Роль СМИ в жизни российского общества(сер.XX-нач.XXIв.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 23:58, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в доскональном анализе деятельности СМИ с точки зрения выявления факторов, способствующих развитости и стабильности отношений СМИ и российского общества.
Объектом исследования является деятельность СМИ в системе политических и общественных отношений постсоветской России.

Файлы: 1 файл

Роль_СМИ_в_жизни_российского_общества.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

 

2. Роль СМИ в жизни современного российского общества

       2.1. СМИ и финансово-политическая деятельность

 

       Обновление  общества, очищение мысли от схематичных представлений о действительности, проявление доброжелательности и человечности, честности и порядочности являет из себя процесс достаточно длительный и сложный, а роль в нём средств массовой информации весьма значительна. Особо следует указать на непосредственное участие средств массовой информации в формировании и реализации внутренней и внешней политики России. Сегодня уходит в прошлое политика открытой пропаганды конфронтации, постепенно усилиливаются международные контакты людей.

       В процессе обновления современного российского общества, изменения политической и управленческой системы принципиально изменяются место и роль средств массовой информации. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства. Сегодня средства массовой информации неформально играют роль общественного судьи, народного стража общественного порядка и, наконец, общественной справедливости.

       Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. При этом понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории необходимо различать, т.к. каждая из них несет свой собственный тематический смысл. Потребности в информации являются социальными по своей природе. Они обусловлены, в первую очередь, содержанием и структурой повседневной деятельности человека, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические интересы зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов таких, как популярность, злободневность,  престижность определенных тем, лиц, явлений. Получить путем опроса можно отдельные сведения об информационных потребностях аудитории. Картину тематических интересов аудитории, полученнную в ходе опросов общественного мнения, необходимо дополнять анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

       Современная аудитория и система общественных отношений на сегодняшний момент сосуществуют неразлучно друг от друга. Поэтому СМИ для успешной реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. В данном случае для аудитории отводится активная роль, имеющая определенные цели и являющаяся результатом коммуникативного процесса.

       Средства  массовой информации в сегодняшней России играют качественно новую роль по сравнению с той, которая им принадлежала еще несколько лет тому назад. Средства массовой информации являются определяющим каналом образования и основы общественного мнения. В наши дни телевидение и средства печати ищут новые подходы к своей аудитории – выпуск Интернет версий журналов, газет, теле-, радио-, передач итп. Исходя из этого, среди тематики газет, журналов, телепередач и радио появились новые, пусть не всегда «чистые», но зато привлекающие читателя, слушателя и зрителя направления: «Желтая пресса», «RedTram.ru», «Совершенно секретно», «СПИД-инфо и другие. Телевидение массово пропагандирует всевозможные «проамериканские» викторины и передачи «Поле чудес» - аналог американского «Колеса фортуны», «танцы со звездами», «Кто хочет стать миллионером», «12 злобных зрителей» и другие. Сейчас по телевизору можно много увидеть различных ток-шоу на злободневные темы: «Большая стирка», «Окна», «Дом», которые не несут в себе образовательной, повышающей интеллектуальный уровень людей информации. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что уровень культуры населения во многом предопределяет уровень культуры средств массовой информации.

       В соответствии со своей новой ролью  в обществе, средства массовой информации часто являются инструментом финансово-политических группировок, властных структур в создании и поддержании ими собственного благоприятного имиджа, проведения собственной политики, пропагандистских и избирательных кампаний, формирования общественного мнения нужной направленности, что является негативным аспектом роли СМИ в России.

       Специфика работы СМИ в России часто обусловлена принадлежностью к различным властным и финансово-политическим группам. Таким образом, вызывается конкуренционную борьба между различными СМИ за аудиторию. Информация, подаваемая различными источниками СМИ, должна иметь соответственно «отличный товарный вид», а именно: должна быть оперативной, по возможности сенсационной, привлекательной по форме подачи, должна быть адресной и соответствовать потребностям и ожиданиям конкретной аудитории (или групп, аудиторий), а также критерию достоверности. Этими условиями обусловлена успешная конкуренция одной и той же подаваемой информация на разных каналах и источниках СМИ.

       Для анализа и освещения в различных источниках СМИ происходит отбор информационных событий. Осуществляется он с учетом двух факторов:

       1) целей и задач коммуникатора;

        2) интересов и потребностей аудитории.

       Очень часто цели и задачи властных, политических, финансовых группировок, владеющих - прямо  или опосредовано СМИ, заключается в отвлечении внимания аудитории от того или иного факта, события, ситуации в целом, а не в прямой рекламе своей политики (хотя и это немаловажно).

       В рассматриваемом случае работниками  СМИ используется метод «смещения акцентов» в совокупности с методами откровенного дезинформирования и тенденциозного анализа, что ведет к фактическому манипулированию общественным мнением, при этом в массовом сознании создаются ложные стериотипы и представления. В конечном счете все эти приемы приводят к формированию у людей неадекватного представления о происходящих событиях.

       Если  рассматривать теоретически роль творческих работников СМИ в российском или в любом другом обществе, то они должны отождествлять свои интересы и потребности с интересами и потребностями большинства. На практике же нередко случается, когда узкий корпоративный интерес журналистов может возобладать над интересами общественного большинства. Например, когда журналисты, постоянно находящиеся в некотором ореоле исключительности, понимая творческую избранность меньшинства, а иногда - преследуя свои корыстные интересы, начинают гиперболизировать свою роль в социальных и, особенно, в политических процессах.

       Юридическую базу российских средств массовой информации нельзя назвать совершенной, она только складывается и развивается. Во многих ситуациях регулирование деятельности отдельных средств массовой информации осуществляется указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями правительства, статьями Гражданского, Уголовного, Административного кодексов Российской Федерации. Часто случается, что в некоторых условиях все эти официальные документы противоречат друг другу или просто не стыкуются между собой. В реальной журналистской практике это приводит не только к ошибкам, но и к тупиковым ситуациям. Журналист в своей повседневной деятельности находится по многим поводам как бы в точке пересечения сразу нескольких законодательных актов. При определенном стечении обстоятельств, когда материал задевает интересы властных структур, или крупных коммерсантов, когда огласка чьих-то неблаговидных действий становится опасной, нередко находится законный (не говоря уже о криминальных) способ отомстить «обидчику».

       Как противовес нашей юридической системе  урегулирования правовой деятельности СМИ законодательство зарубежных демократических стран содержит четко оговоренные ограничения «полной свободы» журналистики для сохранения этой стабильности. Юридическое регламентирование деятельности СМИ является по сути охраной прав и законных интересов личности от посягательств всех институтов общества, в том числе - и самой журналистики, т.е. своих коллег. В соответствии с «Всеобщей декларацией прав человека», другими документами ООН государства должны обеспечивать такую защиту своим средствам массовой информации.[2]

       Обладая широкими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность  перед обществом и злоупотребление  свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства. Журналисты имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций.

       С точки зрения содержательности средства массовой информации достаточно специфичны. Они реализуют свое предназначение иначе, чем другие сферы политического или социально-культурного действия. Если в западных странах влияние политики на социальную жизнь закрепляется соответствующими нормативными установками, являющимися регуляторами политического поведения масс, то российские средства массовой информации развивают политические и социально-культурные идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей и тем самым обеспечивают последовательность, завершенность процесса социально-политического управления.

       Средства  массовой информации координируют свою деятельность со всеми сферами управлениями, нередко участвуют в выработке  и принятии решений по законодательным, государственно-административным, экономическим  и социально-культурным вопросам, нередко СМИ влияют на экологические вопросы и подымают их из неизвестности и забвения  в жизни России.

       В ситуации нестабильности в качестве информационной составляющей между моментом принятия решения и периодом претворения его в жизнь роль средств массовой информации максимально актуализируется. Возможности средств массовой информации аккумулировать, сфокусировать общественное мнение, оперативно транслировать его определяют результативность управленческих приемов сохранения стабилизации социальной системы государства.

       Средства  массовой информации существуют в «пограничной сфере», где социально-политические идеи взаимодействуют с обыденными представителями масс, с их настроениями, иллюзиями, стереотипами. Основной задачей средств массовой информации является упор на позитивные политические элементы массового сознания, преодоление предрассудков и ложных стереотипов.

       Для условий экономического кризиса, глубоких реформ в нынешней России характерны активное включение средств массовой информации не только в общий политический процесс, - но даже попытки вести самостоятельную политическую игру. В сложившихся условиях возникла насущная потребность в создании системы сдержек и противовесов, которые не встроены непосредственно в государственную машину и способны оказывать не нее некоторое воздействие. Одним из видов таких противовесов в российском обществе стали средства массовой информации - в силу своей специфики воздействия на политическую систему, в том числе - власть.

       Часто роль СМИ в российском многоконфессиональном и интернациональном обществе занимаются такими противоположными и неравнозначными задачами как - активизация национальной жизни и национальных движений и ломка национальных перегородок, создание интернационального единства. Эти задачи выступают как две стороны противоречивого развития межнациональной жизни, что находит отражение в СМИ. Одна из преоритетных целей государственной национальной политики - это оздоровление, гармонизация национальных отношений на новой, современной основе, которая должна выдвигается средствами массовой информации как дружеское сожительство народов, сохраняющих свою самобытность и вместе с тем открытых друг другу, приумножение единства российского общества.

       Практика  показывает наличие совокупности интересов населения, удовлетворяемых путем получения информации от СМИ, которая (совокупность) при любых различиях принимается каждым народом России. К этим интересам относятся: повышение качества жизни народов России, демократизация общества, поддержание на должном уровне обороноспособности страны и другие. СМИ в своих изданиях выявляют и показывают это. Главным предназначением и задачей средств массовой информации является становление центром общественного и гражданского согласия, способствующим сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Например, для населения они отражают и знакомят с позициями различных партий и движений, но и еще регулярно проводят диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях СМИ пытаются выделять из всех дискуссий те предложения, которые будут направлены на улучшение жизни людей, на изменение негативной ситуации в различных областях жизнедеятельности. При этом нельзя забывать о большой моральной ответственности тех, кто работает в структурах СМИ. Каждому из них целесообразно не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его.

Информация о работе Роль СМИ в жизни российского общества(сер.XX-нач.XXIв.)