Массовая культура и системный подход к индивидуальной картине мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:36, доклад

Краткое описание

Массовая культура создает иллюзию приближения человека к недостижимому по определению идеалу при помощи однообразного воплощения врожденных архетипов и реализации в созданных ею артефактах устойчивых примитивных мировоззренческих клише, а также в рассмотрении природных объектов через призму данных клише, которые, в свою очередь, формируют вполне определенную, однолинейную картину мира и обусловливают четкие, безальтернативные модели поведения, отличающиеся закономерной предсказуемостью.

Файлы: 1 файл

Массовая культура и системный подход к индивидуальной картине мира.doc

— 34.50 Кб (Скачать)

Влад  Осипенко (МАГ)

 

Массовая культура и системный подход

 к индивидуальной  картине мира

 

(научная статья, категория: социальная 

психология, философия, социология)

 

                                                                          Создано 16 января 2008 года

                                                                          Исправлено 12 октября 2008 года                              

 

    Массовая культура создает иллюзию приближения человека к недостижимому по определению идеалу при помощи однообразного воплощения врожденных архетипов и реализации в созданных ею артефактах устойчивых примитивных мировоззренческих клише, а также в рассмотрении природных объектов через призму данных клише, которые, в свою очередь, формируют вполне определенную, однолинейную картину мира и обусловливают четкие, безальтернативные модели поведения, отличающиеся закономерной предсказуемостью.

  Продукция массовой культуры рассчитана на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному алогичному восприятию окружающей реальности. Создается современная мифология, выстраивается собственный мир, который функционирует по сформированным массовой культурой законам и который нередко воспринимается потребителями массовой культуры как более реальный, чем их собственное обыденное, безрадостное, ничем не примечательное существование.

   Массовая культура задает, программирует сознание личности на предельно одностороннюю реализацию созданных ею самой (на основе примитивного упрощения и стереотипного представления универсальных бинарных оппозиций) четких схем–программ, которые выполняют заложенные в них действия уже независимо от желаний и потребностей личности или даже вступают в прямой конфликт с ними. Таким образом, запрограммированное массовой культурой сознание личности уже теряет способность к самостоятельному функционированию, и происходит потеря индивидуальности человеком, что превращает его в человека толпы с навязанными массовой культурой предпочтениями, потребностями и т.д. Духовное начало в человеке растворяется в привнесенных извне моделях реагирования и поведения, человек становится в определенном смысле роботом, обслуживающим потребности массовой культуры, породившей его, деиндивидуализированного. Такое зомбирование, естественно, происходит без осознания человеком потери своей индивидуальности: зомби не знает о том, что он зомби! Человек, сформированный массовой культурой, не способен признать свою обезличенность именно в силу утраты своей личности, индивидуальных начал. Даже если пытаться путем приведения достаточного количества убедительных аргументов доказывать зомбированному человеку его запрограммированность и обезличенность, все равно из этого ничего не выйдет, потому что однолинейная, безвариантная картина мира этого человека не позволит даже допустить вероятность существования элемента, разрушающего ее саму, - ошибки в системе, в индивидуальной картине мира на базовом, основополагающем, жизнеобеспечивающем уровне. Получается замкнутый круг.

   Основная проблема заключается в том, что деиндивидуализированный и деперсонифицированный человек находится в статичном состоянии. Рассмотрим такого человека с точки зрения системного подхода. Система – совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимообусловленных, взаимовлияющих компонентов, которые обладают свойством самоорганизации. Любая система относительно равновесна. Исходя из определения системы, а также на основании нашего допущения, которое заключается в рассмотрении человека как целостной системы, можно сказать, что система жизнеобеспечения зомбированного человека будет неизбежно бороться за неизменность сформированной стереотипной индивидуальной картины мира, что в свою очередь неизбежно приведёт к снижению качества взаимодействия с миром данного человека и к деградации. Изменить систему могут только чужеродные элементы, которые, естественно, будут отвергаться данной индивидуальной картиной мира как ложные, не соответствующие объективной действительности. На самом деле, попытки изменения индивидуальной картины мира в подавляющем большинстве случаев ни к чему не приводят. Необходимо заметить, что внутренняя способность индивидуальной картины мира к изменению обратно пропорциональна продолжительности существования, времени и полноте сформированности этой индивидуальной картины мира. Но если даже и невозможно изменить индивидуальную картину мира, то остается ещё один  достаточно эффективный способ - это разрушить индивидуальную картину мира, взорвать ее изнутри!  Для этого и нужно спровоцировать духовный кризис, и чем он сильнее, страшнее, глобальнее, тем основательнее разрушается индивидуальная картина мира. Это, на наш взгляд, самый продуктивный и эффективный способ возвращения человека к его индивидуальности, к его самости, к его сущности.

 

P.S. Способы разрушения индивидуальной картины мира подробно изложены в статье «Ты – чмо, или в поисках утраченной баранности».

 


Информация о работе Массовая культура и системный подход к индивидуальной картине мира