Картинка мира средневековой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:26, доклад

Краткое описание

Типологическое единство средневековой культуры на всем европейском географическом пространстве и на протяжении тысячелетия средних веков с 5 по 15 века определялось такими отличительными особенностями как религиозно-христианская духовность, корпоративность, традиционализм и символизм, иерархизм и универсализм. Многообразие средневековой культуры заключается в тех сословных, региональных и хронологических особенностях в которых проявлялись данные отличительные черты. Все это привело к тому, что культурная картина мира Западно-европейского Средневековья является многосоставной и многоуровневой.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 45.71 Кб (Скачать)

Вопрос  №1. Картинка мира средневековой культуры

Сложился «уникальный в своей целостности и многообразный в своем единстве» (А.Я.Гуревич) тип культуры. Типологическое единство средневековой культуры на всем европейском географическом пространстве и на протяжении тысячелетия средних веков с 5 по 15 века определялось такими отличительными особенностями как религиозно-христианская духовность, корпоративность, традиционализм и символизм, иерархизм и универсализм. Многообразие средневековой культуры заключается в тех сословных, региональных и хронологических особенностях в которых проявлялись данные отличительные черты. Все это привело к тому, что культурная картина мира Западно-европейского Средневековья является многосоставной и многоуровневой. Мы предлагаем рассмотреть средневековую картину мира в двух аспектах: ценностном и сословно-структурном.

Начнем рассмотрение культурной картины мира средних  веков с ценностного аспекта. Аксиологической доминантной Средневековья явилась христианская религиозность, зародившаяся на территории Римской империи в 1-2 веках нашей эры. Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию — христианство. Картина мира средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т.е. языческих культур. Бог в христианстве — Единый, Личностный и Духовный, т.е. абсолютно вне-материальный. Также Он наделяется множеством добродетельных качеств: Бог, Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог — Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному  и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек — образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке — душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии — дар свободы воли человеку, т.е. право выбора между добром и злом, Богом и Дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла. Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе — Бог, ангелы, святые, на другом — Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

По христианскому  учению сам, своими силами человек вернуться  к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник — Спаситель. Спасителями в средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (католическая — в Западной Европе.

Наряду с ученым догматическим христианством, носителями которого являлись Отцы Церкви и клир, в Средние века по мере распространения  христианства формировалось и так  называемое «народное христианство», в котором христианская догматика: «догмат о непорочном зачатии», «догмат  о кресте», «догмат о телесном воскрешении» и так далее сочетались в сознании с языческими верованиями, а церковный культ с языческими обрядами и ритуалами. Кроме того, и само ученое догматическое христианство было неоднородным: на протяжении всех средних веков возникали самые разнообразные ереси, с которыми Церковь вела борьбу при помощи Церковного суда – Инквизиции. 
 
Исследуя феодализм средних веков как экономический фундамент культурной жизни средневекового общества французские историки Люсьен Февр и Жорж Дюби открыли такую отличительную черту ценностных представлений средневекового человека о мире как корпоративность. 
 
Л.Февр отмечает, что средневековый человек – это прежде всего член коллектива, представитель своего профессионального объединения равных по статусу и профессии, и свободных тружеников. Корпорация – это практически единственный тип социального института средневековья в котором доминируют не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения. Человек Средних веков не мыслит себя существующим отдельно от своей социальной среды, тех мировоззренческих и поведенческих установок, которые формируются внутри корпоративной среды. Связано это прежде всего с узкой специализацией профессиональной деятельности внутри корпорации, с особенностями хозяйственно экономических и социальных функций средневековых корпораций. Ж.Дюби анализируя корпоративную структуру общества Средних веков выделяет такие корпоративные объединения как: городские коммуны и союзы городов, ремесленные цеха и купеческие гильдии, сельские общины и университеты, религиозные монашеские ордена и братства, религиозные секты и сеньорно-вассальные союзы. В раннее средневековье корпорация является для средневекового человека условием социализации - выживания, средством защиты, институтом суда, регулятором семейно-брачных отношений. Именно в пространстве корпорации происходит установление прав и обязанностей человека. Корпорация осуществляет надзор за исполнением правил жизни установленных в данной социальной среде: монастыре, университете, рыцарском ордене. Корпорация осуществляет наказание за проступки (изгнание за стены города, или за стены монастыря, или за стены университета), и корпорация выступает инстанцией защиты: вносит выкуп, платит залог, берет на воспитание, обеспечивает материально в случае нужды. В условиях жизни традиционного общества, каким является общество Средних веков именно корпорация выполняет функции транслятора социальной памяти и механизма самоидентификации индивида. Раннее средневековье проблему идентичности решало двумя путями: либо человек был христианизировавшимся римлянином, либо - христианизировавшимся варваром.

Но наряду с христианской религиозностью и корпоративностью другой ценностной доминантой средних  веков был традиционализм – ориентация на старину и следование некогда принятым образцам. Традиционализм средневековой культуры проявлялся в экономической сфере: в постоянстве способов обработки земли, в сохранении ручного производства, неизменности системы питания.

Традиционализм образа жизни  объяснялся привязанностью средневекового человека к обжитым местам. Земельная  зависимость крестьянина привязывала  его к той земле, которую он обрабатывал на всю жизнь

В средневековой культуре был выработан и такой механизм закрепления традиций общественно  значимого поведения как этикет. Традиции поведения должны были свидетельствовать  о принадлежности человека к определенным слоям общества. Особенно актуально это стало в романском средневековье, когда среди знати сложилась традиция наследования земель от отца к старшему сыну – примогенитура (что позволяло не делить наследство и не мельчить землевладение, а только укрупнять богатство за счет выгодных браков.

 Следующей ценностной  доминантой средневековой культуры  является символизм,

Символизм состоит в том, что всякий предмет земного мира понимается как символ высочайшего, предельного и совершенного Божества (источника всех реальностей и  всех символов), каждый предмет реальности имеет отпечаток Божества и служит ( лат. - militat, ministrat) Богу. Символизм является отличительной чертой мышления средневекового человека: во всем он видит особое значение, таинственный смысл. Символизм пронизывает все уровни представлений средневекового человека о мире.

Вещи в средневековой  культуре не просто могут служить  символами, но они ими являются, и  задача верующего человека раскрыть истинное значение символа. Вместе с  тем, произвольное толкование символов Священного Писания (Библии и Евангелия) было не допустимо. Рабан Мавр составил толковый словарь христианских символов, где в алфавитном порядке приведены образы Писания с указанием различных значений символов в различных местах текста.

Неизменность толкования символического значения образов священных  текстов была первым условием единства миропорядка в средневековой  культуре, способом связи времен, стран  и народов.

Вместе с тем в сознании средневекового человека постепенно стиралась  грань, разделяющая мир символов и мир значений. Постепенно символ сам становился объектом поклонения и наделялся силой присущей тому, что он символизирует. Так постепенно нательный крест превращался  из символа веры в средство для  защиты от злых духов, дьявола, вампиров и прочей нечисти; точно также и святая вода, первоначально символизировавшая крещение постепенно обрела силу исцеления, изгнания бесов, очищения души и тела

С верой в реальные жизненные  силы христианских символов связан также  и так называемый «реализм» средневековой  культуры, когда духовным сущностям  и процессам приписываются физические свойства

Следующая ценностная доминанта  средневековой культуры состоит  в иерархизме всех культурных явлений и процессов. Все в этом мире является результатом Божественной воли и божественного творения, поэтому все сущее подчиняется законам Божьи и служит Божеству. Человек воспроизводит всю природу: в нем есть свойства, присущие всем тварям и есть разумность, присущая только ему. Человек создан по образу и подобию Божьему, поэтому он является вершиной и центром всего сущего на земле. Все подчинено на земле человеку и существует ради него

В результате всеобщей вписанности в иерархические системы соподчинения в средние века сформировалась статическая модель мира, где каждый человек и предмет был приписан к определенному чину и в этом мире, и в потустороннем, и вырваться из этой системы было нельзя.

Наконец, завершает набор  доминирующих ценностей культурной картины мира Средних веков такая  ценность как универсальность. Средневековая культура стремилась к универсальности объяснительных принципов всего сущего и познанию универсального закона бытия – Закона Божьего. Многочисленные труды Отцов Церкви, апологетов и схоластов были направлены на уточнение нюансов в толковании единого слова истины и благодати – Священного Писания. Универсальное знание о том, что мир сотворен Богом, имеет единую божественную природу и историю, и подчиняется законам Божьим, которое давали Священные тексты рождало и универсальную истину, неизменную ни при каких обстоятельствах, независимую от развития науки, техники, производства, искусства. Позднее средневековье для обоснования Божественной истины выдвинуло концепцию двойственной природы истины: истина земной жизни дается в процессе познания разуму, а истина Божественная дается душе человека в процессе.

Другой уровень существования  средневековой картины мира –  сословный. Как мы уже говорили, в  средневековой культуре принято  выделять три главных структурных  сословных элемента: культуру трудящихся – профанную или народную культуру, культуру воюющих – рыцарскую культуру и культуру молящихся – религиозно-монастырскую культуру. С анализа религиозно-монастырской культуры мы и начнем, в силу ее главенствующей роли в Средние века. 
 
Религиозно-монастырская культура

. К началу Средних веков  существовало 5 наиболее крупных  общин: Римская, Александрийская,  Константинопольская, Иерусалимская,  Антиохийская. Во главе каждой из этих общин стояли патриархи. В Западной Европе наиболее авторитетной и многочисленной была римская община. Во времена империи римской общиной управляла коллегия епископов. Самым известным римским епископом был апостол Петр, распятый римскими властями

Постепенно авторитету Папы Римского подчинились епископы (настоятели) наиболее крупных христианских общин  в Европе. Епископы надзирали над  общинами: обучали новой вере и  вели богослужения.

Монашество возникло после  того, как христианская церковь была признана Римом в качестве официальной  религии в 4-5 вв. Монахи искали одиночества  как способа избегнуть общественных искушений и мирских забот, а  также как способа протеста против общественного признания христианской церкви, ставшей благополучной и  иерархически выстроенной

Один из первых монастырей был основан Бенедиктом из Нурсии (р.489 г.) и им же был написан «Устав», предписывавший монахам не крайний аскетизм, а разумный порядок, строгую дисциплину без ненужных тягот, постоянство (не могли своевольно покидать монастырь до конца своей жизни) и послушание ( незамедлительное повиновение аббату, который подчиняется Богу и Уставу), обязательный физический труд вне зависимости от сословного происхождения и бедность (монах должен быть бедным – это путь сплочения общины, а монастырь должен быть богатым), а также молитву (7 дневных и 1 ночную коллективные – суточный круг богослужения при котором за неделю прочитывались все Псалтыри и так повторялось годами.

Сельские монастыри были почти единственными центрами культуры на протяжении всего раннего Средневековья (5-8 века).

Таким образом, сельские монастыри  в культуре Раннего Средневековья  выполняли функции не только мессионерско проповеднические: обращали варваров в христианство, но и хозяйственно-экономические, а также интеллектуально-научные и духовно-религиозные

Распространяя христианское вероучение и обращая в христианство варваров, Церковь оказалась единственным социальным институтом, который взял на себя функции организации духовной жизни и моральной регуляции

Церковь обеспечила единство культурной картины мира средних  веков, задав направление движения времени: от Сотворения мира до Страшного  суда, и задав характеристику пространству: разделив его на сакральное – божественное, небесное, церковное, и профанное – земное, грешное место жизни простых людей, а также выделив такие значимые места как Ад и Рай. 
 
Церковь выстроила систему морально-нравственных оценок поведению людей, как греховных или добродетельных и сформировала набор примеров человеческого поведения, воплотивших церковный нравственный идеал в лице Святых, возвела нравственность в культ, сделала жизнь по христианским заповедям религиозным долгом каждого человека.

Церковь использовала сформировавшуюся в античном искусстве систему  выразительно-изобразительных средств  и символов для оформления своих  культов, обрядов и ритуалов

Одновременно с развитием  церковного искусства в нем с  неизбежностью нарастали и усиливались  элементы светскости: так было с  церковным театром, развившемся  из литургического действия в театр  мираклей, моралите и фарсов. Так  было с церковной музыкой, когда  из церковных песнопений зародилась нотная грамота, система современной  нотации и музыка опусов. Так было с религиозной живописью, которая  от изображений распятия Христа стала  двигаться к изображению Мадонн с младенцем Иисусом и обмирщению религиозных образов. 
 
Наряду с религиозно-монастырской культурой структурно-сословную картину мира средневековья составляетрыцарская культура во всем ее многообразии: и культура феодальной аристократии, и культура монашеских рыцарских орденов, и придворная куртуазная культура

Рождение рыцарского сословия историки относят к концу Раннего  Средневековья – 7-8- векам. Называют три основных пути формирования рыцарства. К.- Ф. Вернер считает, что рыцарство  происходит от сохранившихся римских  военно-административных структур и  традиции передачи оружия при вступлении в должность на государственной  или военной службе. Ж. Ле. Гофф описывает рождение рыцарства из германского военного института, где вручение оружия юноше было признанием совершеннолетия, право носить оружие символизировало свободу, а важнейшей жизненной ценностью становилась война. Традиции формировать вооруженные силы правителя из профессиональных воинов укреплялись военными победами и завоеванными богатствами. Такая армия содержала себя сама. Главными ценностями были подвиг и слава, смерть от старости или болезни была позорной и оскорбительной. Убийство человека расценивалось как геройство, достойное похвалы

Рыцарский этос – это синтез военной милитаристской системы ценностей и христианских нравственных устоев. Для того, чтобы добиться этого синтеза Церкви пришлось приложить не мало усилий

Рыцарская этика исходила из трех главных функций, которые  выполняли воины в 9-15 веках: защита Церкви, ее служителей и земель; помощь вдовам и сиротам, защита населения  от воров и убийц; защита королевства  от внешних врагов и борьба против врагов христианства. Рыцарь должен был  обладать всеми естественными добродетелями: добротой, щедростью, мудростью, а также  всеми святыми добродетелями: верой, надеждой и любовью, и при этом всеми воинскими добродетелями: знатностью, мужеством и доблестью

Рыцарское искусство знаменито  архитектурой рыцарских замков, которые  на протяжения Средневековья постепенно превращались из укрепленных деревянных построек на высоте, окруженных частоколом и рвом в каменные укрепленные  дворцы, за стенами которых рыцарь и его отряд могли не только выдерживать многодневную осаду, но и устраивать пиры, балы, турниры, стоять службы в капелле замка, выезжать на сражения или на охоту.

Информация о работе Картинка мира средневековой культуры