Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 11:48, курсовая работа
Задача формирования инновационной деятельности в библиотечной сфере ставит библиотеки перед необходимостью переосмыслить свое место в обществе, искать новые пути для повышения эффективности своей работы. Одно из направлений современного развития в сторону модернизации - это создание новых взаимоотношений с общественностью. Основополагающие принципы PR – обеспечение взаимной выгоды библиотеки и общественности, открытость информации, установление устойчивых информационных связей с внешней средой – являются определяющими для библиотек. Технологические инновации также оказывают влияние на положение библиотек в социуме, ставят перед необходимостью поиска новых путей повышения своего авторитета, сочетая традиционные и новейшие формы и методы работы с тем, чтобы занять достойное место в информационном поле.
Введение……………………………………………………………..…………..3
Глава 1. Деятельность по связям с общественностью современной библиотеки ……………………………………………………………………...…..7
1.1 Особенности связей с общественностью в библиотечной сфере………...7
1.2. Web-сайт как инструмент Public Relations ………………………………..
Глава 2. Официальный сайт Национальной библиотеки РК как PR-инструмент ……….………………………………………..…………..………...14
2.1 Краткая характеристика сайта Национальной библиотеки Республики Коми …………………..………………………………………….………………...14
2.2 Информационная составляющая сайта ……………………………….....22
2.3 Мультимедийное наполнение сайта……………...…………………….....33
Заключение…………………………………………………………………….38
Список источников и литературы…………………………………...……..41
Веб-сайт как РR инструмент библиотеки
(на примере официального сайта
Национальной библиотеки Республики
Коми)
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Деятельность
по связям с общественностью современной
библиотеки ……………………………………………………………………...…
1.1 Особенности связей с общественностью в библиотечной сфере………...7
1.2. Web-сайт как инструмент Public Relations ………………………………..
Глава 2. Официальный
сайт Национальной библиотеки РК как PR-инструмент ……….………………………………………..…………..………
2.1 Краткая характеристика
сайта Национальной библиотеки Республики
Коми …………………..………………………………………….…………
2.2 Информационная составляющая сайта ……………………………….....22
2.3 Мультимедийное наполнение сайта……………...…………………….....33
Заключение……………………………………………………
Список источников
и литературы…………………………………...……..
Введение
Задача формирования инновационной деятельности в библиотечной сфере ставит библиотеки перед необходимостью переосмыслить свое место в обществе, искать новые пути для повышения эффективности своей работы. Одно из направлений современного развития в сторону модернизации - это создание новых взаимоотношений с общественностью. Основополагающие принципы PR – обеспечение взаимной выгоды библиотеки и общественности, открытость информации, установление устойчивых информационных связей с внешней средой – являются определяющими для библиотек. Технологические инновации также оказывают влияние на положение библиотек в социуме, ставят перед необходимостью поиска новых путей повышения своего авторитета, сочетая традиционные и новейшие формы и методы работы с тем, чтобы занять достойное место в информационном поле.
Время движется вперед, и новая техника удачно вписалась в библиотечную жизнь. С внедрением компьютерных технологий на качественно иной уровень работы переходят и библиотеки – в них открываются новые отделы, появляются новые должности, решаются задачи оптимизации информационного обслуживания пользователей.
Web-сайт - это информационный ресурс, состоящий из связанных между собой гипертекстовых документов (Web-страниц), размещенный на Web-сервере и имеющий индивидуальный адрес.
Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и государственного органа, и коммерческой фирмы, и учреждения культуры, к которым относятся библиотеки.
Электронное представительство учреждения в сети Интернет - Web-сайт, является действенным средством реализации коммуникационной политики. Задача Web-Сайта библиотеки – бесперебойное предоставление разнообразных информационных продуктов и услуг целевой аудитории в on-line режиме.
Интернет нужен библиотекам, так как он интересен и нужен ее читателям. Если библиотека собирается заинтересовать читателей своими книжными богатствами, следует понять, что именно интересно ее аудитории.
Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение Республики Коми Национальная библиотека Республики Коми.
Предмет исследования - официальный сайт Национальной библиотеки Республики Коми.
Источники, использованные нами для написания курсовой работы, делятся на следующие группы:
Цель: исследовать возможности сайта Национальной библиотеки Республики Коми как PR-инструмента.
Задачи:
1. проанализировать значение веб-сайта для PR-деятельности библиотек;
2. выявить основные направления развития сайта ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми».
Работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников и литературы, приложений.
Глава 1. Деятельность по связям с общественностью современной библиотеки
Как показывает опыт российских библиотек, которые уже активно включились в рыночные процессы, связи с общественностью могут вносить существенный вклад в стабилизацию и улучшение их материального положения, повышение статуса как культурно-информационных учреждений.
Пресс-конференции,
торжественное открытие выставок, недели
и декады библиотек, чтения, празднование
круглых дат в жизни библиотечной общественности, музеи в библиотеках,
привлечение внимания местных властей,
спонсоров, деловое сотрудничество и партнерство
– все это в той или в иной степени используется
библиотеками различных систем и ведомств.
Естественно, что без активных мероприятий
по связям с общественностью современная
библиотека не может успешно развиваться
как социальный институт и наращивать
потенциал для будущего.
По мнению Е. Широковой
«сегодня достаточно распространено мнение
о том, что библиотеки, якобы, начинают
уступать Интернету свои ведущие позиции
в сферах образования, науки, просвещения,
культуры. Это еще один аргумент в пользу
того, что библиотеки должны больше уделять
внимания связям с общественностью, придавать
им планомерный, системный характер, использовать
все возможные каналы, в том числе и электронные
средства массовой информации. Последние,
при продуманной, целенаправленной политике,
могут способствовать развитию библиотек
на качественно новом уровне»4.
Объемы финансирования библиотек особенно на региональном уровне в немалой степени зависят от умения показать результативность деятельности библиотеки как главного документно-информационного ресурса города, района, без которого невозможно нормальное функционирование всех сфер общественной деятельности: производства, науки, образования, культуры. Опыт различных регионов свидетельствует, что местные власти, не говоря уже о различных фондах, а также коммерческих структурах, готовы выделять средства, прежде всего на конкретные, выверенные, с точки зрения социальной значимости, достаточно быстрой отдачи и экономической целесообразности библиотечные проекты.
Библиотечный PR отнюдь не равнозначен прежним координационным связям. Н.И. Вяткина считает, что «особенность библиотек-новаторов в том, что они идут к своим партнерам (муниципальным властям, депутатам, общественным объединениям, коммерческим фирмам и пр.) не в роли просителей, а с заранее продуманными предложениями, которые основаны на нестандартных подходах к решению актуальных для них проблем»5. Библиотека как равноправный партнер предлагает свои информационные ресурсы и интеллектуальный потенциал.
По мнению Борхард
«концепция PR-деятельности
любой библиотеки включает следующие
взаимосвязанные этапы: изучение объекта
воздействия, организацию планирования,
обеспечение финансирования, формирование
политики поведения библиотеки, осуществление
процесса коммуникации с внешними и внутренними
объектами, оценку полученных результатов»6. Эта работа требует
мониторинга – непрерывности наблюдения
изучаемой аудитории, сбора фактов, их
систематизации и критического анализа,
на основе которых становится возможным
прогнозирование научного и практического
развития связей с общественностью. Являясь
открытой системой, направленной на удовлетворение
ожиданий различных слоев населения, библиотека,
и в первую очередь публичная, в большей
степени, чем любые другие общественные
и государственные структуры, имеет возможность
стать центром притяжения общественных
организаций.
Как известно, ПР «внешние»
взаимосвязаны с ПР «внутренними», которые
функционально близки управлению персоналом.
Порой можно встретить мнение, что библиотечная
политика – это прежде всего влияние на
внешнюю среду. Но без поддержки «изнутри»,
без сплоченной команды единомышленников
невозможно добиться каких бы то ни было
позитивных изменений.
Итак, цель ПР–деятельности
библиотек – это формирование благоприятного
социального отношения и внутреннего
«климата» для выполнения библиотекой
своих функций, привлечение внимания государства,
общества, коммерческих организаций к
значимости библиотечной деятельности, обусловленной
неповторимостью фондов, составом читателей,
особенностями региона, социокультурным
профилем.
«Задачи библиотек
– в том, чтобы правильно организовать
и систематически проводить работу с общественностью
на основе изучения, учета и удовлетворения
многообразных интересов граждан; вести
эффективный диалог с приоритетными группами
общественности; создавать позитивный
информационный образ библиотеки; устанавливать
устойчивое взаимопонимание между сторонами;
постоянно работать над дальнейшим расширением
аудитории пользователей; развивать специальные
направления работы по пропаганде фондов
библиотеки и рекламе ее услуг, в том числе,
основанных на новых информационных технологиях»7.
Необходимость существования PR-службы, службы по связям с общественностью, в том или ином виде сегодня становится все более очевидной. В первую очередь, это обусловлено тем, что любая компания, организация и орган власти функционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной системы окружающей среды. Среды, в которую могут быть включены: рынок определенных товаров и услуг, конкуренты, партнеры, инвесторы, все общество и конкретные целевые аудитории, СМИ, общественные организации, в масштабах конкретной местности, всей страны и даже мира.
Национальная библиотека Республики Коми не является исключением. Структурным подразделением, ответственным за развитие системы связей с общественностью, в Национальной библиотеке является отдел маркетинга. Отдел был открыт в 2002 году, однако первоначально его структура и функционал сильно отличилась от того, что сегодня собой представляет отдел маркетинга.
Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением и находится в подчинении заместителя директора Национальной библиотеки по информатизации.
У отдела маркетинга, как и у любого другого отдела Национальной библиотеки, сформирована своя миссия, которой стараются придерживаться сотрудники, при осуществлении своей профессиональной деятельности. Миссия отдела звучит следующим образом - содействие улучшению позитивного имиджа Национальной библиотеки РК.
Миссия отдела довольно проста и достаточно абстрактна, хотя можно сказать, что в ней сформулирована идеальная цель, к которой следует стремиться каждому подобному подразделению.
Основными направлениями работы отдела, согласно Положению об отделе маркетинга являются:
Одно из основных направлений работы отдела маркетинга - информационно-рекламная деятельность. Это сбор, анализ, компьютерный набор, подготовка информационных рекламных материалов, буклетов, тиражирование и распространение ежемесячных "Панорам культурных событий НБРК", которые размещаются по каналам внутренней и внешней рекламы: вывешиваются на информационных стендах НБ РК, учебных заведений (вузах), рассылаются по электронной почте в СМИ, по факсам, на информационные порталы, Министерство культуры РК и др.
«С целью изучения общественного мнения о Национальной библиотеке, качестве предоставляемых ею услуг отдел систематически проводит социологические исследования, опросы пользователей, итоги которых позволяют сосредоточиться на внедрении новых услуг, усовершенствовать существующие и улучшить имидж Национальной библиотеки»8.
В целом, на наш взгляд, работа отдела построена правильно, особенно если учитывать специфику деятельности библиотеки. Однако, исследуя структуру и функционал отдела маркетинга Национальной библиотеки, мы пришли к выводу, что одним из наиболее серьезных недостатков является полное отсутствие взаимозаменяемости сотрудников. При отсутствии одного из сотрудников отдела, осуществление его работы некому перепоручить. Исключением является лишь художественно-оформительский сектор.
1.2. Web-сайт как инструмент Public Relations
В настоящее время позиционирование организации, предприятия или фирмы во всемирной сети происходит через формирование собственного стиля, информирование общественности — предоставления оперативной, качественной и полной информации, установление и поддержание эффективного двустороннего общения, а также создание механизма обратной связи и изучения общественного мнения.
В глобальной информационной сети предприятия, организации и фирмы представлены общественности через сайт. Его создание и функционирование требует выполнения совокупности сложных последовательных действий, направленных на результат. Конечный итог зависит от цели сайта — части информационной компьютерной системы, где размещены какие-либо сведения.
Официальный сайт является постоянным и наиболее полным источником информации о компании для общественности, как внутренней (персонала компании, руководителей структурных подразделений), так и для внешней (потребителей продукции, органов государственного контроля и регулирования и т. д.).
Размещение информации на официальном сайте дает компании возможность рассказать своим потенциальным клиентам о предлагаемых продуктах и услугах, проинформировать общественность о значительном событии в жизни компании (презентация новой книги, проведение значимой научной конференции и т. п.), продолжить создание благоприятной атмосферы вокруг компании и выпускаемой ею продукции, что в конечном итоге будет способствовать позитивному отношению клиентов и партнеров.