Виды источников административного права и определение их сущности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Для того, чтобы определить источники административного права, в первую очередь нужно понимать, что есть источник права. Понятие «источник права» уже в античное время использовалось многими исследователями (Тит Ливий, Цицерон) в смысле основы, на базе которой получает развитие право любой страны.[1] В наше время под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение.

Оглавление

Введение

1. Источники административного права. Их виды

2. Понятие и виды нормативно-правовых актов

3. Система источников административного права

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Виды источников административного права и определение их сущности.doc

— 134.00 Кб (Скачать)


Курсовая работа: Виды источников административного права и определение их сущности

Название: Виды источников административного права и определение их сущности

Раздел: Рефераты по государству и праву

Тип: курсовая работа Добавлен 10:16:46 18 января 2011 Похожие работы

Просмотров: 2013 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

1.  Источники административного права. Их виды

 

2.  Понятие и виды нормативно-правовых актов

 

3.  Система источников административного права

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти.

 

Для того, чтобы определить источники административного права, в первую очередь нужно понимать, что есть источник права. Понятие «источник права» уже в античное время использовалось многими исследователями (Тит Ливий, Цицерон) в смысле основы, на базе которой получает развитие право любой страны.[1] В наше время под источником права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Во-вторых, нужно знать, что нормы права возникают не самопроизвольно, они вырабатываются, формулируются в результате сознательно-волевой деятельности людей на основе существующего в данном обществе уровня юридического сознания, а затем включаются как статьи, параграфы, пункты и т.д. в акты государственных и муниципальных органов. Вследствие вышеизложенного, акты, содержащие такие правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения. В целом же, по мнению отечественных юристов, административное право относится к числу самых несистематизированных отраслей правовой системы Российской федерации.[2] Во многом это обуславливается многопрофильностью системы административного права. Однако, многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Так, на шестых «Лазаревских чтениях» в апреле 2002г. одним из первых направлений было обоснование необходимости дальнейшего совершенствования теоретической основы, т.е. переосмысления и в определенном смысле разработки современной теории административного права, определением существующих в нем понятий, вычленением и обоснованием различных его институтов, подотраслей административного права. Важным также является решение проблем, связанных с его системой и структурой, принципами и функциями, созданием нового административного законодательства, его дальнейшей систематизацией и кодификацией. Именно поэтому на страницах современных периодических изданий юридического профиля, активно обсуждается вопрос о том, какое именно законодательное оформление должна получить в будущем система российского административного права.[3]

 

Таким образом, цель настоящей работы заключается в рассмотрении видов источников административного права, определении их сущности, установке и раскрытии существующих между ними связей.

 

Структурно работа выполнена следующим образом: введение, три главы, заключение, в котором подводится итог проведенному исследованию, и завершает работу список используемой литературы.

 

При написании настоящей работы использовались нормативно-правовые акты, учебная и периодическая литература.

 

 

 

1. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИХ ВИДЫ

 

 

 

К источникам административного права относятся те нормативно-правовые акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном ведомстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью. К источникам административного права не относят правовые акты ненормативного характера. Обширность, многообразие отношений предмета административно-правового регулирования влекут за собой большое число нормативных актов.

 

Вследствие этого является полезной их классификация, в особенности по признакам правовых свойств, а также форм правовых нормативных актов.

 

Правовые свойства нормативных правовых актов, как известно, неодинаковы. Различаются акты с высшими юридическими свойствами (законы), подзаконные акты – нормативно-правовые акты самой различной субординации (акты управления), конкретизирующие законы др.

 

Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

 

В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно правовые акты, т.е – по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько групп:

 

·  Акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов;

 

·  акты Президента Российской Федерации;

 

·  акты государственной администрации;

 

·  акты муниципальных органов;

 

·  публичные договоры;

 

·  акты правосудия;

 

·  административные обыкновения.

 

I. В первой группе источников можно различать:

 

1. Федеральные законы и иные нормативные акты Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета РСФСР:

 

а) Конституция Российской Федерации;

 

б) федеральные конституционные законы (О Правительстве Российской Федерации, об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации и др.);

 

в) федеральные законы и законы РСФСР (Основы законодательства, кодексы и др.);

 

г) декларации, положения, акты об амнистии и другие акты Верховного Совета РСФСР, палат Федерального собрания Российской Федерации.

 

2. Законодательные акты субъектов Федерации:

 

а) конституции, уставы субъектов Федерации;

 

б) законы субъектов Федерации.

 

II .Вторая группа - акты Президента Российской Федерации (указы и распоряжения). Поскольку Конституция Российской Федерации не отнесла Президента ни к одной из трех ветвей власти, Президент и его акты занимают особое место в правовой системе России. Акты Президента - важнейший источник административного права.

 

III. Третья группа - акты государственной администрации - самая многочисленная как по количеству актов, так и по их источникам группа.

 

1. Административные акты федеральных органов и организаций:

 

а) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

 

б) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

 

в) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

 

г) акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

 

д) акты Банка Российской Федерации

 

2. Административные акты субъектов Федерации:

 

а) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

 

б) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

 

в) приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов Федерации;

 

г) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

 

д) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

 

IV. Любые нормы права, регулирующие вопросы административного принуждения, являются административными. И если такие нормы принимаются решениями муниципальных органов, эти акты становятся источниками отраслевых норм.

 

V. Правовая роль публичных договоров, содержащих нормы административного права в России достаточно велика. Существуют четыре вида публичных договоров:

 

1. Международные договоры.

 

В ч. 4 ст. 15 Конституции России сказано: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Конечно, правительство, министерство не вправе заключать с органами зарубежных государств договоры, которые противоречат законам Российской Федерации.

 

2. Федеративные договоры – договоры между Российской Федерацией и ее субъектами.

 

3. Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.

 

4.Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

 

VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

 

Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

 

В США, Великобритании, Франции и во многих других зарубежных странах суды стали главными творцами современного административного права. Такое явление было вызвано тем, что они первыми столкнулись с недостаточным, а нередко просто с неясным и противоречивым законодательным регулированием административной деятельности и начали активно формулировать процессуальные и даже материальные нормы административного права.

 

В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права:

 

1. Акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России.

 

2. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционный Суд РФ рассматривает вопросы о соответствии Конституции России и федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции Российской Федерации. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

 

VII. Административные обыкновения в наше время в России, во-первых, существуют как правила деятельности в отдельных государственных организациях, это локальные нормы. Во-вторых, они нормативно нигде не закреплены, являются сложившимися в конкретных организациях обычаями (неформальными нормами) деятельности (например, распределения дел между служащими, существующими процедурами визирования документов и т. д.). В-третьих, они субъективны, в том смысле, что используются, если их признает руководитель организации или пока их не закрепят в актах субъектов власти.

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

 

 

Нормативные правовые акты подразделяются по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

 

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

 

- нормативные акты государственных органов;

 

- нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.);

 

- совместные акты (государственных и негосударственных организаций);

 

- нормативные акты, принятые в порядке референдума.

 

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

 

- общефедеральные;

 

- акты субъектов Федерации;

 

- акты органов местного самоуправления;

 

- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

 

В зависимости от срока действия различают:

 

- акты неопределенно длительного действия;

 

- временные акты.

 

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

 

Нормативно-правовые акты также подразделяются по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, семейное, уголовное, трудовое законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они объединяют нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, военное, морское, торговое законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

 

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на:

 

- акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;

 

- акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;

 

- акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

 

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определен также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов. Законом также определяется, в компетенции какого органа находится издание того или иного нормативного акта.

Информация о работе Виды источников административного права и определение их сущности