Веб-сайт как РR инструмент библиотеки (на примере официального сайта Национальной библиотеки Республики Коми)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Задача формирования инновационной деятельности в библиотечной сфере ставит библиотеки перед необходимостью переосмыслить свое место в обществе, искать новые пути для повышения эффективности своей работы. Одно из направлений современного развития в сторону модернизации - это создание новых взаимоотношений с общественностью. Основополагающие принципы PR – обеспечение взаимной выгоды библиотеки и общественности, открытость информации, установление устойчивых информационных связей с внешней средой – являются определяющими для библиотек. Технологические инновации также оказывают влияние на положение библиотек в социуме, ставят перед необходимостью поиска новых путей повышения своего авторитета, сочетая традиционные и новейшие формы и методы работы с тем, чтобы занять достойное место в информационном поле.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…………..3
Глава 1. Деятельность по связям с общественностью современной библиотеки ……………………………………………………………………...…..7
1.1 Особенности связей с общественностью в библиотечной сфере………...7
1.2. Web-сайт как инструмент Public Relations ………………………………..
Глава 2. Официальный сайт Национальной библиотеки РК как PR-инструмент ……….………………………………………..…………..………...14
2.1 Краткая характеристика сайта Национальной библиотеки Республики Коми …………………..………………………………………….………………...14
2.2 Информационная составляющая сайта ……………………………….....22
2.3 Мультимедийное наполнение сайта……………...…………………….....33
Заключение…………………………………………………………………….38
Список источников и литературы…………………………………...……..41

Файлы: 1 файл

переделанная работа.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Веб-сайт как РR инструмент библиотеки

(на примере официального  сайта 

Национальной библиотеки Республики Коми) 
Содержание

Введение……………………………………………………………..…………..3

Глава 1. Деятельность по связям с общественностью современной библиотеки ……………………………………………………………………...…..7

1.1 Особенности связей с общественностью в библиотечной сфере………...7

1.2. Web-сайт как инструмент Public Relations ………………………………..

Глава 2. Официальный сайт Национальной библиотеки РК как PR-инструмент ……….………………………………………..…………..………...14

2.1  Краткая характеристика сайта Национальной библиотеки Республики Коми …………………..………………………………………….………………...14

2.2  Информационная составляющая сайта ……………………………….....22

2.3 Мультимедийное наполнение сайта……………...…………………….....33

Заключение…………………………………………………………………….38

Список источников и литературы…………………………………...……..41

 

 

Введение

 

    Задача формирования инновационной деятельности в библиотечной сфере ставит библиотеки перед необходимостью переосмыслить свое место в обществе, искать новые пути для повышения эффективности своей работы. Одно из направлений современного развития в сторону модернизации - это создание новых взаимоотношений с общественностью.  Основополагающие принципы PR – обеспечение взаимной выгоды библиотеки и общественности, открытость информации, установление устойчивых информационных связей  с внешней средой – являются определяющими для библиотек. Технологические инновации также оказывают влияние на положение  библиотек в социуме, ставят перед необходимостью поиска новых путей повышения своего авторитета, сочетая традиционные и новейшие формы и методы работы с тем, чтобы занять достойное место в информационном поле.

Время движется вперед, и новая техника удачно вписалась в библиотечную жизнь. С внедрением компьютерных технологий на качественно иной уровень работы переходят и библиотеки – в них открываются новые отделы, появляются новые должности, решаются задачи оптимизации информационного обслуживания пользователей.

Web-сайт - это информационный ресурс, состоящий из связанных между  собой гипертекстовых документов (Web-страниц), размещенный на Web-сервере и имеющий индивидуальный адрес.

Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и государственного органа, и коммерческой фирмы, и учреждения культуры, к которым относятся библиотеки.

Электронное представительство учреждения в сети Интернет - Web-сайт, является действенным средством реализации коммуникационной политики. Задача Web-Сайта библиотеки – бесперебойное предоставление разнообразных информационных продуктов и услуг целевой аудитории в on-line режиме.

Интернет нужен библиотекам, так как он интересен и нужен ее читателям. Если библиотека собирается заинтересовать читателей своими книжными богатствами, следует понять, что именно интересно ее аудитории.

Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Национальная библиотека Республики Коми.

Предмет исследования  -  официальный сайт Национальной библиотеки Республики Коми.

Источники, использованные нами для написания курсовой работы,  делятся на следующие группы:

  1. Нормативно-правовые акты.1
  2. Локальные акты Национальной библиотеки Республики Коми.2
  3. Делопроизводственная документация  (распорядительная, отчетно-учетная, плановая, деловая переписка) Отделов маркетинга и рекламы, Отдела информатизации Национальной библиотеки Республики Коми.3 Наиболее важная и содержательная группа источников для второй части нашего исследования.  Содержит данные для анализа качественного и количественного наполнения сайта информацией. Эта группа источников несет в себе основную массу фактологической информации.

Цель: исследовать возможности сайта Национальной библиотеки Республики Коми как PR-инструмента.

Задачи:

1. проанализировать значение веб-сайта для PR-деятельности библиотек;

2. выявить основные направления развития сайта ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми».

Работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и литературы, приложений.

 

Глава 1. Деятельность по связям с общественностью современной библиотеки

 

    1. Особенности связей с общественностью в библиотечной сфере

Как показывает опыт российских библиотек, которые уже активно включились в рыночные процессы, связи с общественностью могут вносить существенный вклад в стабилизацию и улучшение их материального положения, повышение статуса как культурно-информационных учреждений. 

Пресс-конференции, торжественное открытие выставок, недели и декады библиотек, чтения, празднование круглых дат в жизни библиотечной общественности, музеи в библиотеках, привлечение внимания местных властей, спонсоров, деловое сотрудничество и партнерство – все это в той или в иной степени используется библиотеками различных систем и ведомств. Естественно, что без активных мероприятий по связям с общественностью современная библиотека не может успешно развиваться как социальный институт и наращивать потенциал для будущего. 
По мнению Е. Широковой «сегодня достаточно распространено мнение о том, что библиотеки, якобы, начинают уступать Интернету свои ведущие позиции в сферах образования, науки, просвещения, культуры. Это еще один аргумент в пользу того, что библиотеки должны больше уделять внимания связям с общественностью, придавать им планомерный, системный характер, использовать все возможные каналы, в том числе и электронные средства массовой информации. Последние, при продуманной, целенаправленной политике, могут способствовать развитию библиотек на качественно новом уровне»4.

Объемы финансирования библиотек особенно на региональном уровне в немалой степени зависят от умения показать результативность деятельности библиотеки как главного документно-информационного ресурса города, района, без которого невозможно нормальное функционирование всех сфер общественной деятельности: производства, науки, образования, культуры. Опыт различных регионов свидетельствует, что местные власти, не говоря уже о различных фондах, а также коммерческих структурах, готовы выделять средства, прежде всего на конкретные, выверенные, с точки зрения социальной значимости, достаточно быстрой отдачи и экономической целесообразности библиотечные проекты. 

Библиотечный PR отнюдь не равнозначен прежним координационным связям. Н.И. Вяткина считает, что «особенность библиотек-новаторов в том, что они идут к своим партнерам (муниципальным властям, депутатам, общественным объединениям, коммерческим фирмам и пр.) не в роли просителей, а с заранее продуманными предложениями, которые основаны на нестандартных подходах к решению актуальных для них проблем»5. Библиотека как равноправный партнер предлагает свои информационные ресурсы и интеллектуальный потенциал.

По мнению Борхард «концепция PR-деятельности любой библиотеки включает следующие взаимосвязанные этапы: изучение объекта воздействия, организацию планирования, обеспечение финансирования, формирование политики поведения библиотеки, осуществление процесса коммуникации с внешними и внутренними объектами, оценку полученных результатов»6. Эта работа требует мониторинга – непрерывности наблюдения изучаемой аудитории, сбора фактов, их систематизации и критического анализа, на основе которых становится возможным прогнозирование научного и практического развития связей с общественностью. Являясь открытой системой, направленной на удовлетворение ожиданий различных слоев населения, библиотека, и в первую очередь публичная, в большей степени, чем любые другие общественные и государственные структуры, имеет возможность стать центром притяжения общественных организаций.  
Как известно, ПР «внешние» взаимосвязаны с ПР «внутренними», которые функционально близки управлению персоналом. Порой можно встретить мнение, что библиотечная политика – это прежде всего влияние на внешнюю среду. Но без поддержки «изнутри», без сплоченной команды единомышленников невозможно добиться каких бы то ни было позитивных изменений.

Итак, цель ПР–деятельности библиотек – это формирование благоприятного социального отношения и внутреннего «климата» для выполнения библиотекой своих функций, привлечение внимания государства, общества, коммерческих организаций к значимости библиотечной деятельности, обусловленной неповторимостью фондов, составом читателей, особенностями региона, социокультурным профилем. 
«Задачи библиотек – в том, чтобы правильно организовать и систематически проводить работу с общественностью на основе изучения, учета и удовлетворения многообразных интересов граждан; вести эффективный диалог с приоритетными группами общественности; создавать позитивный информационный образ библиотеки; устанавливать устойчивое взаимопонимание между сторонами; постоянно работать над дальнейшим расширением аудитории пользователей; развивать специальные направления работы по пропаганде фондов библиотеки и рекламе ее услуг, в том числе, основанных на новых информационных технологиях»7.

Необходимость существования PR-службы, службы по связям с общественностью, в том или ином виде сегодня становится все более очевидной. В первую очередь, это обусловлено тем, что любая компания, организация и орган власти функционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной системы окружающей среды. Среды, в которую могут быть включены: рынок определенных товаров и услуг, конкуренты, партнеры, инвесторы, все общество и конкретные целевые аудитории, СМИ, общественные организации, в масштабах конкретной местности, всей страны и даже мира.

Национальная библиотека Республики Коми не является исключением. Структурным подразделением, ответственным за развитие системы связей с общественностью, в Национальной библиотеке является отдел маркетинга. Отдел был открыт в 2002 году, однако первоначально его структура и функционал сильно отличилась от того, что сегодня собой представляет отдел маркетинга.

Отдел маркетинга является самостоятельным структурным  подразделением и находится в подчинении заместителя директора Национальной библиотеки по информатизации.

У отдела маркетинга, как и у любого другого отдела Национальной библиотеки, сформирована своя миссия, которой стараются придерживаться сотрудники, при осуществлении своей профессиональной деятельности. Миссия отдела звучит следующим образом -  содействие улучшению позитивного имиджа Национальной библиотеки РК.

Миссия отдела довольно проста и достаточно абстрактна, хотя можно сказать, что в ней сформулирована идеальная цель, к которой следует стремиться каждому подобному подразделению.

Основными направлениями работы отдела, согласно Положению об отделе маркетинга являются:

  • Участие во внедрении новых информационных технологий, направленных на улучшение качества обслуживания читателей и продвижения услуг, в менеджменте качества.
  • Организация информационно-рекламной деятельности отдела маркетинга и отраслевых отделов в среде потенциальных и реальных пользователей Национальной библиотеки РК.
  • Организация связей с общественностью: со СМИ, партнерами, благотворителями, инвесторами, друзьями библиотеки, с организациями, учреждениями, в т.ч. культуры и искусства, с Министерствами и ведомствами, координация работы Попечительского Совета Национальной библиотеки РК.
  • Координация научно-методической и аналитической деятельности с отраслевыми отделами библиотеки.
  • Развитие сайта Национальной библиотеки
  • Выявление и адаптация инновационного опыта в библиотечную практику региона.
  • Организация фандрайзинговой деятельности.
  • Работа с персоналом.

Одно из основных направлений работы отдела маркетинга - информационно-рекламная деятельность. Это сбор, анализ, компьютерный набор, подготовка информационных рекламных материалов, буклетов, тиражирование и распространение ежемесячных  "Панорам культурных событий НБРК", которые размещаются по каналам внутренней и внешней рекламы: вывешиваются на информационных стендах НБ РК, учебных заведений (вузах), рассылаются по электронной почте в СМИ, по факсам, на информационные порталы,  Министерство культуры РК и др.

«С целью изучения общественного мнения о Национальной библиотеке, качестве предоставляемых ею услуг отдел систематически проводит социологические исследования, опросы пользователей, итоги которых позволяют сосредоточиться на внедрении новых услуг, усовершенствовать существующие и улучшить имидж Национальной библиотеки»8.

В целом, на наш взгляд, работа отдела построена правильно, особенно если учитывать специфику деятельности библиотеки. Однако, исследуя структуру и функционал отдела маркетинга Национальной библиотеки, мы пришли к выводу, что одним из наиболее серьезных недостатков является полное отсутствие взаимозаменяемости сотрудников. При отсутствии одного из сотрудников отдела, осуществление его работы некому перепоручить. Исключением является лишь художественно-оформительский сектор.

 

1.2. Web-сайт как инструмент Public Relations

 

В настоящее время позиционирование организации, предприятия или фирмы во всемирной сети происходит через формирование собственного стиля, информирование общественности — предоставления оперативной, качественной и полной информации, установление и поддержание эффективного двустороннего общения, а также создание механизма обратной связи и изучения общественного мнения.

В глобальной информационной сети предприятия, организации и фирмы представлены общественности через сайт. Его создание и функционирование требует выполнения совокупности сложных последовательных действий, направленных на результат. Конечный итог зависит от цели сайта — части информационной компьютерной системы, где размещены какие-либо сведения.

Официальный сайт является постоянным и наиболее полным источником информации о компании для общественности, как внутренней (персонала компании, руководителей структурных подразделений), так и для внешней (потребителей продукции, органов государственного контроля и регулирования и т. д.).

Размещение информации на официальном сайте дает компании возможность рассказать своим потенциальным клиентам о предлагаемых продуктах и услугах, проинформировать общественность о значительном событии в жизни компании (презентация новой книги, проведение значимой научной конференции и т. п.), продолжить создание благоприятной атмосферы вокруг компании и выпускаемой ею продукции, что в конечном итоге будет способствовать позитивному отношению клиентов и партнеров.

Информация о работе Веб-сайт как РR инструмент библиотеки (на примере официального сайта Национальной библиотеки Республики Коми)