Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 04:37, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе курсовой работы дается теория дебиторской и кредиторской задолженности. Во второй главе раскрывается сам процесс анализа дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Крепторг». Третья глава будет посвящена вопросам прогнозирования и оптимального управления кредиторской и дебиторской задолженностью для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Файлы: 1 файл

копия курсовой по АХД.docx

— 85.95 Кб (Скачать)

              2.4 Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей

            Весьма актуален вопрос о соотношении дебиторской  и кредиторской задолженностей. Считается  оптимальным их сопоставимость. Многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то организация рационально использует средства, то есть временно привлекает в оборот больше, чем отвлекает  из оборота. Бухгалтеры с этим не согласны, потому что кредиторскую задолженность  организация обязана погашать независимо от состояния дебиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской  задолженности также создает  угрозу финансовой устойчивости организации, делает необходимым для погашения  возникающей кредиторской задолженности  привлечение дополнительных источников финансирования.

      Анализируя  кредиторскую задолженность, необходимо учитывать, что  она является одновременно источником покрытия  дебиторской  задолженности, а также сама зачастую покрывается за счет возвращения  дебиторской задолженности. Основными  показателями, по которым сравнивается дебиторская и кредиторская задолженности  являются:

-темп  роста;

-оборачиваемость  в оборотах;

-оборачиваемость  в днях;

-продолжительность  использования кредиторской задолженности  и погашения дебиторской.

      Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности = кредиторская задолженность/ дебиторская задолженность

Таблица 8. Динамика соотношения дебиторской и кредиторской задолженности отчетного года и за период с 2009 по 2010 годы.

Вид задолженности Среднегодовые денные о задолженности Удельный  вес, % к итогу отчетного года Состояние задолженности отчетного года Удельный  вес, % к итогу отчетного года
предыдущий (2009) год  отчетный (2010) год  На начало года на конец  года
Кредиторская  задолженность 888910 761745 51,8 88385 63964 41,4
Дебиторская задолженность 413275 709030 48,2 51320 90486 58,6
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности. 2,15 1,07 - 1,72 0,7 -
Всего 1302185 1470775 100     100
 

            По данным таблицы  кредиторская задолженность в 2009 году в 2,15 раза превышала дебиторскую, что  привело бы к неустойчивости развития предприятия, но его силами в 2010 году этот коэффициент в среднем снизился до 1,07 раза, то есть можно говорить о  соотношении задолженностей, близкому к оптимальному. На конец отчетного  года дебиторская задолженность  занимает наибольший удельный вес в  общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности – 58,6%, изменения очень  существенны. Превышение дебиторской  задолженности над кредиторской свидетельствует об иммобилизации  собственного капитала в дебиторскую задолженность. Это говорит о возможном создании угрозы финансовой устойчивости предприятия. В дальнейшей деятельности тенденция такого роста дебиторской задолженности нежелательна, и, я считаю, руководство должно принять соответствующие меры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выводы  по главе

      1.Анализ дебиторской задолженности на предприятии показал, что задолженность в абсолютном выражении за отчетный период значительно вырос (почти в 2 раза, или на 76,3%). Ее доля в балансе возросла на 10,3%.Это ведет к повышению риска непогашения долгов, а, следовательно, к ухудшению финансового состояния и уменьшению прибыли.

      2.Анализ  кредиторской задолженности показал снижение ее доли, что свидетельствует о повышении уровня платежеспособности предприятия.

      3. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности говорит о том, что на конец отчетного года дебиторская задолженность занимает наибольший удельный вес в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности – 58,6%, изменения очень существенны. Это говорит о возможном создании угрозы финансовой устойчивости предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Оптимальное управление дебиторской и  кредиторской задолженностями

           3.1 Прогнозирование  дебиторской и  кредиторской задолженности

     Прогнозирование долговых обязательств, т. е. расчет ожидаемых  сумм дебиторской и кредиторской задолженности по месяцам в течение  года, в условиях российской экономики  может оказаться весьма ориентировочным, но необходимым, так как без него невозможно управлять финансовой деятельностью  предприятия и избежать неожиданной  нехватки денежных средств в самое  неподходящее время. Расчеты дебиторской  и кредиторской задолженности на перспективу ведутся на основе бюджета  денежных поступлений, связанных с  основной производственно-сбытовой деятельностью, и данных финансовой отчетности о  движении денежных средств. Для прогнозирования  используют прагматические и экстраполяционные  методы.

      Среди прагматических методов наиболее известны метод Делфи, анализ мнения специалистов и опрос покупателей. Метод Делфи основан на изучении мнения экспертов в индивидуальном порядке для предотвращения склонности к единодушному и однозначному решению. Прогноз на основе усредненного мнения специалистов из разных отделов позволяет произвести простую и достаточно качественную оценку планируемых продаж и соответственно долговых требований без расчета статистических показателей. Его недостаток состоит в изоляции от внешних мнений. В дальнейшем с использованием статистического анализа эти результаты обобщаются в виде гипотез.

      Предпосылкой  перспективной оценки величины долговых требований и обязательств на основе методов экстраполяции является наличие достаточно длинного временного ряда препятствующих значений этих величин, стабильность условий работы предприятия, устойчивость тенденций его развития. Большое значение имеют и сроки прогнозирования: чем они короче, тем надежнее результаты экстраполяции. Надежность прогнозов при использовании экстраполяционного метода зависит, в первую очередь, от формулировки функции, выражающей прошлые тенденции, от ее стабильности и эластичности. С целью установления параметров этой функции используют специфические экономико-статистические методы. На основе полученных прогнозов составляется бюджет денежных поступлений и оттока средств, в том числе поступлений от возврата долгов и оттока от ожидаемого увеличения или уменьшения кредиторской задолженности

      Данные  об остатке денежных средств на 1 января получают из баланса предприятия  на начало года. Конечное сальдо января становится начальным остатком денежных средств февраля и т. д. Например, если в дальнейшем приток денежных средств превышает их отток, то за счет этого кредиторская задолженность  предприятия может быть существенно  уменьшена. При прогнозировании  долговых обязательств и составлении  бюджета денежных средств на определенную дату необходимо определить срок коммерческого  кредита, предоставляемого покупателями, и срок отсрочки по оплате счетов за покупки, полученной предприятием от поставщиков. В первом случае срок кредита рассчитывают путем деления суммы краткосрочной  дебиторской задолженности покупателей  и заказчиков за год на годовой  объем продаж, во втором случае сумма  кредиторской задолженности делится  на величину, равную стоимости закупок  материальных ресурсов. С учетом этих сроков рассчитываются ожидаемые суммы  поступлений и платежей денежных средств по месяцам в течение  года и соответствующая величина дебиторской и кредиторской задолженности. Прогноз дебиторской задолженности  состоит в определении возможного долга покупателей на конец прогнозируемого  периода. Для этого кроме данных о предстоящих продажах и средних  показателях стоимости отпуска  продукции (товаров) в кредит следует  изучить работу предприятия с  дебиторами в прошлые периоды  и оценить так называемый средний  период инкассации сумм дебиторской  задолженности.

      Аналитику, привлеченному со стороны, необходимо детально вникнуть в торговую и кредитную политику руководства предприятия. Ее эффективность обычно определяют путем сопоставления условий товарного кредита с фактическими сроками взыскания дебиторской задолженности. Кроме объема продаж динамика дебиторской задолженности во многом зависит от торговой политики, в частности от принятых решений об увеличении сроков коммерческого кредитования, снижении цен или распространении кредита на товары, которые раньше продавались на условиях предоплаты или немедленной оплаты счетов. Для анализа и прогноза следует использовать данные о структуре дебиторской задолженности на несколько последних отчетных или промежуточных дат. Она характеризует сроки задолженности по каждому дебитору, а не средний период возврата соответствующих сумм. Сопоставив данные за несколько месяцев, аналитик может выявить новые счета с нормальной и просроченной задолженностью и предсказать по ним время взыскания платежа. Это особенно важно, когда число покупателей невелико или у кого-то из них явно преобладает объем сделок. Данные о структуре дебиторской задолженности в разрезе покупателей используют и для прогнозирования будущих дебиторов. Аналогичным образом производится расчет погашения кредиторской задолженности.

      При прогнозировании долговых требований и обязательств следует придерживаться определенной осмотрительности и профессионального  скептицизма. Нельзя стремиться к завышению  активов за счет дебиторской задолженности, сомнительной к взысканию. В то же время неразумно занижать обязательства  кредиторам, что в условиях неопределенности рынка чревато негативными последствиями. 

 

       3.2 Оптимальное управление  дебиторской и  кредиторской задолженностью 

      Установление  с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают своевременное  и достаточное поступление средств  для осуществления платежей кредиторам — главная задача управления движением  дебиторской задолженности. Управление движением кредиторской задолженности  — это установление таких договорных взаимоотношений с поставщиками, которые ставят сроки и размеры  платежей предприятия последним  в зависимость от поступления  денежных средств от покупателей. Следовательно, практически речь идет об одновременном  управлении движением как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Практическое осуществление такого управления предполагает наличие информации о реальном состоянии дебиторской  и кредиторской задолженности и  их оборачиваемости. Речь идет об оценке движения дебиторской и кредиторской задолженности в данном периоде. Поэтому в качестве исходных данных для такой оценки должны быть приняты  долги, относящиеся именно к этому  периоду. Иными словами, из балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности надо исключать долгосрочную и просроченную, т. е. те элементы долгов, превращение которых в денежные средства относятся к другим временным периодам. Оставшаяся после этого часть дебиторской и кредиторской задолженности есть основа для оценки периодичности поступления долгов покупателей, достаточного погашения кредиторской задолженности, а также балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности на конец периода при условии их оборачиваемости в соответствии с договорными условиями или установленным порядком расчетов.

      Управление  дебиторской задолженностью непосредственно  влияет на прибыльность компании и  определяет дисконтную и кредитную  политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств. В целом управление дебиторской задолженностью включает:

      1) анализ дебиторов;

       2) анализ реальной стоимости существующей  дебиторской задолженности;

       3) контроль за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности;

       4) разработку политики авансовых  расчетов и предоставления коммерческих  кредитов;

       5) оценку и реализацию факторинга.

      К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера  дебиторской задолженности. Среди  подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей  сокращения среднего промежутка времени  между завершением операции по продаже  товара и выпиской счета-фактуры  покупателю. Также нужно оценивать  возможные издержки, связанные с  дебиторской задолженностью, т. е. упущенная  выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

      Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время  почтовой доставки - между подготовкой  счета-фактуры и получением его  покупателем. Время почтового прохождения  документов может быть сокращено  за счет децентрализации выписки  счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные  сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

      Ключевым  моментом в управлении дебиторской  задолженностью является определение  сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных  сроков кредита, вероятно, увеличит объем  продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у  компании будет меньше инвестированных  денежных средств в дебиторскую  задолженность и потерь от безнадежных  долгов, но это может привести к  снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита  неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить  долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что  малоэффективные покупатели затягивают оплату, поэтому при оценке платежеспособности потенциального покупателя следует  учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное  обеспечение. Следует тщательно  оценивать возможные потери по безнадежным  долгам, если компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности