Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 01:39, курсовая работа
Цель данной работы - изучить психологические особенности восприятия рекламы с целью выяснения принципов создания максимально эффективных рекламных сообщений.
Основные задачи данной работы:
- рассмотреть механизмы воздействия рекламы с точки зрения психологии;
- охарактеризовать механизмы восприятия рекламы;
- определить закономерности запоминания информации
Объект исследования: отечественная и международная реклама.
Предмет исследования: психологические особенности восприятия рекламы.
Введение 3
Глава 1. Психические процессы в формировании рекламных образов 4
1.1 Доминанта 4
1.2 Формирование доминант 4
1.3 Стадии формирования доминанты 4
1.4 Свойства доминанты 5
1.5 Направления использования механизма доминант в рекламной практике 5
1.6 Корректировка нежелательных доминант 6
2.1 Психические процессы в формировании рекламных образов 7
3.1 Язык визуальных образов 8
4.1 Память 9
4.1 Закономерности запоминания информации 10
5.1 Мышление 11
Глава 2. Восприятие в рекламе 12
1.1 Восприятие 12
1.2 Законы восприятия 13
2.1 Организация стимулов 15
3.1 Основные различия восприятия рекламы маркетологом и потребителем продукта 16
3.2 Результаты исследований: 17
3.3 Мифы в рекламе 19
3.4 Воздействие рекламы на эмоциональную сферу 22
Заключение 27
Список используемой литературы 28
1.1 Восприятие
Другим
важным элементом когнитивной
Восприятие
осуществляется чаще всего осмысленно.
Большую роль в процессе восприятия
играет узнавание.
При
восприятии рекламной информации исключительно
важная роль принадлежит формированию
перцептивного образа, который оказывает
(или не оказывает) самое существенное
воздействие на поведение покупателя
Специальные исследования показали,
что люди, например, необъяснимо
преданны своей марке сигарет
или пива или какого-либо иного
продукта, отличающегося широким
разнообразием ассортимента. Но при
специальных испытаниях они не могут
отличить одну марку от другой. Тремстам
курильщикам, предпочитающим сигареты
одного из трех основных сортов, предложили
эти самые три сорта сигарет,
только без названий. Им нужно было
узнать свой любимый сорт. Только шесть
человек из трехсот испытуемых смогли
распознать марку своих сигарет.
Вывод психологи сделали
Рекламирование
сигарет немыслимо без
Следовательно, основная задача рекламы должна состоять в том, чтобы создавать в умах потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемое. Это тем более актуально, что многие предметы потребления стандартизированы.
Сказанное
с успехом применялось и
1.2 Законы
восприятия
Восприятие
человека имеет свою психологию. Оно
избирательно по своей природе. И
определяется личными (индивидуальными)
факторами и факторами, относящимися
к стимулам. .
Среди
Личных факторов выделяют потребности
и мотивы.
Внимание будет привлечено и удержано, если информация представляет интерес для потребителя с точки зрения его мотивации и потребностей.
В
любой момент жизни человек испытывает
массу потребностей. Некоторые из
них имеют биогенную природу,
возникают при определенном физиологическом
состоянии организма — голоде,
жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную
природу и являются результатом
таких состояний
Им
же была предложена в виде пирамиды
следующая классификация
Согласно
Маслоу система человеческих потребностей
выстроена в иерархическом
В свое время пирамида Маслоу явилась революционным открытием в мире психологии человека, и этим не преминули воспользоваться коммерсанты. Однако впоследствии теория потребностей была дополнена новыми исследованиями психологов. Оказалось, что на поведение человека наряду с потребностями оказывают влияние и мотивы.
Психолог Льюис обозначил основные мотивы поведения людей. Среди них: стремление к личной власти и управлению других, собственному удовольствию, эмоциональной безопасности, самоуважению, принадлежности к той или иной социальной группе, к достижению важных целей, поиску новых впечатлений, свободе и финансовой независимости. Разумеется, что это не самый полный список. Желание человека как можно дольше оставаться молодым, здоровым, красивым и «успешным» — не упоминается в списке мотивов Льюиса, однако их значимость в современном мире трудно переоценить.
Понятно, что рекламодателю необходимо иметь полное представление о потребностях и мотивах своих потенциальных покупателей, для того чтобы правильно подготовить программу по продвижению тех или иных товаров и услуг.
Знание
потребностно-мотивационной
К
примеру, в рекламе мобильных
телефонов могут быть использованы
потребности разных уровней 2 — 3 —
4. Но все же основополагающим выступит
2-й — потребность в
Реклама
интернет-услуг будет более
Эта
же потребность 3-го уровня — потребность
в любви и принадлежности —
редко встречается и в рекламе
туроператоров. Возможность отдохнуть
комфортабельно, увидеть новые места,
познакомиться с историей и архитектурой
города — выступает в качестве
главных аргументов туристических
агентств, но разве возможность
В рекламе эксклюзивных товаров — дорогих автомобилей, часов, коттеджей, бижутерии, косметических средств и т.п. — главной выступит потребность 4-го уровня — потребность в уважении (самоуважении, признании, статусе). В данном случае предметы выступают своего рода символами благосостояния. И для потребителей совершить покупку — значит отнести себя к привилегированному социальному классу — VIP.
Потребность 5-го уровня — самоактуализация — редко используется в рекламе. И на это есть свои причины. Как утверждал Маслоу, до нее не все доходят, ведь эта вершина пирамиды. Реализация всех своих способностей по силам не многим. Но для творческих людей она будет основной, вот почему именно ее нужно использовать в рекламе товаров и услуг, ориентированных на эту часть аудитории.
Потребности
1-го уровня — физиологические потребности
(в пище, жилье, тепле и т.д.) уместны
в рекламе продуктов питания,
одежды, кондиционеров и обогревателей,
другое дело, что «лобовой» ответ
на запрос не всегда интересен потребителю.
Ведь от рекламы ждут своего рода игры
— творческого решения проблемы.
2.1 Организация
стимулов
Существуют
ли принципы или правила, согласно которым
люди организуют поступающую информацию?
Этот вопрос относится к области
исследования гештальтпсихологии. Учеными,
работающими в этом направлении
— М.Вертхеймером и В.Келлерем —
было экспериментально доказано, что:
Так,
в ходе исследования при запросе
психологов соединить точки стимула
«А» большинство людей
Важность принципа образ-фон с точки зрения рекламы иллюстрируется примером телерекламы фирмы Polaroid с участием звезд Голливуда. Ролики были основаны на устном споре между мужем и женой и, несомненно, людям они понравились. Однако в ходе опроса многие зрители назвали в качестве рекламируемой марки совсем не Polaroid, а Kodak. Поскольку не это заинтересовало зрителей больше всего. Для них актеры стали узнаваемым образом, в то время как сам продукт стал фоном, хотя от рекламы требовалось совсем противоположное.
Одним
из примеров неправильного использования
принципа образ-фон может служить
и новая телевизионная реклама
«АС – Альфастрахования». В данном
случае художественные картины —
мировые шедевры — становятся
главным образом, именно на них акцентируется
внимание, а фоном — незначительной
информацией — выступает
Принцип целостности, подсказанный психологами, активно используется в рекламе. Классический пример его использования — музыкальная тема из рекламы марки сигарет «Salem», в которой были слова: «Можно отнять «Salem» у страны, но не отнять страны у «Salem». На ранних стадиях рекламной кампании слоган настойчиво укреплялся в сознании потребителей. Позже были разработаны новые объявления, в которых девиз заканчивался на слове «но». Согласно всем отчетам кампания была весьма успешной.
Принцип целостности можно встретить и в рекламе других компаний. Встречаются, к примеру, рекламные объявления компании «Kellog’s», в которых отсутствует часть слова, либо несколько последних букв названия фирмы. Иногда в объявлении помещают частичное изображение самого товара. Некоторые компании по радио проигрывают музыкальный фрагмент из своей телевизионной рекламы, тогда как потребитель мысленно воспроизводит визуальную ее часть.
Успех
этого рекламного трюка связан прежде
всего с тем, что дает возможность
потребителю включаться в процесс
обработки информации и самому «создавать»
рекламу. В нее он вкладывает свое
личное отношение, вот почему она
и лучше запоминается.
3.1 Основные
различия восприятия рекламы маркетологом
и потребителем продукта
С тех пор как существует реклама, существуют и представления маркетологов о том, какой она должна быть. А какой ни в коем случае не должна. Разумеется, эти представления держатся на уверенном знании своего потребителя – что ему (потребителю) нравится, а что нравиться не должно. Ведь настоящий маркетолог целыми днями на эту тему медитирует, и вообще всячески потребителя своего изучает. А этот ужасный (и любимый) потребитель все время меняется и развивается..
За последние 17 лет, со времен биржи “Алиса” и Московского вентиляторного завода, в его сознании тоже возникли некоторые представления. Например, теперь ему совершенно точно известно, что на свете существуют такие страшные вещи, как кислотно-щелочной баланс, а также триклозан и энзимы. А в результате опыта потребления товаров и их рекламы, кроме потребности в бифидобактериях Essensis и в свежем дыхании, у него сформировалась худо-бедно и некоторая потребительская культура.