Коммуникация как составляющая национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить методы использования средств коммуникации, ключевые параметры средств массовой коммуникации, применяемые как для ведения информационно-коммуникативных войн, так и для поддержания национальной безопасности. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить феномен национальной безопасности в коммуникационном пространстве;
- указать особенности реализации концепций национальной безопасности в политических практиках ведущих мировых держав;
- проанализировать информационно-коммуникативную составляющую национальной безопасности современных государств;
- рассмотреть информационно-коммуникативные условия обеспечения национальной безопасности России.

Оглавление

Введение……...…………………………………………….………………….......3
ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ….……...………......…5
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ……………………………….………………...…11
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ ………………………………………..…………………..17
НАЦИОНАЛЬНЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………….…………………….……...27
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список используемых источников и литературы…………..……

Файлы: 1 файл

Коммуникация как сост национальной безопасности(корректир).doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     Информационно-коммуникативные войны разной интенсивности стали явной приметой наших дней. Главной задачей политических систем, является разработка и внедрение методов информационной защиты национальной безопасности государств. Информационно-коммуникативная составляющая национальной безопасности современных государств показывает, что новый информационный мир по-новому выстраивает свои приоритеты, опираясь на новые типы возможностей, поэтому статус наук коммуникативного цикла возрастает. Кроме того, современные политики прекрасно знают, что большими массами людей гораздо легче управлять силой воображения, нежели грубой физической силой. И они мастерски используют это знание, манипуляции, идеологии, слухов.  

 

     

4. НАЦИОНАЛЬНЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ  РОССИИ  И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ  УСЛОВИЯ  ЕЁ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

     Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности нашей страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры страны. Медленно реализуются работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для сохранения культурного наследия. В российской Доктрине информационной безопасности на первое место ставится обеспечение информационной безопасности индивидуального, группового и общественного сознания.

     Для реализации основных положений Доктрины и обеспечения информационной безопасности России было создано Управление информационной безопасности в Совете Безопасности РФ. 12

     Следует обратить внимание, что психологическая война действительно до сих пор продолжается против нашей страны, даже после победы в "Холодной войне" в результате сначала инициирования горбачевской перестройки, а после и последствий ее в виде разрушения великой державы, а также физического (в результате бандитских разборок при переделе собственности конца 80-х — середины 90-х годов; в результате смерти от резко увеличившейся алкогольной зависимости, когда у народа отобрали веру в будущее и народ стал искать спасение в том иллюзорном мире, который давал алкоголь; в результате кавказских войн и террористических актов; в результате деятельности черных риэлтеров; в результате деятельности финансовых пирамид и тому подобных следствий распада страны) и духовного уничтожения народа.

     Сейчас  такая война, как мы уже заметили, ведется с помощью информационных технологий. Первый заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Алексей Бурутин заострил внимание, что развитые государства Запада не только активно участвуют в информационной войне, но и разрабатывают все новые механизмы подобного рода войны, в том числе и против России. Объемы финансирования на эти цели свидетельствуют о том, что превосходство в информационной сфере рассматривается как один из основных способов достижения национальных стратегий этих стран в XXI веке.

     Первый  заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил РФ А. Бурутин заявил, что Россия тоже приступила к разработке способов ведения информационных войн. «...В обозримом будущем достижение конечных целей войн и вооруженных конфликтов будет решаться не столько уничтожением войск и сил противника, сколько за счет подавления его государственного и военного управления, навигации и связи, воздействия на другие информационные объекты, от которых зависит стабильность управления государством»,— делает вывод А. Бурутин. «Кроме того, с помощью информации можно воздействовать на людей и их мировоззрение». Такого рода воздействие, по словам генерала, уже «ведется по линии разрушения духовных ценностей, путем воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание» населения России. Как сообщает «Интерфакс», Батурин считает, что с помощью информационного оружия ряд неправительственных организаций, получающих финансирование из-за рубежа, формируют негативный образ России. Как суверенное государство, Россия принимает действенные меры для отражения атак с применением информационного вооружения.

     Российская  концепция информационной войны, разработанная в середине 90-х годов, включает в себя четыре компонента: разрушение систем связи противника; перехват сообщений; взлом компьютерных сетей; воздействие на общественное мнение путем распространения дезинформации. Пять лет назад Совет безопасности РФ утвердил концепцию внешней информационной политики. В этой концепции в качестве угрозы информационной безопасности страны названо: «Вытеснение российских СМИ с внутреннего рынка и усиление зависимости духовной, политической и экономической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур». В качестве меры противодействия этой угрозе среди всего прочего предлагалось «усиление регулирующей роли государства в СМИ». По оценкам специалистов сегодня в России достигнуты определенные успехи в этом направлении. Привычки и желания российских потребителей информации в настоящее время являются объектами пристального изучения, затем через подконтрольные государству СМИ населению внедряются необходимые «знания» — психологические установки, социальные стереотипы, политические симпатии/антипатии. Немаловажную роль в этом играет и «организационное оружие», среди методов которого — создание образа врага, принцип «разделяй и властвуй», контрпропаганда"'.

     В последнее время все чаще в  новостях и блогах фигурирует название сайта WikiLeaks. Разоблачитель американского  правительства, площадка для государственных секретов, самый честный сайт — как только журналисты не называли его. Сразу же после запуска администрация WikiLeaks сообщила о том, что она владеет огромным количеством секретных документов, которые планирует постепенно публиковать. Эти документы должны были разоблачить коррупцию в ряде стран Средней Азии, а также в Китае и России, кроме того, целью создателей WikiLeaks была деятельность правительств стран так называемых «старых демократий».13

     В интервью газете "Коммерсант" от 26 октября пресс-секретарь WikiLeaks Кристин Храфнсон пообещал, что "российские читатели узнают много нового о своей стране". "Мы хотим рассказать людям правду о деятельности их правительств", - сказал он.

     До  сих пор официального ответа на эти  высказывания не прозвучало, однако сотрудник Центра информационной безопасности ФСБ обратился с предупреждением в адрес WikiLeaks, в котором, как пишет Time, было куда меньше такта, чем в реакции США на разоблачения по поводу войны в Ираке. На условиях анонимности сотрудник агентства сказал сайту LifeNews, что "при желании и соответствующей команде"  WikiLeaks может стать недоступным навсегда.

     Давать  комментарии журналу Time по поводу этого  высказывания в ФСБ отказались, не уточнив так же, является ли оно  выражением официальной позиции службы. Однако, пишет журнал, история свидетельствует, что ФСБ без колебаний закрывает "болтунов" в интернете. В июне российский аналог WikiLeaks сайт "Лубянская правда" опубликовал  серию документов, заявленных как сверхсекретные материалы ФСБ об операциях в бывшем СССР и конфликтах с другими российскими службами безопасности. Сайт оставался в онлайне меньше трех недель, после чего на нем появилось сообщение, что сайт находится в разработке. "ФСБ легко могла найти людей, которые за ним стояли и убедить их, что это не очень хорошая идея, - говорит эксперт по российским службам безопасности Андрей Солдатов. - ФСБ точно так же может закрыть сайт уровня WikiLeaks. Такие возможности у них есть".

     "Если  ФСБ говорит, что может закрыть  доступ к WikiLeaks, я им верю", - говорит Гади Эврон, эксперт по кибербезопасности и контрразведке. По его словам, нет никакой необходимости ломать сайт, потому что за каждым проектом стоят люди, а людей можно убедить или запугать.

Однако  другие обозреватели считают, что WikiLeaks представляет большую угрозу для служб безопасности России, чем предыдущие источники утечек. Во-первых, у WikiLeaks достаточно прочная репутация сайта, который публикует подлинные документы, что означает, что российская пресса с большей вероятностью сообщит такую новость и перепечатает соответствующие материалы с сайта. Кроме того, это засекреченная и разветвленная организация, технически подготовленная для противодействия кибератакам. Например, такие хакерские удары, которые сломили сайты грузинского правительства во время войны с Россией в 2008 году, не смогли бы долго удерживать WikiLeaks вне эфира.

     Поэтому, пишет журнал, наиболее вероятной  реакцией со стороны России, по крайней  мере, в первый момент, будет попытка  дискредитировать подлинность предполагаемых секретных данных.  "Это основной метод - фильтрация через государственные СМИ, которые будут дискредитировать WikiLeaks и ставить под сомнение надежность их источников, - говорит директор проекта изучения России и Евразии при Всемирном институте безопасности Николай Злобин. - Это ограничило бы всякие общественные дебаты, связанные с утечкой информации, форумами рунета, которые доступны только  незначительному проценту населения". Злобин говорит также, что для того, чтобы поколебать положение российской политической элиты, потребовалось бы нечто на самом деле убийственное. "Россияне и так знают, что их лидеры воруют, что у них есть счета в зарубежных банках, куда они перекачивают деньги, - говорит он. - Они должны представить какие-то шокирующие подробности о двух главных лицах [Дмитрии Медведеве и Владимире Путине], и даже тогда полнейшая политическая апатия российского общества погасила бы волновой эффект от этой новости".

     Однако, репутация России за рубежом может  сильно пострадать от публикации секретных данных, связанных с международной политикой. Сейчас, когда Кремль пытается очаровать Запад, российские агентства безопасности будут прикладывать все усилия, чтобы избежать такой неловкости. И неизвестно, насколько далеко они готовы будут зайти, чтобы спасти лицо. Эксперты в области кибербезопасности тратят изрядное количество сил и времени на защиту от взлома или атаки извне. Но случаи с Wikileaks в очередной раз напоминают о том, что угроза для системы может исходить изнутри.

     Следует обратить внимание, что важным фактором реализации любого рода манипуляций является воздействие на чувства, а не на разум. Как   показывает   проведенный   анализ,  угрозы  безопасности государства, общества и индивида  в эпоху   информационно-коммуникативной   войны   носят по  сути   всеобъемлющий и перманентный  характер. Достижение определенных стратегией контрольных показателей развития информационного общества позволит России войти в число стран, лидирующих в области постиндустриального развития, а также существенно укрепить ее информационную безопасность.

     Парадоксальная  закономерность постиндустриальной эпохи  заключается в том, что чем  более технологически развита нация, тем уязвимее она перед лицом  информационных, сетевых и киберугроз. Новые формы конфликта, зарождающиеся в ходе информационно-коммуникативной войн, не просто являются прообразами будущего, они требуют от нас воображения, воли и решимости уже в настоящем.14 
 
 

 

Заключение

     Рассматривая  вопрос коммуникации как составляющей национальной безопасности, необходимо выделить важную роль средств массовой коммуникации, оказывающую с помощью различных технологий манипулятивное воздействие на психику масс. Резкое увеличение объемов информации, с которым столкнулся современный человек, привело не только к новым, упрощающим это информационное разнообразие параметрам, таким, как имидж, но и к новым как положительным, так и отрицательным тенденциям в этой области. Огромную роль в глобализации информационных войн играет интернет. С ростом его популярности некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать интернет реальности, проводя за компьютером до 18

часов в день.

     Информационно-коммуникативные войны становятся реалией сегодняшнего дня, поэтому противодействие им также должно стать приметой нашего времени. Главной задачей политических систем является разработка и внедрение методов информационной защиты национальной безопасности государств. Отвечая на вопрос о информационно-коммуникативном воздействии на массовое психическое сознание, следует подчеркнуть что, несмотря на то, что методы подобного рода воздействия отличаются в мирное и военное время, но в целом их объединяет одно: целенаправленное воздействие на массовое психическое сознание с целью дезориентации общества и уничтожения существующих ранее в таком обществе моделей поведения (стереотипов) и навязывание уже своих установок. Информационно-коммуникативная война лежит в рамках подобных изменений. Цивилизация резко усилила эту свою составляющую, в какой-то мере выпустив ее из-под контроля.

     Таким образом, говоря о информационно-коммуникативном воздействии на массовое психическое сознание, следует обращать внимание и на такую важную особенность обеспечения национальной безопасности как борьба с навязыванием различными странами с помощью средств массовой коммуникации установок в подсознании масс одной страны — в отношении других стран. Подобные средства, используемые системой массовой коммуникации, являются разрушительной силой для сознания, формируя стереотипы поведения масс, по этой причине возможно возникновение даже такого варианта, как информационная война против своего собственного народа. Скорее всего, так можно рассматривать идущее повсюду засилье массовой культуры. Потребители информации, к которым относится все население развитых стран и большинство жителей стран развивающихся, исследуются, как под микроскопом, тщательно изучаются их привычки и желания, а затем населению внедряются необходимые для власть предержащих и крупную собственность имущих установки, желания и знания.

Информация о работе Коммуникация как составляющая национальной безопасности