Анализ абсолютных показателей доходности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:56, реферат

Краткое описание

Первым абсолютным показателем доходности является доход от реализации продукции (работ, услуг). Он отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей, а также стоимости возвращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены, предоставленных покупателю .

Файлы: 1 файл

анализ доходности.docx

— 24.38 Кб (Скачать)

Анализ абсолютных показателей  доходности 
 
Первым абсолютным показателем доходности является доход от реализации продукции (работ, услуг). Он отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей, а также стоимости возвращенных товаров, скидки с продаж и скидки с цены, предоставленных покупателю . 
Наибольший удельный вес в структуре дохода от реализации продукции занимает доход от реализации готовой продукции и товаров, величина которого предопределяется уровнем производства продукции, комплектностью и качеством ее и другими факторами, которые будут рассмотрены ниже.  
На предприятиях доход (выручка) от реализации продукции должен вытекать из планируемого товарного выпуска и изменений остатков нереализованной части изделий - готовой продукции, товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей. 
Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам: часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. 
В условиях рынка применяется и такая новая форма расчетов за отгруженную продукцию, как предоплата. Предоплата отгружаемой продукции исключает образование остатков товаров отгруженных, срок оплаты которых истек. Эта форма расчета за отгруженную продукцию практикуется многими предприятиями. Но она имеет ряд неудобств: 
во-первых, эта форма выгодна для поставщиков; 
во-вторых, в определенной степени снижается контроль за качеством произведенной продукции, особенно если предприятие-поставщик занимает монопольное положение на рынке товаров и услуг; 
в-третьих, возможна ситуация, когда потребитель, оплатив товар, получает меньшее его количество, чем необходимо (например, когда осуществляется покупка сырья и материалов, измеряемых в тоннах, и др.). 
Вторым абсолютным показателем доходности является валовой доход. Он представляет собой финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) и определяется как разность между доходом от реализации продукции (работ, услуг) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг) в результате основной деятельности. 
Важнейшим фактором, влияющим на валовой доход, является производственная себестоимость, поэтому снижение ее заметно сказывается на его величине. 
При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения валового дохода состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих и перерабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка, металлургическая, нефтехимическая, текстильная, пищевая и др.), на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости продукции очень высок. 
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту дохода. Возрастающие объемы производства продукции, пользующиеся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления дохода на покупку более производительного оборудования, освоения новых технологий, расширения производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свой доход, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции. 
Доход предприятий растет высокими темпами главным образом за счет роста цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обоснованно, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции. 
Paсчеты их производятся следующим образом. 
1) Влияние изменения производственной себестоимости продукции находится путем вычитания из фактической себестоимости реализованной продукции плановой себестоимости фактического объема реализованной продукции по формуле: 
ns = Σ qiф х siф - Σ qiф siпл, 
где: qiф - фактический объем реализованной продукции; 
siф - фактическая себестоимость единицы продукции; 
siпл - плановая себестоимость единицы продукции. 
При снижении или повышении по сравнению с планом производственной себестоимости реализованной продукции валовой доход соответственно увеличивается или уменьшается. 
2) Влияние изменения действующих цен на отклонение фактической величины валового дохода от плановой рассчитывается по следующей формуле: 
Пц = Σ qiф рiф - Σ qiф рiпл, 
где: рiф и рiпл - соответственно фактическая и плановая цена единицы продукции . 
Иными словами, размер влияния этого фактора определяется путем вычитания из фактической выручки от реализации продукции плановой в пересчете на фактический объем реализованной продукции. 
3) Чтобы определить влияние изменения объема реализации на отклонение валового дохода, необходимо сначала определить степень выполнения плана по объему реализации. Поскольку величина дохода находится прямо пропорциональной зависимости от этого фактора, плановый доход затем необходимо умножить на процент выполнения по объему реализации. 
Для расчета предлагаются разные оценки объема реализованной продукции: в действующих реализационных ценах, по производственной себестоимости. При расчете процента выполнения плана по объему реализованной продукции различная оценка приводит к значительным отклонениям при определении влияния на прибыль. Первый метод отрицается экономистами, изменение дохода (выручки) от реализации продукции влияет не только на физический объем реализации, но и на рентабельность реализуемой продукции в связи со сдвигами в структуре. 
Влияние на валовой доход изменения объема реализации товарной продукции определяется следующими расчетами: 
 
Sф 
1) Ncпл = - х 100, 
Sпл 
 
где: Ncпл - степень выполнения плана объема реализации по производственной себестоимости; 
Sф и Sпл - соответственно фактическая и плановая производственная себестоимость реализованной продукции. 
 
Ппл х Nспл 
2) Пn = , 
100 
где: Пn - влияние на доход объема реализации товарной продукции; 
Ппл - плановый валовый доход . 
В теории и практике аналитической работы известны два способа расчета влияния на валовой доход структурных сдвигов в составе реализованной продукции: 
1) путем сравнения суммы валового дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» с плановой величиной валового дохода, скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему реализации; 
2) путем вычитания из разности между показателями дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции» и «по плану» суммы влияния фактора «изменения объема реализации» (сальдовый способ). 
На практике наиболее часто употребляется второй способ, поскольку до исчисления размера влияния этого фактора определяют влияние изменения объема реализации. Так как сумма валового дохода «по плану на фактический объем реализованной продукции отражает совокупное влияние этих двух факторов, то, вычитая из нее влияние применения объема реализации, находят влияние на прибыль структурных сдвигов в составе реализованной продукции. 
Основными факторами, влияющими на изменение валового дохода, являются изменения: 
1) цен на реализованную продукцию; 
2) дохода от реализации продукции; 
3) затрат на 1 тенге реализованной продукции. 
Исходя из этих данных, определим влияние на изменение валового дохода указанных выше факторов. 
1. Чтобы определить, как рост цен повлиял на доход, необходимо доход от реализации продукции отчетного года пересчитать в свободные отпускные цены (без НДС и акцизов) прошлого года, затем ее сопоставить с доходом от реализации продукции в свободных отпускных ценах отчетного года (без НДС и акцизов). Разница покажет, на какую сумму изменились (повысились или снизились) цены, а соответственно и доход. 
2. Влияние дохода от реализации находим следующим путем. 
Если исходить из уровня дохода на один тенге реализованной продукции прошлого года, то его прирост или снижение в абсолютной сумме должен происходить пропорционально приросту или снижению дохода от реализации продукции. 
3. Влияние уровня затрат на 1 тенге дохода от реализации продукции (реализованной продукции) определяют как разницу между фактическим уровнем затрат на 1 тенге дохода от реализации продукции в отчетном году и уровнем затрат за прошлый год, и эту разницу умножают на фактический доход от реализации продукции в сопоставимых ценах отчетного года. 
Следующим абсолютным показателем доходности является доход от основной деятельности. Он представляет собой сальдированный финансовый результат и определяется как разность между валовым доходом и расходами периода по формуле: Д° =ДВ — Рп, где: Д° — доход от основной деятельности; Дв — валовой доход; Рп — расходы периода. 
Чем больше величина валового дохода и меньше расходов периода, представляющих собой постоянные затраты, не включаемые в производственную себестоимость реализованной продукции, тем выше доход от основной деятельности. Поэтому анализ дохода от основной деятельности необходимо проводить в неразрывной связи с вышеназванными показателями, а также с маржинальным доходом, являющимся одним из важных абсолютных показателей доходности, широко используемым в управленческом анализе стран с развитой рыночной экономикой. 
 
 
2.2 Анализ относительных показателей доходности 
Относительные показатели доходности, есть показатели доходности (рентабельности), характеризующие эффективность деятельности предприятия, которая в условиях рыночной экономики определяет его способность к финансовому выживанию, привлечению источников финансирования и их доходное (прибыльное) использование. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Так как коэффициенты доходности являются важными характеристиками факторной среды формирования дохода (прибыли) предприятия, они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового положения предприятия. Различают три группы показателей доходности: 
а) общих активов (авансированного, совокупного капитала) и их отдельных элементов; 
б) продукции; 
в) показатели доходности, рассчитываемые на базе чистого притока денежных средств. 
Эффективность использования активов (имущества) предприятия - один из важнейших критериев для решения вопроса о целесообразности вложения средств в данное предприятие. 
Одним из наиболее правильных, признанных и широко применяемых обобщающих показателей меры эффективности имущества (активов) предприятия является коэффициент доходности (прибыльности), представляющий собой отношение чистого дохода к общим активам (авансированному капиталу) для получения этого дохода (прибыли). Уровень доходности активов целесообразно сравнивать с альтернативными путями использования капитала, например доходом, полученным предприятиями, подверженными той же степени риска. Кроме того, коэффициент доходности используется аналитиками как: 
- показатель эффективности управления; 
- измеритель способности предприятия зарабатывать достаточный доход для инвестирования; 
- метод прогнозирования дохода; 
- инструмент для принятия решений и контроля. 
Как показатель эффективности управления уровень доходности авансированного капитала является индикатором его качества. Как измеритель способности предприятия зарабатывать достаточный доход для инвестирования в сочетании с характеристикой эффективности управления уровень доходности авансированного (общего) капитала является надежным показателем долговременного финансового здоровья предприятия. В этой связи он представляет большой интерес для инвесторов и заимодавцев долгосрочных кредитов и займов. 
Важность использования этого показателя для прогнозирования дохода (прибыли) заключается в том, что он позволяет связать доход, который предприятие предполагает получить, с активом (общим капиталом). Это повышает реальность прогнозирования. 
Уровень доходности активов (общего капитала) играет важную роль в принятии инвестиционных решений на предприятии, а также в финансовом планировании, координации, оценке и контроле хозяйственной деятельности и ее результатов. Хорошо управляемое предприятие осуществляет строгий контроль за формированием дохода по каждому ее центру и соответственно поощряет руководителей подразделения на основе этих результатов. При оценке необходимости вложения новых средств в активы или проекты рассчитывается ожидаемый доход от них, и эти расчеты являются основой для принятия решений. 
Уровень доходности общих активов (авансированного, совокупного капитала) рассчитывается по формуле: 
 
Чистый доход 
Да 
Общие активы (авансированный, совокупный капитал 
= валюта баланса) 
Есть две точки зрения относительно факторов, влияющих на изменение уровня этого показателя, и расчета их влияния. Традиционной точкой зрения является подразделение факторов на количественные и качественные и исчисление активов, которое позволяет раздельно определить указанные выше факторы на отклонение коэффициента доходности активов. К количественному фактору при этом относят среднегодовую стоимость активов предприятия, рассчитанную по их сумме на начало и конец года и деленную на 2, к качественному - чистый доход предприятия. 
Вторая точка зрения: изменение уровня доходности общих активов происходит под влиянием следующих факторов, являющихся факторами первого порядка: 
1) уровня доходности реализованной продукции (продаж), являющегося одним из относительных показателей доходности предприятия; 
2) оборачиваемости общих активов. 
Взаимосвязь между этими показателями может быть представлена в следующем виде: 
уровень доходности общих активов = доходность реализованной продукции (продаж) х оборачиваемость активов. 
Действительно: 
 
Чистый доход Чистый доход Доход от реализации продукции 
= х 
Средняя величина Доход от реализации Средняя величина 
общих активов продукции общих активов 
 
Иными словами, чистый доход предприятия, полученный с каждого тенге средств, вложенных в активы, зависит от доходности реализованной продукции (продаж) и от того, какова скорость оборачиваемости активов предприятия. 
Формула указывает на пути повышения уровня доходности общих активов: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов, и наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением доходности продаж. 
На практике широко применяется такой показатель, как доходность текущих активов. Он показывает, сколько дохода получает предприятие с одного тенге, вложенного в текущие активы: 
Дч 
Дта = , 
ТА 
- средняя величина текущих активов. 
Для предприятий, работающих на правах акционерных компаний, основным показателем оценки степени доходности вложенных капиталов, т.е. эффективности использования акционерного капитала, принято считать процентное отношение чистого дохода предприятия к его собственному капиталу. Этот показатель называется ставкой или коэффициентом доходности собственного капитала. Определяется по формуле: 
Дч 
Дск = , 
Ск 
Где Дск - доходность собственного капитала; 
Дч - чистый доход; 
Ск - собственный капитал. 
Коэффициент (ставка) доходности собственного капитала - результат произведения доходности от реализации продукции (работ, услуг) для собственников на показатель оборачиваемости собственного капитала, что видно из следующей формулы: 
Дч ДN 
Дск = х , 
ДN Ск 
где ДN - доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг). 
В условиях рынка важным показателем является доходность от основной деятельности, определяемая по формуле: 
До 
Ддо = , 
SN + Pn 
где: Ддо – доход от основной деятельности; 
SN – производственная себестоимость реализованной продукции; 
Pn – расходы периода . 
Знаменатель этой дроби составляет полную себестоимость реализованной продукции. 
Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. 
Доходность единицы продукции определяется отношением разности между продажей и себестоимостью изделия к себестоимости отдельного изделия по формуле: 
P - S 
ДоN = ,  

где: ДоN – доходность отдельных изделий; 
Р – цена единицы изделия; 
S – полная себестоимость единицы изделия. 
Доходность единицы изделия позволяет установить влияние производства и сбыта отдельных изделий на общую доходность в условиях сложившейся структуры реализованной продукции, а также оценить рациональность самой структуры реализации. Этот показатель является коммерческой тайной и используется при проведении управленческого анализа. 
Применяется еще один показатель доходности основной деятельности (норма дохода) – доход реализованной продукции. Он показывает размер чистого дохода на 1 тенге реализованной продукции и определяется по формуле: 
Дч 
ДчN = , где ДN - доход от реализации продукции (работ, услуг). 
ДN  
Доходность продукции в целом, групп изделий и отдельных ее видов является важнейшим показателем сравнительного анализа доходности (убыточности) производства тех или иных видов продукции, особенно на предприятиях, вырабатывающих широкий их ассортимент. 
Модифицированным показателем доходности продукции является доходность объема продаж, определяемая по формуле: 
Дв 
ДвN = , 
ДN 
где: ДвN – доходность объема продаж; 
Дв – валовый доход; 
ДN – доход (выручка) от реализации продукции (работ, услуг). 
Третья группа показателей доходности (рентабельности) рассчитывается на базе чистого притока денежных средств. 
Например: 
 
Чистый приток Чистый приток Чистый приток 
денежных средств денежных средств денежных средств 
и т. д. 
объем продаж авансированный собственный 
капитал капитал 
Последние показатели дают представление о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами. Доходность, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она предпочтительна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового положения предприятия. 
Итак, рассмотрены основные относительные показатели доходности предприятия и проанализированы факторы, влияющие на изменение их уровня. Эти показатели характеризуют эффективность деятельности предприятия и его деловую активность .


Информация о работе Анализ абсолютных показателей доходности