Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:26, доклад
Типологическое единство средневековой культуры на всем европейском географическом пространстве и на протяжении тысячелетия средних веков с 5 по 15 века определялось такими отличительными особенностями как религиозно-христианская духовность, корпоративность, традиционализм и символизм, иерархизм и универсализм. Многообразие средневековой культуры заключается в тех сословных, региональных и хронологических особенностях в которых проявлялись данные отличительные черты. Все это привело к тому, что культурная картина мира Западно-европейского Средневековья является многосоставной и многоуровневой.
Рыцарское искусство знаменито
также поэзией, появившейся в 10-11
веках, и закрепившей для
Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в средние века, историки называют феодальным. Феод, от которого образовались слова "феодализм", "феодал", "феодальный", - это наименование земельного владения, пожалованного господином — сеньором (лат. "старшим") своему вассалу — подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т.е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.
Вассалы нуждались как в феодах, так и в сильных и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа преданных и боеспособных вассалов
Вопрос №2. В средневековой Европе существовала феодальная система землепользования, люди делились на феодалов-землевладельцев и полузависимых крестьян. Церковь доминировала в религиозной и политической жизни, проводились инквизиции и церковные суды. В средние века появились первые монахи и монашеские обители. Именно они были главными центрами культуры, при них создавались школы, библиотеки и книжные мастерские. Процветали так же идеалы рыцарства, они сочетали в себе честь, достоинство, смелость в служение обществу и защите веры. В этот период происходит расцвет средневековой архитектуры
До недавнего времени эпоха
Средневековья нередко
Средневековье уступало античности, но в целом оно означало несомненное движение вперед. В период возникновения западного мира произошел распад Западной Римской империи, что в свою очередь было вызвано её глубоким внутренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племен.
С IV – IX в. произошел переход от "римского мира" к "христианскому миру", вместе с которым возникла Западная Европа. Западный "христианский мир" появился в процессе слияния римского и варварского мира, он сопровождался разрушениями, насилием и утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации.
В эпоху "Средневековья" люди начинают пользоваться вилками, зеркалами, мылом, пуговицами, появляется фарфоровая посуда и механические часы, а металл стали обрабатывать на сверлильных, токарных, шлифовальных станках. В производстве тканей начали пользоваться самопрялкой с ножным управлением и горизонтальным ткацким станком. В средневековых государствах, многие из них существуют и по сей день, в то время начала развиваться современная демократия. В ряде стран появились выборные представительные учреждения - парламент в Англии и ему подобные, где население могло отстаивать свои интересы. В европейских городах сложилось самоуправление - выборные городские советы, а также цехи, гильдии, университеты с избранными руководителями, в деревнях крестьянские общины, решавшие общие сельские
дела.
Для развития военного дела решающее
значение имело изобретение пороха
и огнестрельного оружия. Люди научились
строить более совершенные и
прочные корабли, изобрели рулевое
колесо, что привело к ускорению
водного транспорта, начали пользоваться
компасом и другими приборами. Благодаря
этому путешественники и
В средние века сформировался новый религиозный тип культуры, который пришел на смену мифологическому. Религия стала одной из главных движущих сил этой эпохи, ей принадлежит роль фундаментальной мировоззренческой основы духовной жизни Средневековья. Провозглашая превосходство духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, христианство сыграло огромную роль в формировании глубокой духовности человека и его нравственного возвышения. Наряду с религией в средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку.
Средние века принесли в жизнь человека
многие достижения культуры. Печатная
книга - источник наших знаний - появилась
в средние века. Новости люди стали
узнавать из газет, были открыты университеты
и множество школ разных типов. С
развитием хозяйства и
К концу средних веков
Новая эпоха принесла новое мировоззрение. Идейное содержание культуры Возрождения, которое отобразилось в научных, литературных, художественных, философских произведениях, составляло гуманистическое миропонимание. Гуманизм такой своеобразной культурной эпохи, как Возрождение, имел целый ряд особенностей.
Важную роль в формировании
ренессансного гуманизма
Основным признаком культуры
Возрождения, в противовес церковно-феодальной
культуре, является ее светский характер.
Люди Возрождения подвергали критике
систему феодального
Еще одной особенностью был индивидуализм. Не происхождение человека, а его ум и талант, предприимчивость должны обеспечить ему успех, богатство, могущество. Индивидуализм, который лежал в основе нового мировоззрения, был прямой противоположностью феодальному корпоративному мировоззрению, согласно которому, человек утверждал свое существование тем, что был членом какой-либо корпорации. В селе был членом общины, в городе — цеха и так далее. Идеализирующим выражением раннего индивидуализма было утверждение гуманистами ценности отдельной человеческой личности и всего того, что с ней связано. Это имело, бесспорно, прогрессивное значение.
Однако гуманисты склонялись в первую очередь перед «сильными» личностями, их идеал имел в виду лишь выбранных и не распространялся на народную массу. Это мировоззрение скрывало в себе склонность к утверждению личного успеха, самоутверждения любой ценой.
Гуманисты пошли далеко вперед
от философских и моральных
Эпоха Возрождения – это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство.
Неслучайно существует
теория, что Возрождение началось
с того, что художники перестали
удовлетворяться рамками
Он первым стремился христианские этические идеи передавать через изображение реальных человеческих чувств и переживаний, заменил символику изображением реального пространства и конкретных предметов. На знаменитых фресках Джотто в капелле дель Арена в Падуе можно увидеть рядом со святыми совсем необычные персонажи: пастухов или пряху. Каждое отдельное лицо в Джотто выражает вполне определенные переживания, определенный характер.
В эпоху Дученто (XIII в.) в Италии вместо литературного языка средневековья – латинского – постепенно формируется народный язык – итальянский. Большой вклад в его создание внес величайший писатель того времени Данте Алигьери (1256-1321). В своем раннем произведении «Новая жизнь», написанном на итальянском языке, Данте рассказывает историю любви к Беатриче, начиная с их первой встречи, когда они были еще совсем детьми, и до смерти возлюбленной, когда ей исполнилось 18 лет.
Образ простой горожанки, возвеличенной любовью поэта, он проносит через всю жизнь. И совсем уж в духе эпохи Возрождения сцена из его «Божественной комедии», в которой он изображает свою Беатриче сидящей поверх повозки, символизирующей Церковь у врат Чистилища.
В эпоху раннего
Возрождения в искусстве
Основоположником ренессансной живописи является Мазаччо (росписи капеллы Бранкаччи, «Троица»), Мазаччо умел передавать глубину пространства, связывал фигуру и пейзаж единым композиционным замыслом, придавал отдельным лицам портретную выразительность. Но становление и эволюция живописного портрета, отражавшего интерес возрожденческой культуры к человеку, связаны с именами художников Умрбийской школы: Пьеро делла Франческа, Пинтуриккьо.
Особняком в эпоху
раннего Возрождения стоит
Один из жизнеописателей Боттичелли говорил, что его мадонны и венеры производят впечатление утраты, вызывая в нас чувство неизгладимой печали... Одни из них утратили небо, другие – землю.
Кульминацией в
развитии идейно-художественных принципов
итальянскогоРенессанса станови
Он создал целый ряд шедевров: «Мона Лиза» («Джоконда»), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». В своем творчестве Леонардо стремился выразить дух ренессансного человека. Он искал источники совершенных форм искусства в природе, но именно его Н. Бердяев считает ответственным за грядущий процесс машинизации и механизации человеческой жизни, который оторвал человека от природы.
Классической гармонии живопись достигает в творчестве Рафаэля. Его искусство эволюционирует от ранних холодновато-отстраненных умбрийских образов мадонн («Мадонна Конестабиле») к миру «счастливого христианства» флорентийских и римских произведений. «Мадонна с щегленком» и «Мадонна в кресле» мягки, человечны и даже обыденны в своей человечности.