |
-1918 |
-3504 |
-5422 |
85,7 |
69,6 |
59,6 |
-1,3 |
-0,5 |
-1,8 |
13 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
13390 |
2,5 |
14725 |
1,6 |
15034 |
1,4 |
1335 |
309 |
1644 |
109,9 |
102 |
112,3 |
-0,9 |
-0,2 |
-1,1 |
14 |
Изменение отложенных налоговых активов |
30417 |
5,7 |
11374 |
1,2 |
935 |
0,08 |
-19043 |
-10439 |
-29482 |
37,4 |
8,2 |
3,07 |
-4,5 |
-1,12 |
-5,62 |
15 |
Прочее |
29087 |
5,5 |
2524 |
0,3 |
37579 |
3,4 |
-26563 |
35055 |
8492 |
8,6 |
1488 |
129,2 |
-5,2 |
3,1 |
-2,1 |
16 |
Чистая прибыль (убыток) |
35944 |
6,7 |
44229 |
4,8 |
61370 |
5,5 |
8285 |
17141 |
25426 |
123 |
138,7 |
170,7 |
-1,9 |
0,7 |
-1,2 |
На основе данных вертикального анализа можно сделать вывод, что основной удельный вес в выручке в 2011 году занимает себестоимость продаж (51,6%), а в 2012 и 2013 годах валовая прибыль (54,3% и 58,3% соответственно). Наименьший удельный вес в выручке от продаж занимают проценты к получению, в 2011 году они составили 0,08%, в 2012 году –0,6%, в 2013 году – 0,3%.
Уменьшение удельного веса себестоимости в выручке от продаж в 2012 и 2013 годах на 5,9% и 4,1% соответственно может быть вызвано снижением затрат на производство, более эффективного использования имеющихся мощностей, уменьшение брака в производстве. Это снижение является для предприятия хорошим направлением.
Из таблицы видим, что в целом по предприятию в 2012 и 2013 годах происходит увеличение всех показателей: увеличиваются расходы, увеличивается и прибыль.
Горизонтальный анализ показал, что за три года выручка от реализации значительно изменялась. В 2011 году ее величина составила 529607 т.р., к 2012 году произошло ее заметное увеличение на 392470 т.р. и составило 922077 т.р. В 2013 году наблюдается увеличение выручки по отношению к 2012 году (на 182335 т.р.), это произошло как за счет увеличения объема проданных товаров, так и за счет увеличения себестоимости товара.
Себестоимость продаж имела такую же тенденцию к изменению, как и выручка от реализации.
Изменение выручки от реализации и себестоимости продукции представлено на рисунке 7.1.
Рис. 7.1. Динамика изменения выручки от реализации и себестоимости продукции
Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации и себестоимостью продукции. Она так же претерпевает заметные изменения за три периода, в 2012 году она увеличилась на 128,7%, а в 2013 году наблюдается увеличение на 251,5%. В абсолютном выражении это увеличение, по отношению к базисному периоду, составило 388096 т.р. Увеличение выручки, себестоимости, валовой прибыли говорит об увеличении объема производства.
Коммерческие расходы за анализируемый период имеют тенденцию к снижению, что является положительным фактором, т.к. коммерческие расходы являются такой статьей расходов, необходимость которых доказать очень сложно.
Прочие доходы в 2011 году составили 338195 т.р., в 2012 году произошло значительное снижение до 61901 т.р. А к 2013 году прочие доходы еще сократились и составили 24527 т.р. Динамика прочих расходов схожа с вышеуказанной. Наглядно динамика изменения прочих расходов и доходов представлена на рисунке 7.2.
Рис. 7.2. Динамика изменения прочих операционных доходов и расходов
Динамика изменения прибыли наглядно представлена на рисунке 7.3.
Рис. 7.3. Динамика изменения прибыли организации
В процессе анализа, было выявлено, что на предприятии в динамике происходит увеличение прибыли на всех этапах расчета чистой прибыли. Чистая прибыль является конечным финансовым результатом деятельности организации. За анализируемый период она заметно изменилась. В 2011 году она составляла 35944 т.р., в 2012 году - 44229 т.р., а в 2013 выросла до 61370 т.р.
Далее выполним факторный анализ чистой прибыли методом цепных подстановок, основываясь на том, что чистая прибыль представляет собой сумму прибыли от продаж (Ппр) и прибыли от прочей деятельности(Ппд) за вычетом налога на прибыль и прочих выплат (НВ).
ЧП = Ппр + Ппд – НВ
Данные для проведения факторного анализа чистой прибыли представлены в таблице 7.1.
Таблица 7.2.
Данные для проведения факторного анализа чистой прибыли, тыс. руб.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Прибыль от продаж |
28438 |
20951 |
82208 |
Убыток от прочей деятельности |
21340 |
-17403 |
-42448 |
Налог на прибыль и прочие выплаты |
-46114 |
827 |
-23480 |
Проследим изменение чистой прибыли и выявим влияние каждого фактора:
П2011 = 28438-21340-(-46114)= 35944
Пусл1 =20951-21340- (-46114)=45725
Пусл2 = 20951-(-17403) –(-46114)=84468
П2012 = 20951-(-17403)- 827=44229
Пусл3 =82208-(-17403)- 827=98784
Пусл4 = 82208-(-42448)- 827=123829
П2013 = 82208-(-42448)- (-23480)= 61370
Рассмотрим влияние каждого фактора.
2012: ΔПпр2011-2012 = Пусл1 - П2011 = 45725-35944=9781
2013: ΔПпр2012-2013 = Пусл3 - П2012 = 98784-44229=54555
За весь анализируемый период:
ΔПпр2011-2013 = ΔПпр2011-2012 + ΔПпр2012-2013 = 9781+54555=64336
или ΔПпр2011-2013=64336
Данный анализ позволяет сделать вывод, что в 2013 году увеличение прибыли от продаж до 82208 т.р. вызвало рост чистой прибыли до 61370 т.р.