Коммуникация как составляющая национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить методы использования средств коммуникации, ключевые параметры средств массовой коммуникации, применяемые как для ведения информационно-коммуникативных войн, так и для поддержания национальной безопасности. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить феномен национальной безопасности в коммуникационном пространстве;
- указать особенности реализации концепций национальной безопасности в политических практиках ведущих мировых держав;
- проанализировать информационно-коммуникативную составляющую национальной безопасности современных государств;
- рассмотреть информационно-коммуникативные условия обеспечения национальной безопасности России.

Оглавление

Введение……...…………………………………………….………………….......3
ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ….……...………......…5
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ……………………………….………………...…11
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ ………………………………………..…………………..17
НАЦИОНАЛЬНЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………….…………………….……...27
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список используемых источников и литературы…………..……

Файлы: 1 файл

Коммуникация как сост национальной безопасности(корректир).doc

— 181.50 Кб (Скачать)

  Министерство образования и науки Российской Федерации 

Государственное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования

"УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ 

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 
 

Кафедра политологии, социологии и связей с  общественностью 

Курсовая  работа

по дисциплине "Основы теории коммуникации " на тему:

" КОММУНИКАЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент  гр. СО-09-01                                         А.В.Бикинеева 

Проверил: к.с.н., доцент                                                          А.А.Махов 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа – 2010

Оглавление

 

Введение……...…………………………………………….………………….......3

  1. ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОММУНИКАЦИОННОМ  ПРОСТРАНСТВЕ ….……...………......…5
  2. ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  КОНЦЕПЦИЙ  НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  В ПОЛИТИЧЕСКИХ  ПРАКТИКАХ  ВЕДУЩИХ МИРОВЫХ  ДЕРЖАВ……………………………….………………...…11
  3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ  СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ  СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ ………………………………………..…………………..17
  4. НАЦИОНАЛЬНЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ  РОССИИ  И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ  ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………….…………………….……...27

Заключение…………………………………………………………………….....33

Список используемых источников и литературы…………..……….………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность данной работы определена тем, что поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что отдельный человек самостоятельно разобраться в нем не в состоянии. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление – важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает широкие возможности для манипулирования массовым сознанием. Особенно актуальна эта проблема стала для России, страны, в которой грамотность населения в сфере массовых коммуникаций низка, а темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ в манипулятивных целях.

     Объектом  данной работы является национальная безопасность современного государства, а предметом - информационно-коммуникативные методы её обеспечения.

     Цель  работы - определить методы использования средств коммуникации, ключевые параметры средств массовой коммуникации, применяемые как для ведения информационно-коммуникативных войн, так и для поддержания национальной безопасности. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

     - определить феномен национальной  безопасности в коммуникационном пространстве;

     -  указать особенности  реализации  концепций национальной безопасности в политических практиках ведущих мировых держав;

     -  проанализировать информационно-коммуникативную  составляющую национальной безопасности  современных государств;

     - рассмотреть информационно-коммуникативные условия обеспечения национальной безопасности России.

     Изучать возможные информационно-коммуникативные условия обеспечения национальной безопасности необходимо и для того, чтобы уметь ими пользоваться и уметь от них защититься. Французская школа паблик рилейшнз вписывает свой объект в такую парадигму: реклама строится на стратегии желания, а паблик рилейшнз на стратегии доверия.1 Можно продолжить этот ряд, сказав, что пропаганда строится на стратегии убеждения. Информационно-коммуникативные войны, как мы постараемся показать, строятся на стратегии резонанса, когда одна коммуникативная составляющая начинает функционировать таким образом, чтобы заменить собой все остальное, когда одно сообщение в состоянии взбудоражить все общество.

     Если  классическая наука сориентирована на процессы анализа информации, то в данном случае нас будут интересовать процессы распространения информации, варианты создания благоприятных контекстов для успешного проведения коммуникации. Для изучения этих процессов необходимо знание теории коммуникации, социальной психологии, социологии.

     При написании данной работы, были использованы труды известных российских авторов, В.В.Цыганкова, С.А.Зелинского, Г.Г.Почепцова, зарубежная и российская периодика, интернет-ресурсы. Курсовая работа объемом 36 страниц состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и презентации.  
 
 

 

  1. ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
 

     Коммуникативное пространство мы можем представить  себе в виде карты, где есть места  облегченного прохода коммуникации и места, где существуют точки сопротивления, куда коммуникация проникает с трудом.

     Рассматривая  вопрос коммуникации как составляющей национальной безопасности, мы должны выделить важную роль средств массовой коммуникации, оказывающую с помощью различных технологий манипулятивное воздействие на психику масс. Психика современного индивида привыкла получать различные потоки информации. Известно, что в результате выполнения однотипных действий в результате длительного времени формируется привычка. Такая привычка сформирована и в психике современного человека. Он уже не может без информации. Без информации в его психике начинает развиваться симптоматика психопатологии, и такой индивид вынужден подключиться к какому-либо источнику информации, для того чтобы снять психологическое напряжение, девальвировать развивающуюся в его психике пограничную симптоматику.

     «В данном случае мы используем в качестве основного и родового понятия — коммуникацию, — пишут Г. Грачев, И. Мельник. — Это понятие позволяет охватить все многообразие ситуаций, в которых на человека воздействует окружающая его информационная среда современного общества. Под коммуникацией в социальной психологии понимается передача информации, сообщений, разнообразных сведений. Но, в отличие от общения она может иметь как двухсторонний, так и односторонний характер. ...Зачастую она связана с опосредованным общением, то есть с передачей информации при помощи технических устройств, в том числе средств массовой коммуникации — телевидения, радио, прессы и т.п.».

     В современных условиях существования невозможно быть социально активным членом общества, добиться успехов в жизни и смотреть на мир с маргинальных позиций. Это невозможно еще и потому, что все индивиды в процессе собственного существования уже, так или иначе, получают информацию из внешнего мира, в том числе и путем вступления в межличностные контакты. Не общаться с другими невозможно, и подобное общение происходит на работе, учебе или в кругу семьи. А значит, даже те индивиды, которые как будто намеренно (сознательно) не читают прессу, не смотрят  телевизор, не ходят в кино, в театры, и т.п. — все равно волей-неволей получают различного рода информацию от других индивидов. Это как распространение слухов. Вы можете не желать ничего знать, но информация все равно дойдет до вас. Кроме того, СМК и СМИ широко используют законы суггестивного влияния на массы, понимая, что для того чтобы любая информация беспрепятственно проникала в подсознание (и уже оттуда воздействовала на сознание), хотя бы часть подаваемой информации должна не только иметь правдивый характер, но и быть понятной целевой аудитории (т.е. отражать их интересы и бессознательные желания).

     Телевидение оказалось сегодня основным информационным нервом, который в состоянии интегрировать общество, преодолеть его стремление к фрагментарности. Массовое сознание в любом обществе нуждается в элементах социального управления. Но управление коммуникативным процессом не похоже на управление заводом или фабрикой. Метод жесткого давления, применявшийся в бывшем Советском Союзе, показал свою неэффективность. Были затрачены миллиардные средства, отвлечены в идеологию сотни тысяч людей, чего сегодня мы просто не в состоянии сделать. Но и в этой ситуации активной работы отделов пропаганды и интенсивного глушения западных голосов все равно была проиграна холодная война, война, отметим, чисто символическая.

     Однако  опыт жесткого контроля, который оказался хорош в случае материальных объектов, не дает тех же эффективных результатов  в случае информационных объектов, подчиняющихся другим закономерностям.

     Метод контроля информационно-коммуникативного пространства состоит не в его закрытии, к чему в первую очередь стремятся властные структуры. Такой подход является прерогативой слабого игрока, создающего для себя особые льготы. Иной вариант лежит в использовании определенных резонансных коммуникативных технологий. Ни одно общество не в состоянии уйти от тех или иных методов социального управления. Если тоталитарное общество поддерживало свою идеологию силовыми методами, то демократическое общество, решая аналогичные задачи, не имеет интереса к репрессивным методам. Поэтому оно переходит к управлению общественным мнением, стремясь таким образом достигнуть необходимого уровня консенсуса в обществе. Управление общественным мнением - наука более сложная, чем это представляется на первый взгляд. Можно перечислить такие функции, выполняемые ею в рамках работы с массовым сознанием:

     а) формирование повестки дня (списка приоритетов): что именно и в каком аспекте обсуждается общественным мнением;

     б) переключение общественного мнения с одного аспекта на другой;

     в) введение в общественное мнение новых  тем и ситуаций;

     г) организация поддержки инициатив  властных структур с помощью общественного  мнения;

     д) контрпропагандистская работа, заключающаяся  в ответе на информационные действия другой страны.

     В американской модели такого управления 50-60 человек сотрудников Белого дома разрабатывают и удерживают интерес  центральных СМИ к тем проблемам, которые признаются значимыми для страны на данный день и на данную неделю. Это направление имеет название СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ. В отличие от коммуникаций тактических, чьи функции выполняют пресс-службы, стратегические коммуникации определяют, ЧТО и КАКИМ ОБРАЗОМ должно быть сказано. Тактические - ГДЕ и КОГДА будет сказано. Дополнительной специализацией в рамках этого направления является spin doctor.2

     Помимо  упоминаемых ТВ, кино и прессы следует обратить внимание, что к подобным средствам массового воздействия относится также литература, искусство, образование и т.п., — то есть играют роль все способы, с помощью которых происходит (или может произойти) изменение в массовом сознании посредством внедрения в подобное сознание (через подсознание) каких-либо установок. На наш взгляд, также весьма важно определить одну особенность коммуникации с точки зрения национальной безопасности, на которую обращает внимание кандидат политических наук М. Ю. Павлютенкова. «...Ведение информационной войны никогда не бывает случайным или обособленным, — пишет М. Ю. Павлютенкова, — а подразумевает согласованную деятельность по использованию информационно-коммуникативного оружия для ведения боевых действий — будь то на реальном поле брани, либо в экономической, политической, социальной сферах».3

     Национальная  безопасность в коммуникативном  пространстве, прежде всего подразумевает:

     - защиту инфраструктуры систем жизнеобеспечения государства — телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т. д.;

     - предотвращение промышленного шпионажа — хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах и т. п.;

     - предотвращение взломов и использования личных паролей VIP-персон, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации;

     - исключение возможности электронного вмешательства в процессы командования и управления военными объектами и системами, «штабная война», вывод из строя сетей военных коммуникаций;

       «...Специалисты американского Института компьютерной безопасности считают, — отмечает М. Ю. Павлютенкова. — Что информационно-коммуникативная война, в конечном счете, нацелена на мировую экономику. А потому в Университете национальной обороны в Вашингтоне создана специальная группа студентов с целью подготовки специалистов по ведению компьютерной войны. Их основное оружие — клавиатура, с помощью которой они на расстоянии смогут вывести из строя неприятельские коммуникации, манипулировать средствами информации и связи, разрушать финансовые системы.

     К. X. Каландаров приводит пример своего рода кодирования информации со стороны средств массовой коммуникации, и определенных законов информационно-коммуникативного воздействия, выделяя следующие пункты:

Информация о работе Коммуникация как составляющая национальной безопасности