Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:26, доклад
Типологическое единство средневековой культуры на всем европейском географическом пространстве и на протяжении тысячелетия средних веков с 5 по 15 века определялось такими отличительными особенностями как религиозно-христианская духовность, корпоративность, традиционализм и символизм, иерархизм и универсализм. Многообразие средневековой культуры заключается в тех сословных, региональных и хронологических особенностях в которых проявлялись данные отличительные черты. Все это привело к тому, что культурная картина мира Западно-европейского Средневековья является многосоставной и многоуровневой.
Но величествен образ «Сикстинской мадонны», символически соединяющий небесный и земной миры. Более всего Рафаэль известен как создатель нежных образов мадонн. Но в живописи он воплотил и идеал возрожденческого универсального человека (портрет Кастильоне), и драматизм исторических событий.
Микеланджело –
мастер, который соединял в своем
искусстве прекрасную телесность с
глубокой одухотворенностью образов,
унаследованной от средневековой христианской
культуры. Уже в раннем творчестве
Микеланджело проявлялись его трагическое
мироощущение («Распятие»), тончайший
психологизм образов и
Особое место
в эпоху Высокого Возрождения
занимает венецианская школа, в которой
наслаждение жизнью и любовь к
природе соединились с
В этот период в творчестве Микеланджело отражается усугубляющийся трагизм его мировосприятия (образы капеллы Медичи, особенно «Ночь», «Страшный суд» и фрески капеллы Паолина). У художников, продолжающих традиции Высокого Возрождения, усиливается тяга к декоративности и пышности (Веронезе), нарастают субъективизм и спиритуализм.
Для маньеристов
образ строится не на основе изучения
натуры, как это было у художников
Возрождения, а на их внутреннем чувстве.
Маньеризм причудливо переплетает
мистику и идеалы придворной культуры,
он полон аллегорий и
Одновременно с кризисом возрожденческого искусства в Италии происходит его расцвет в Нидерландах и Германии.
Ян ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. В его творчестве отразилась одна из принципиальных особенностей этого искусства: тесная связь с искусством поздней готики. Гентский алтарь, выполненный братьями ван Эйк, в своем образном строе соединяет строгое религиозное чувство с радостным и поэтическим восприятием земной красоты, идеальные образы с портретами реальных людей, сложную символику с простыми человеческими эмоциями. В портретах Яна ван Эйка акцент делается на духовной наполненности и благочестии в психологически достоверных и натуралистически точных образах.
Сложная символика, фантазия и гротеск проявляются в творчестве Хиеронимуса Босха. Его стилистика кажется настолько необычной для того времени, что многие современные искусствоведы считают Босха провозвестником сюрреализма.
Развитие искусства Северного Возрождения связано с именем Альбрехта Дюрера, который заложил в Германии основы светских жанров – портрета, пейзажа, бытовых жанров. В его творчестве проявляется еще одна яркая черта Северного Возрождения: стремление изобразить человека несовершенным и идеальным, но достоверным.
Говоря об искусстве Северного Возрождения, конечно же, следует обратить внимание на портреты Гольбейна и на творчество Брейгеля.
Подводя итоги, следует отметить, что Возрождение в Италии и Реформация в Северной Европе могут, как это и делал Н. Бердяев, рассматриваться в качестве этапов переходного периода, знаменовавшего окончание в историческом масштабе одного типа цивилизации (космогенной, традиционной) и начало новой, техногенной цивилизации.
Итальянский Ренессанс
был источником для Северного
Возрождения и Реформации. Реформация
дополнила и своеобразно
Вопрос №5. Реформация
Родиной Реформации стала Германия.
Ее началом считают события 1517 г., когда
октор богословия Мартин Лютер (1483- 1546) выступил
со своими 95 тезисами против продажи индульгенций.
С этого момента начался его длительный поединок
с католической церковью. Реформация быстро
распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции,
Англии, Италии. В Германии Реформация
сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким
размахом, что с ней не может сравниться
ни одно социальное движение средневековья. Своих новых
теоретиков Реформация обрела в Швейцарии,
где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно
оформил реформационную мысль Жан Кальвин
(15091564) , которого
прозвали “женевским папой” . В конечном итоге Реформация
породила новое направление в христианстве,
которое стало духовной основой западной цивилизации
- протестантизм. От католичества отошла
часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия,
Голландия, Финляндия, Швейцария, часть
Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили
существенные изменения. Протестантизм
освободил людей от давления религии в
практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное
сознание сменилось светским мировоззрением.
Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение
Реформации было в той особой роли, которая
придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом.
Лишенный посредничества церкви человек
теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него
возлагалась гораздо большая ответственность.
Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности,
проповедуя возможность общения с Богом
через устроенное соответствующим образом общество.
Кальвин учил, что знак Божественного
благоволения к человеку раскрывается
в его практической деятельности: успех или неуспех
– критерий, позволяющий понять, проклятие
или благодарность лежит на человеке. Трудовая этика реформации
освещала практицизм, предпринимательство,
что было наиболее адекватным западному образу
жизни. “Результатом реформации… было
прежде всего то, что в противовес католической точке зрения
моральное значение мирского профессионального
труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли”
. Реформация и Ренессанс поставили
в центр человеческую личность, энергичную,
устремленную на преобразование мира, с ярко
выраженным волевым началом. Но Реформация
при этом имела более дисциплинирующее воздействие:
она поощряла индивидуализм, но вводила
его в строгие рамки морали, основанной на религиозных
ценностях. Реформация в своей основе – буржуазное явление.
Она вызвана появлением и развитием буржуазии,
выступающей против феодализма и его освещения
церковью. Буржуазия на этом этапе своего
развития еще слишком слаба, чтобы самостоятельно выступать или
организовывать движение всего “третьего
сословия” . Она борется только против специфической формы феодальной
эксплуатации, но не против феодальной
эксплуатации вообще. Феодально-абсолютическое
государство для нее еще не пройденная
ступень, а, наоборот, прогрессивная орма политической организации.
Пройденной ступенью для нее является
лишь феодальная форма религии в виде католической церкви, и лишь
против католической религиозности и
католической религиозной организации
она выступает революционно. . Реформация сыграла важную
роль в становлении мировой цивилизации.
Не провозглашая никакого определенного социально-политического
идеала, не требуя переделки общества
в ту или иную сторону, не совершая никаких научных открытий
или достижений на художественно-эстетическом
поприще, Реформация изменила сознание человека,
открыла перед ним новые духовные горизонты.
Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился
от опеки церкви, получил самую высшую
для него санкцию – религиозную на то, чтобы только
собственный разум и совесть диктовали
ему, как следует жить. Реформация способствовала
появлению человека буржуазного общества
– независимого автономного индивида со свободой нравственного
выбора, самостоятельного и ответственного
в своих суждениях и поступках.