Коммуникация как составляющая национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить методы использования средств коммуникации, ключевые параметры средств массовой коммуникации, применяемые как для ведения информационно-коммуникативных войн, так и для поддержания национальной безопасности. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить феномен национальной безопасности в коммуникационном пространстве;
- указать особенности реализации концепций национальной безопасности в политических практиках ведущих мировых держав;
- проанализировать информационно-коммуникативную составляющую национальной безопасности современных государств;
- рассмотреть информационно-коммуникативные условия обеспечения национальной безопасности России.

Оглавление

Введение……...…………………………………………….………………….......3
ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ….……...………......…5
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ……………………………….………………...…11
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ ………………………………………..…………………..17
НАЦИОНАЛЬНЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………….…………………….……...27
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список используемых источников и литературы…………..……

Файлы: 1 файл

Коммуникация как сост национальной безопасности(корректир).doc

— 181.50 Кб (Скачать)

     - ложь должна быть определенным образом дозирована и сохранять видимость правдоподобия;

     - необходимость четкого представления об ожиданиях аудитории, что позволяет создавать иллюзии, применимые именно для данной аудитории;

     - использование "логики коллективного действия", взаимной ответственности;

     - изъятие и сокрытие информации, которая идет вразрез с официальным курсом;

     - обращение к "священным принципам" нации;

     - использование символики и символизации посредством имиджевых технологий».

     Таким образом, говоря об экономико-политической подоплеке ведения информационно-коммуникативного воздействия на массовое психическое сознание, следует обращать внимание и на такую важную особенность обеспечения национальной безопасности как борьба с навязыванием различными странами с помощью средств массовой коммуникации установок в подсознании масс одной страны — в отношении других стран. Подобные средства, используемые системой массовой коммуникации, являются разрушительной силой для сознания, формируя стереотипы поведения масс в тех или иных жизненных ситуациях, служит для монополистических кругов политическим рупором и инструментом воздействия на общество, — писал Д. А. Волкогонов. — ...Это не могут скрыть или не признать и сами журналисты, платные манипуляторы общественным сознанием. Преподаватели из университета Дьюка (США) пишут в своей книге «Средства массовой информации, власть, политика», что тридцать основных газет и журналов США, особенно «Тайм», «Ньюсуик», «Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост», определяют, что должны думать миллионы американцев, как поступать, за кого голосовать, кого ненавидеть, кого бояться».

     Таким образом, мы можем говорить, что в  настоящее время коммуникативная особенность информационных войн набирает силу, и национальная безопасность как ведущих держав, так и ряда развивающихся стран напрямую зависит от современных средств коммуникации.  
 
 
 

 

2. ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  КОНЦЕПЦИЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  В ПОЛИТИЧЕСКИХ  ПРАКТИКАХ  ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ  ДЕРЖАВ

     Проблемы  разработки, использования и защиты от информационного оружия уже сегодня  стали высшими приоритетами ведущих мировых держав. Наряду с воздействием на средства телекоммуникаций, одним из главных объектов воздействия информационного оружия остаются люди, их мировоззрение, духовные ценности, путем воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание населения. Потребители информации, к которым относится все население развитых стран и большинство жителей стран развивающихся, исследуются, как под микроскопом, тщательно изучаются их привычки и желания, а затем населению внедряются необходимые установки, желания и знания.

     Американский  военный аналитик, полковник ВВС  США Ричард Шафрански в своей  статье "Теории информационного  оружия" отмечает, что "цель информационной войны - так повлиять на поведение противника, чтобы он не знал, что на него воздействовали. Успешная информационная кампания ведет к решениям (и действиям) противника, которые противоречат его намерениям или мешают их выполнению. Цель информационных атак на оперативном уровне – создание таких помех, которые не позволяют противнику действовать скоординированно и эффективно. Гармонизация действий на обоих уровнях заставляет противника принимать решения, которые помогают нам достигать наших целей и мешают противнику добиваться выполнения своих".4

     "Информационная  технология в наше время делает  возможным "управление" при  минимальном насилии и кровопролитии", - пишет Шафрански, отмечая, что  если открытое вооруженное столкновение - это ряд смертоносных процессов, то "победа в информационной войне - это подчинение врага и абсолютная власть над ним".

     Пару  лет назад Центральное разведывательное управление (ЦРУ) упоминало только Россию и Китай в качестве основных источников угрозы из киберпространства. Сегодня американские эксперты отмечают, что уже более 20 стран планируют и осуществляют различные виды информационных операций, направленных против Соединенных Штатов. ЦРУ отмечает, что ряд противостоящих США государств, включают информационную войну как часть их новых военных доктрин.

     Рассекреченная  оценка угрозы, проведенная Военно-морским  флотом США, выделяет Россию, Китай, Индию  и Кубу в качестве стран, которые  открыто подтвердили политику подготовки к информационной войне, и которые  быстро развивают их способности в этом направлении. Северная Корея, Ливия, Иран, Ирак и Сирия по сообщениям имеют некоторую способность к движению в этом направлении, а Франция, Япония и Германия уже весьма активны в этой области. 5

     Соединённые Штаты Америки

     Деятельность американской администрации в области защиты критической инфраструктуры берет свое начало с формирования Президентской комиссии по защите критической инфраструктуры в 1996 году. На исполнение указаний президента, обозначенных в этом направлении, был разработан Национальный план защиты информационных систем США, подписанный президентом 7 января, 2000 года. На реализацию этого плана было затребовано 2,03 миллиарда долларов из федерального бюджета.

     С целью улучшения способности  активно защищать информационные системы и компьютеры была создана Объединенная оперативная группа по защите компьютерной сети Министерства обороны, а главнокомандующий космического командования принял полную ответственность за защиту сетей ЭВМ министерства c 1 октября 1999 года.

     С 2000 года Министерством обороны начата работа с союзниками по вопросу обеспечения  информационной безопасности: Канада имеет официального представителя, работающего в США, развивается  система разделения информации между  Министерствами обороны в соответствии с основными положениями Меморандума о понимании и Концепции действий подписанными с канадской стороной.

     Тем не менее, отмечает эксперт, информация, доступная по каналам интернет, позволяет  сделать вывод о том, что уровень  информационной безопасности систем Минобороны США, не смотря на реализованные мероприятия, увеличился незначительно. Скандально известный Интернет-ресурс Wikileaks, специализирующийся на распространении засекреченной информации не так давно опубликовал почти 400 тысяч секретных документов о военных действиях американских военных в Ираке, что безусловно ставит под угрозу жизни военнослужащих США и простых американцев, а также подрывает безопасность Соединенных Штатов.

     Стивен  Афтергуд, эксперт по безопасности из Федерации американских исследователей, полагает, что властям следует пересмотреть свой подход к определению тайны. Нужно добиться того, чтобы секретной считалась только информация, которая действительно ни при каких условиях не может стать достоянием гласности. Пока же эксперты ожидают новых утечек, которые, несомненно, добавят аргументов в спор о том, что должно считаться секретной информацией, и как спецслужбам следует с ней обходиться.

     Китайская Народная Республика

     Китай уже давно включил термин "информационная война" в лексикон своих военных специалистов. Сегодня он неуклонно движется к формированию единой доктрины информационной войны. Фактически, если революция в военном деле определяется как существенное изменение в технологии, дающее преимущество в военном обучении, организации, стратегии и тактике военных действий, то, возможно Китай из всех стран сегодня испытывает истинную революцию в киберпространстве.

     Китайская концепция информационной войны  включает уникальные китайские представления  о войне вообще, основанные на современной концепции "народной войны", 36 стратегем великого Сун Цзы, а также местных представлениях о том, как воевать на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Многое из его подхода имеет отношение к акценту на обмане, войне знаний и поиске асимметричных преимуществ над противником.

     Информационная  война определена как "переход  от механизированной войны индустриального  возраста к войне решений и  стиля управления, войне за знания и войне интеллекта". Китай  развивает концепцию Сетевых  сил (воинские подразделения численностью до батальона), которые состояли бы из высококлассных компьютерных экспертов, обученных в множестве государственных университетов, академий и учебных центров. Основной акцент делается на привлечение активной молодежи.

     Великобритания

     Британское  представление об информационной войне  схоже с американским. Это определение  информационной войны как действий, воздействующих на информационные системы  противника, при одновременной защите собственных систем.

     Кроме того, Великобритания использует юридическую структуру, основанную на существующих законах, которая в значительной степени может применяться к действиям в киберпространстве - Regulation of Investigatory Powers Act (RIP), принятый в 2000 году.

     Он  предлагает, что нападения на информационные системы может рассматриваться как обычное уголовное преступление со всеми вытекающими последствиями. Данный акт позволяет британскому правительству перехватывать и читать электронную почту, а также требовать расшифровки личных файлов по требованию государственных чиновников.

     Франция

     Французы  рассматривают концепцию информационной войны, состоящей из двух главных  элементов: военной и экономической (или гражданской). Военная концепция  предполагает несколько ограниченную роль информационных операций и направлена на миротворческие цели. В этом контексте, союзники не рассматриваются противниками.

     Напротив, экономическая или гражданская  концепция включает более широкий  диапазон потенциального применения информационных операций. В этом случае французы не видят себя связанными рамками НАТО, ООН или согласием США. Их подход к экономическому конфликту учитывает тот, чтобы быть и союзником и противником одновременно. Французы даже имеют экономическую школу для информационной войны.

     Франция активно формирует структуры по контролю ее граждан в киберпространстве. Есть информация о том, что французы создали собственную версию системы "Эшелон" (по сообщениям американской прессы система направлена на перехват фактически всех частных глобальных коммуникаций). Frenchelon, так некоторые назвали эту систему, по сообщениям используется для контроля и анализа французских коммуникаций особенно в районе Парижа.

     Информация  пронизывает все сферы современной  жизни и для молодой части  населения Земли уже и есть единственная реальность и коммуникация с миром: интернет, ТВ и печать - все что нужно, чтобы чувствовать себя обладателем информации, а, значит иметь власть.

     Сфера применения информационного оружия настолько широка, что лишь им одним  можно выигрывать и проигрывать  войны. Методы применения информационного оружия хорошо зарекомендовали себя и во время цветных революций в Грузии и Украине.

     Информационное "оружие" называли оружием будущего и главный поражающий фактор информационного "оружия" - манипуляция сознанием.

     Огромную роль в глобализации информационных войн играет интернет. С ростом его популярности некоторые люди настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Это - наркотизирующий воображаемый мир, и мышление погруженного в него человека становится аутистическим. Вследствие чего и происходит манипуляция. 6

     Информационное  пространство фактически стало театром  военных действий, где каждая противоборствующая сторона стремится получить преимущество. Средствами реализации программно-технических методов являются компьютерные вирусы, логические бомбы и аппаратные закладки, а также специальные средства проникновения в информационные сети.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ  СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

     Информационную  войну периода холодной войны сразу связывают с работой западных радиостанций, которые тщательно глушились в СССР, но все равно «накрывали» своим вещанием почти всю территорию страны. Исследователи считают, что существенную роль в информационной войне играли нетрадиционные носители информации. Основной составляющей стала пропаганда при помощи материального мира. Система пропаганды не была готова работать с таким срезом информационного воздействия. «Первым типом нового информационного влияния можно считать бытовые вещи, изготовленные на Западе, вещи лучшего качества. Вещи шли впереди, выполняя несвойственные им функции носителей информации. Опираясь на них, воображение рисовало уже совсем иной мир. Другим носителем информации также были вещи только на экране кино или телевидения – второстепенная информация, не связанная с сюжетом. Третьим носителем становились люди, побывавшие за границей. Обсуждение этих вопросов происходило не на официальном уровне, а на уровне личных контактов. А именно личностный уровень является наиболее благоприятным, поскольку мы получаем информацию от знакомого человека, которому доверяем. Так мы стали получать западные стандарты» Так же, следует заметить то, что информационно-психологическое воздействие на психику масс направлено с целью формирования в массах определенных идеологических установок. Таким образом, чтобы манипулировать массой внутри государства, и прогнозировать реакцию масс на, те или иные события. Мощнейшая идеология была сформирована в советское время. Идеология давала общую ориентацию жизни коммунистического общества и устанавливала рамки и принципы деятельности его власти. В результате антикоммунистического переворота в горбачевско-ельцинские годы,  были разгромлены все основные опоры советского социального строя. Анализ последующего идеологического взрыва, даёт нам следующую почву для размышлений.

Информация о работе Коммуникация как составляющая национальной безопасности