Картинка мира средневековой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:26, доклад

Краткое описание

Типологическое единство средневековой культуры на всем европейском географическом пространстве и на протяжении тысячелетия средних веков с 5 по 15 века определялось такими отличительными особенностями как религиозно-христианская духовность, корпоративность, традиционализм и символизм, иерархизм и универсализм. Многообразие средневековой культуры заключается в тех сословных, региональных и хронологических особенностях в которых проявлялись данные отличительные черты. Все это привело к тому, что культурная картина мира Западно-европейского Средневековья является многосоставной и многоуровневой.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 45.71 Кб (Скачать)

Рыцарское искусство знаменито  также поэзией, появившейся в 10-11 веках, и закрепившей для современников  и потомков образ рыцаря как благородного воина, верой и правдой служащего  Церкви, сеньору и Прекрасной Даме

Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в средние века, историки называют феодальным. Феод, от которого образовались слова "феодализм", "феодал", "феодальный", - это наименование земельного владения, пожалованного  господином — сеньором (лат. "старшим") своему вассалу — подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т.е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.

Вассалы нуждались  как в феодах, так и в сильных  и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа  преданных и боеспособных вассалов

 

 Вопрос №2. В средневековой Европе существовала феодальная система землепользования, люди делились на феодалов-землевладельцев и полузависимых крестьян. Церковь доминировала в религиозной и политической жизни, проводились инквизиции и церковные суды. В средние века появились первые монахи и монашеские обители. Именно они были главными центрами культуры, при них создавались школы, библиотеки и книжные мастерские. Процветали так же идеалы рыцарства, они сочетали в себе честь, достоинство, смелость в служение обществу и защите веры. В этот период происходит расцвет средневековой архитектуры

До недавнего времени эпоха  Средневековья нередко воспринималась как нечто темное и мрачное, наполненное  насилием и жестокостями, кровавыми  войнами и страстями. Она ассоциировалась  с некой дикостью и отсталостью, застоем или провалом в истории, с полным отсутствием чего-либо светлого и радостного. Во многом способствовали этому сами представители данной эпохи, прежде всего писатели, историки, поэты, религиозные мыслители и  государственные деятели. В основном их произведения, труды и свидетельства  описывали довольно мрачную картину  современной им жизни. В этих работах  отсутствует оптимизм и радость  бытия, нет удовлетворения от жизни, нет надежды на достижение счастья, покоя благополучия, и стремления к улучшению мира.

Средневековье уступало античности, но в целом оно означало несомненное  движение вперед. В период возникновения  западного мира произошел распад Западной Римской империи, что в  свою очередь было вызвано её глубоким внутренним кризисом, а также Великим  переселением народов, или нашествием варварских племен.

С IV – IX в. произошел переход от "римского мира" к "христианскому  миру", вместе с которым возникла Западная Европа. Западный "христианский мир" появился в процессе слияния  римского и варварского мира, он сопровождался разрушениями, насилием и утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации.

В эпоху "Средневековья" люди начинают пользоваться вилками, зеркалами, мылом, пуговицами, появляется фарфоровая посуда и механические часы, а металл стали  обрабатывать на сверлильных, токарных, шлифовальных станках. В производстве тканей начали пользоваться самопрялкой  с ножным управлением и горизонтальным ткацким станком. В средневековых  государствах, многие из них существуют и по сей день, в то время начала развиваться современная демократия. В ряде стран появились выборные представительные учреждения - парламент в Англии и ему подобные, где население могло отстаивать свои интересы. В европейских городах сложилось самоуправление - выборные городские советы, а также цехи, гильдии, университеты с избранными руководителями, в деревнях крестьянские общины, решавшие общие сельские

дела.

Для развития военного дела решающее значение имело изобретение пороха и огнестрельного оружия. Люди научились  строить более совершенные и  прочные корабли, изобрели рулевое  колесо, что привело к ускорению  водного транспорта, начали пользоваться компасом и другими приборами. Благодаря  этому путешественники и мореплаватели  того времени обследовали значительную часть суши, морей и океанов. Благодаря  этому произошла революция в торговле, были открыты миру новые материки – Америка и Австралия. Человек окончательно убедился в том, что Земля круглая.

В средние века сформировался новый  религиозный тип культуры, который  пришел на смену мифологическому. Религия стала одной из главных движущих сил этой эпохи, ей принадлежит роль фундаментальной мировоззренческой основы духовной жизни Средневековья. Провозглашая превосходство духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, христианство сыграло огромную роль в формировании глубокой духовности человека и его нравственного возвышения. Наряду с религией в средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку.

Средние века принесли в жизнь человека многие достижения культуры. Печатная книга - источник наших знаний - появилась  в средние века. Новости люди стали  узнавать из газет, были открыты университеты и множество школ разных типов. С  развитием хозяйства и расширением  образования двинулось вперёд развитие науки. Искусство предстает в  равной мере и лабораторией, и храмом, где постоянно пересекаются пути естественнонаучного познания и  богопознания. Творческое устремление может включать в себя сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии. Так называемая "натуральная магия", сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в это время тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания. Большие успехи были достигнуты в искусстве. Архитекторы возводили грандиозные сооружения: построенные много столетий назад крепости, храмы, ратуши и жилые дома до сих пор украшают города. Скульпторы и живописцы более точно изображали жизнь. В руках учёных появились термометр и барометр, телескоп и микроскоп. Было создано учение о вращение планет вокруг Солнца, выдвинута гениальная догадка о существовании множества миров. Сложились языки многих народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский. На этих языках была создана богатая литература.

К концу средних веков развивалось  свободомыслие; светская культура, наука  и искусство в эпоху Средневековья  всё больше набирали силу. Возникло понятие свободы личности как  право на выбор веры и собственных  взглядов. В средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали

  Вопрос №3. Гуманизм как идеология Возрождения


Новая эпоха принесла новое  мировоззрение. Идейное содержание культуры Возрождения, которое отобразилось в научных, литературных, художественных, философских произведениях, составляло гуманистическое миропонимание. Гуманизм такой своеобразной культурной эпохи, как Возрождение, имел целый ряд  особенностей.

Важную роль в формировании ренессансного гуманизма сыграла  античная традиция, склонение перед  достижениями древних греков и римлян. Гуманисты не просто очень много  делали для сохранения, изучения древних  рукописей, памятников искусства, они  считали себя прямыми наследниками античной культуры с ее абсолютно  другим, чем христианское, отношением к жизни.

Основным признаком культуры Возрождения, в противовес церковно-феодальной культуре, является ее светский характер. Люди Возрождения подвергали критике  систему феодального мировоззрения, им были чуждые его идеалы и догмы (идея «грешности» человека, его  тела, страстей и стремлений). Систему  новых взглядов определяют как антропоцентризм («антропос» с греческого языка — человек). Человек, а не божество стоит в центре мировоззрения гуманистов. Идеал гуманистической культуры — всесторонне развитая человеческая личность, способная наслаждаться природой, любовью, искусством, достижениями человеческой мысли, общением с друзьями. Один из итальянских гуманистов того времени — Пико делла Мирандолла, вслед за античным автором выкрикивал: «Большим чудом является человек!». В своем трактате «О достоинстве человека» он писал: «Бог создал человека, чтобы он познавал законы Вселенной, любил ее красоту, удивляясь ее величию... Человек может расти, совершенствоваться свободно. В ней находятся начала самой разнообразной жизни».

Еще одной особенностью был  индивидуализм. Не происхождение человека, а его ум и талант, предприимчивость должны обеспечить ему успех, богатство, могущество. Индивидуализм, который  лежал в основе нового мировоззрения, был прямой противоположностью феодальному  корпоративному мировоззрению, согласно которому, человек утверждал свое существование тем, что был членом какой-либо корпорации. В селе был  членом общины, в городе — цеха и  так далее. Идеализирующим выражением раннего индивидуализма было утверждение  гуманистами ценности отдельной  человеческой личности и всего того, что с ней связано. Это имело, бесспорно, прогрессивное значение.

Однако гуманисты склонялись в первую очередь перед «сильными» личностями, их идеал имел в виду лишь выбранных и не распространялся  на народную массу. Это мировоззрение  скрывало в себе склонность к утверждению  личного успеха, самоутверждения  любой ценой.

Гуманисты пошли далеко вперед от философских и моральных убеждений  феодально-церковной культуры. Новое  мировоззрение объективно содержало  отрицание религии: в центр мироздания относился человек, а не Бог, знание, а не вера. Однако нельзя упрощать взаимоотношения  гуманистов и церкви. Они не были атеистами, их критика не касалась основ  религии, отбрасывались лишь крайности (требование аскетизма, прочие). Среди  гуманистов было много духовных лиц (Николай Кузанский был епископом, священником, стал Франческо Петрарка), часто церковные сановники, в том числе Папы римские, становились меценатами. Много произведений искусства вдохновлялись библейскими сюжетами. Нередко художники, архитекторы, работали на заказ римского двора, увеличивая влияние католической церкви (Сикстинская капелла, собор Святого Петра). Внутреннее раскрепощение, свободомыслие полностью совмещалось у гуманистов с верой в Бога, конфликта с католической церковью очень долго не возникало.

 Вопрос №4 Искусство эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения  – это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным  среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное  искусство.

Неслучайно существует теория, что Возрождение началось с того, что художники перестали  удовлетворяться рамками господствовавшего  «византийского» стиля и в  поисках образцов для своего творчества первыми обратились к античности. Одним из первых отказался от «византийской  манеры» и стал использовать во фресках  светотеневую лепку фигур Пьетро Каваллини. Но картины вместо икон впервые стал создавать крупнейший мастер Проторенессанса Джотто.

Он первым стремился  христианские этические идеи передавать через изображение реальных человеческих чувств и переживаний, заменил символику  изображением реального пространства и конкретных предметов. На знаменитых фресках Джотто в капелле дель Арена в Падуе можно увидеть рядом со святыми совсем необычные персонажи: пастухов или пряху. Каждое отдельное лицо в Джотто выражает вполне определенные переживания, определенный характер.

В эпоху Дученто (XIII в.) в Италии вместо литературного языка средневековья – латинского – постепенно формируется народный язык – итальянский. Большой вклад в его создание внес величайший писатель того времени Данте Алигьери (1256-1321). В своем раннем произведении «Новая жизнь», написанном на итальянском языке, Данте рассказывает историю любви к Беатриче, начиная с их первой встречи, когда они были еще совсем детьми, и до смерти возлюбленной, когда ей исполнилось 18 лет.

Образ простой горожанки, возвеличенной любовью поэта, он проносит через всю жизнь. И совсем уж в духе эпохи Возрождения сцена  из его «Божественной комедии», в  которой он изображает свою Беатриче сидящей поверх повозки, символизирующей Церковь у врат Чистилища.

В эпоху раннего  Возрождения в искусстве происходит освоение античного художественного  наследия, формируются новые этические  идеалы, художники обращаются к достижениям  науки (математики, геометрии, оптики, анатомии). Ведущую роль в формировании идейных и стилевых принципов искусства раннего Возрождения играет Флоренция. В образах, созданных такими мастерами, как Донателло, Верроккьо, доминируют героические и патриотические начала («Св. Георгий» и «Давид» Донателло и «Давид» Верроккьо).

Основоположником  ренессансной живописи является Мазаччо (росписи капеллы Бранкаччи, «Троица»), Мазаччо умел передавать глубину пространства, связывал фигуру и пейзаж единым композиционным замыслом, придавал отдельным лицам портретную выразительность. Но становление и эволюция живописного портрета, отражавшего интерес возрожденческой культуры к человеку, связаны с именами художников Умрбийской школы: Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо.

Особняком в эпоху  раннего Возрождения стоит творчество художника Сандро Боттичелли. Созданные им образы одухотворены и поэтичны. Исследователи отмечают отвлеченность и утонченный интеллектуализм в работах художника, его стремление к созданию мифологических композиций с усложненным и зашифрованным содержанием («Весна», «Рождение Венеры»).

Один из жизнеописателей Боттичелли говорил, что его мадонны и венеры производят впечатление утраты, вызывая в нас чувство неизгладимой печали... Одни из них утратили небо, другие – землю.

Кульминацией в  развитии идейно-художественных принципов  итальянскогоРенессанса становится Высокое Возрождение. Основоположником искусства Высокого Возрождения считается Леонардо да Винчи – великий художник и ученый.

Он создал целый  ряд шедевров: «Мона Лиза» («Джоконда»), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». В своем творчестве Леонардо стремился выразить дух ренессансного человека. Он искал источники совершенных форм искусства в природе, но именно его Н. Бердяев считает ответственным за грядущий процесс машинизации и механизации человеческой жизни, который оторвал человека от природы.

Классической гармонии живопись достигает в творчестве Рафаэля. Его искусство эволюционирует от ранних холодновато-отстраненных умбрийских образов мадонн («Мадонна Конестабиле») к миру «счастливого христианства» флорентийских и римских произведений. «Мадонна с щегленком» и «Мадонна в кресле» мягки, человечны и даже обыденны в своей человечности.

Информация о работе Картинка мира средневековой культуры