Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 13:48, курсовая работа
В современных условиях предприятиям предоставлена экономическая самостоятельность, что предполагает изучение финансовой отчетности и анализ финансового состояния, как своей организации, так и деловых партнеров и потенциальных контрагентов.
Оценка финансового состояния организации позволяет выделить как позитивные процессы, так и проблемы управления имуществом и обязательствами.
В связи с этим, актуальность темы курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать успешное развитие предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо уметь объективно оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..…..… 3
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ …………………....… 5
1.1 Значение и задачи анализа финансового состояния организации ……..….5
1.2 Основные характеристики и понятие финансового состояния коммерческой организации ……………………………………………...…. 9
1.3 Факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия ………..…. 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………………………..16
2.1 Методы анализа финансового состояния коммерческой организации ….16
2.2 Методика анализа показателей ликвидности баланса и платежеспособности организации …………………………………………..…19
2.3 Система показателей, характеризующих финансовую устойчивость организации ………………………………………………………………….…. 28
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КАРАВАЙ»…………………………………………….……37
3.1 Краткая характеристика объекта исследования …………………………..37
3.2 Оценка финансовой устойчивости ……………………………………..….38
3.3 Анализ показателей ликвидности и платежеспособности организации ...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ….…………………………………………………...50
Приложения ……………………………………………………………….…….52
Одними их главных критериев оценки финансового состояния предприятия являются показатели ликвидности и платежеспособности.
Платежеспособность определяется способностью своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства перед внутренними и внешними партнерами, а ликвидность быстро и с минимальным уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы в денежные средства. Понятия ликвидности и платежеспособности тесно взаимосвязаны. Неспособность предприятия погасить свои долговые обязательства перед поставщиками, кредиторами и государством приводит к его финансовой несостоятельности.
При анализе ликвидности баланса осуществляется сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности с обязательствами по пассиву, расположенными по срокам их погашения. Расчет и оценка коэффициентов ликвидности позволяет установить степень обеспеченности краткосрочных обязательств наиболее ликвидными средствами.
Финансовое состояние организации зависит от результатов ее производственной, коммерческой и финансовой деятельности, и оно может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность организации своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о ее устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. Устойчивое финансовое состояние в свою очередь оказывает положительное влияние на эффективность производственной деятельности, обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.
Практически любая современная коммерческая организация является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду организация активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней.
Но так как деятельность предприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, то она зависит от многочисленных и разнообразных факторов, влияющих на нее.
Наличие множества разнообразных факторов делает необходимой их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние. Первые напрямую зависят от организации работы самого предприятия; вторые являются внешними по отношению к нему, их изменение почти или совсем не подвластно воле предприятия. 10
Факторы внешней среды в свою очередь подразделяются на две основные группы – микросреда и макросреда, или прямого и косвенного воздействия.
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации – поставщики, потребители, профсоюзы, законы и государственные органы, конкуренты.
Из всего многообразия внешних факторов наиболее значимыми являются потребители и конкуренты.
Необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Многие организации ориентируют свои структуры на крупные группы потребителей, от которых они в наибольшей мере зависят.
Влияние на организацию такого фактора как конкуренция невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать, и какую цену можно запросить.
Государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты. 11
Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо учитывать их.
Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы. К основным факторам среды косвенного воздействия относятся технологические, экономические, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.12
Не меньшее влияние на деятельность предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия.
Признак |
Факторы |
По степени зависимости от деятельности предприятия |
Зависимые (внутренние) и независимые (внешние) |
По возможности управления и воздействия на факторы |
Объективные и субъективные К первым можно отнести все природные факторы, стихийные бедствия, ценообразование, инфляцию и т. п. Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. |
По широте действия |
Общие и специфические К общим относятся факторы, которые действуют во всех отраслях экономики: платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, эффективность использования капитала, авансированного в имущество и т. п. Специфическими являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия: урожайность, жирность молока, товарооборот и т. д. |
По направлению влияния на анализируемый показатель |
Положительные (коэффициент абсолютной ликвидности) и отрицательные (затраты на производство, налоговые платежи и т. д.) |
По степени детализации |
Факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. К факторам первого уровня относят те, которые непосредственно влияют на результативный показатель (частные показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости) К факторам второго уровня относят покрытие краткосрочных обязательств задолженностью покупателей и заказчиков. Факторы третьего уровня: поступление запасов, осуществление затрат, погашение краткосрочных обязательств, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности до налогообложения, ставка налога на прибыль и т. д. |
По направлению зависимости |
Факторы бывают прямо пропорционального действия (оборачиваемость запасов и затрат, коэффициент маневренности и т. д.) и обратно пропорционального действия (коэффициент соотношения заемного и собственного капитала, величина краткосрочных обязательств и т. д.). |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Методы анализа финансового состояния коммерческой организации
Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей. Ценность и правильность выводов горизонтального анализа существенно зависят от влияния инфляции, но явно выделяемая динамика каждого показателя позволяет увидеть существующие тенденции их изменений. 15
Вертикальный анализ сглаживает влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели отчетности, и позволяет проводить сравнение с другими предприятиями, чьи отчетные данные существенно отличаются от показателей анализируемого предприятия.
Для построения вертикального баланса следует итог пассива (или актива) баланса и на начало, и на конец отчетного периода принять за базовые (за 100%) и рассчитать процентную долю каждой балансовой статьи к общему итогу.
Информация о работе Анализ финансового состояния коммерческой организации